МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Марта 2022 года
Oculi
Лк. 4, 31-37
31 И пришёл в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
37 И разнёсся слух о Нём по всем окрестным местам.
Есть в этом мире сущности, которым не надо придавать большого значения. К таковым сущностям относятся в том числе расточаемые друзьями восхваления твоих достоинств. Искренне стремясь сделать тебе приятное, они могут сказать «хорошо» в отношении того, что вовсе не было хорошим. Например, я неоднократно становился свидетелем ситуации, когда исполнитель играл весьма посредственно, но друзья и поклонники потом говорили ему: ах, как хорошо Вы сегодня играли! Такие похвалы таят в себе большую угрозу – человек может подумать, что у него и вправду всё хорошо, а это верный путь к деградации. Ведь если всё хорошо, то зачем стремиться к каким-то улучшениям, к совершенствованию? Не говоря уже о том, что, привыкая выслушивать восторженные ахи и охи, такие люди потом начинают обижаться на критику. Так что похвалы друзей хоть и приятны, но стоят немного. Куда более ценно, когда твои достоинства вынуждены признать враги. Они бы и рады умалить, принизить, но реальность настолько очевидна, что её остаётся только признать. О таком вот признании со стороны врага и поведал нам сегодня евангелист Лука. « 33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: 34 оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий».
Иисус был и остаётся врагом зла и греха. Во время Своего земного служения Он изгонял из людей носителей зла, освобождая их от власти нечистых духов. Эти духи были бы рады не подчиниться слову Господа, но не могли, потому что во всём мироздании нет никого, кто мог бы противостоять воле Бога. И вот, один из этих духов свидетельствует о божественности Христа и Его намерениях. Сказанное им – не восторженные крики людей, сопровождавших Спасителя во время Входа в Иерусалим. Это голос врага, исполненного ненависти, который был бы рад игнорировать повеление Господа, изрыгнуть какую-нибудь ложь или оскорбление, но не может этого сделать. Вот почему для всех верных это свидетельство чрезвычайной важности, являющее Иисуса как Христа, как Истинного Бога; являющее цель Его служения – не просто освобождение человека от власти зла и греха, но уничтожение и того и другого.
Итак, даже враги свидетельствуют о божественности Христа и Его намерениях. При наличии такого свидетельства глупо сомневаться. При наличии такого свидетельства мы можем иметь твёрдую уверенность в главной вести Нового Завета: Бог сошёл в этот мир, чтобы избавить людей от власти диавола и открыть им путь в своё царство. Правда, Он сделал это способом, весьма странным с точки зрения обычной житейской мудрости – умалился до образа смертного, стал бесприютным странником, а в конце концов претерпел самые мучительные страдания и позорную смерть. Но человеческая логика отличается от Божественной. Как было возвещено через пророка, «Мои мысли – не ваши мысли». И нам остаётся лишь склониться перед Его промыслом, уповая на то, что, преображённые для бытия в Его Царстве мы сможем понять, почему Он действовал именно так, а не иначе. Впрочем, это не главное. Намного важнее нечто иное.
Нам не следует рассматривать случившееся в капернаумской синагоге, как единичное изолированное событие. Нам следует воспринимать рассказ евангелиста, как окно в Божественную реальность, через которое мы можем увидеть то, чем Бог занимается всегда. Он не просто однажды очистил отдельного человека – Он вообще очищает людей. Он не просто освободил одного человека от власти злого духа – Он вообще избавляет от власти зла. Более того. Нет никого, кто не мог бы быть очищен, кто не мог бы быть освобождён. Нет никого, кто был бы изначально отвергнут, кто был бы изначально исключён из плана спасения. Дорога в Божье Царство открыта для всех, по ней может пойти абсолютно любой. А если кто-то не сподобился этого сделать, то исключительно по собственной глупости. Мы с вами неоднократно говорили о том, что главное призвание христианина – благовестие. Почему? Потому что Господь хочет, чтобы мы доносили до ближних великую Весть: через Голгофскую жертву Христа Бог открыл людям путь к вечности; Он готов очистить и освободить всякого, желающего довериться Ему и через сие освобождение сделать его пригодным для Божьего Царства. Мы призваны нести ближним эту Весть, дабы и они могли стать участниками Господних обетований, могли стать свободными. Однако, тут есть проблема. Многие христиане предпочитают молчать. Вера – это личное дело каждого, надо быть, как сейчас выражаются, толерантными и уважать иные взгляды. Заблуждение. Речь идёт не о системе взглядов, а том, станет человек свободным во Христе и обретёт жизнь или останется рабом греха и смерти. Не далее, как на прошлой неделе я стал свидетелем такого случая. Жена одного баптистского проповедника зашла в бар, где в основном собирается молодёжь, и приглашала присутствующих на молодёжное служение. Хороший пример того, что должно делать. Есть другой вариант: христианин не молчит, но, вместо того, чтобы говорить о приблизившемся во Христе Божьем Царстве, начинают толковать о необходимости соблюдения норм того или иного исповедания. Большая ошибка. Все нормы и традиции, равно как и значительная часть богословских суждений, которым многие придают столь большое значение, исходят от людей, являются чисто человеческим изобретением. А в силу этого все они глубоко вторичны. Они не спасают. Спасает только лишь вера во Христа, полное доверие Ему, освобождение от власти зла через принятие жертвы Голгофы. Сейчас продолжается время Великого Поста, чрезвычайно подходящее для того, чтобы поразмыслить именно об этом – о том, что соделал для нас Господь, и что благодаря сему деянию для нас открылось. А открылся нам путь спасения, путь освобождения от власти зла и греха. Свидетельство об этом пришло даже от сил зла. После такого свидетельства предельно глупо топтаться на месте. Нужно идти.
Мир лежит во зле. Люди страдают от одержимости силами этого зла. Но, как уже было сказано в прошлое воскресенье, не следует думать, что одержимость непременно выглядит так, как описал св.Лука. Рассказанное им – особо тяжёлый случай, крайность. Обычно всё выглядит намного проще. Человек думает, что творит свою волю, а на самом деле льёт воду на мельницу дьявола. Отчего в мире столько зла и всяческих бедствий? Именно по причине этой самой одержимости. Люди полагают, что живут или по Божьей воле, или по своей собственной, в то время как на самом деле творят волю дьявола. Главная их проблема в том, что, будучи порабощены злом, они становятся неспособными отличить зло от добра. Но Христос, изгнавший злого духа из одержимого в капернаумской синагоге, может освободить и любого другого. Однако, для этого нужна вера. Нужно доверие Христу, желание быть именно с Ним, всецело принадлежать Ему. А откуда всё это возьмётся, если человек порабощён злом и не может уразуметь истину? Вот именно поэтому так важно благовестие, молитва каждого христианина. Если помните, в прошлое воскресенье мы также говорили об изгнании злого духа из одержимого. Но одержимый не обратился ко Христу самостоятельно – это сделал его отец. Если бы он этого не сделал, сын так и остался бы одержимым. Именно поэтому мы не должны молчать. Мы должны свидетельствовать далёким от Христа ближним и молиться о них, дабы по нашим просьбам Господь сделал для ближних то же, что Он сделал для одержимого в капернаумской синагоге. Мы должны обращаться ко Христу, ибо Он и сегодня желает очищения людей. Очищения, освобождениия от власти диавола, от плена греха и смерти с тем, чтобы ввести их в Своё Царство. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
07 Марта 2021 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
15 Марта 2020 - 3-е воскресенье Великого Поста (Oculi) (Пастор Е. Романенко)
24 Марта 2019 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
04 Марта 2018 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
19 Марта 2017 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
28 Февраля 2016 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
08 Марта 2015 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
23 Марта 2014 - 3 воскресенье Великого поста – Oculi (Пастор Д. Лотов)
03 Марта 2013 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Проповедь в третье восресенье великого поста (Oculi) (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
15 Марта 2009 - Oculi – третье воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)