МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Марта 2013 года
Oculi - 3 воскресенье Великого поста
Мк. 12, 41-44
И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.
Думаю, что все вы помните притчу Иисуса о мытаре и фарисее. Этот фарисей, войдя в храм для молитвы, занимался перечислением всего того, что он считал своей добродетелью перед Богом. Одной из этих добродетелей было отделение для Бога десятой части из всего того, что он имел. Надо сказать, что десятая часть всех доходов – это не так уж и мало. Попробуйте регулярно отдавать то, что называется десятиной и, особенно если ваш доход невелик, вы очень быстро ощутите, насколько это накладно.
Десятина была одним из установлений закона. Посредством исполнения закона иудей не просто вёл жизнь, угодную Богу. Таким образом он старался заслужить милость Божию. Как мы говорим сегодня, они пытались «заработать» спасение. Обычно это говорится в отрицательном смысле – как пример напрасных усилий, потому что спасение и милость нельзя ни заработать, ни заслужить – они даются Богом, как дар. Однако не стоит осуждать людей Ветхого Завета за их воззрения. Они не знали и не могли знать то, что стало достоянием верующих с приходом Иисуса. У них был Закон, данный Богом, и они исполняли его с вполне обоснованной уверенностью в богоугодности совершаемого. Сейчас всё иначе. Мы, народ Нового Завета, знаем, что милость Бога не зарабатывается и невозможно стать праведным за счёт отчисления определённого процента со своих доходов. Но вот, перед нами совершенно реальный человек - бедная вдова, которая внесла в храмовую сокровищницу не 10% своего имения, а намного больше. Мы не знаем о причинах, подвигших её на такую жертву, но сия жертва была действительно велика, потому что, как сказал Господь, она отдала всё своё пропитание. Примечательно, что на протяжении всей истории Церкви эта вдова воспринималась как положительный персонаж. Иисус явно говорил о ней с симпатией, обратив на неё особое внимание учеников. Но если материальные пожертвования не имеют никакого значения для спасения, то чем вызвана эта симпатия?
Иисус весьма критически относился к исполнению закона иудеями, т.к., позабыв о его духе, они стали ревнителями буквы. Вдова же действовала не по букве, а по духу, отдав Богу всё своё достояние. Она не совершала формальный расчёт, исходящий из принципа «заплати налоги и спи спокойно» - она совершала служение так как могла и чем могла. А служение – это всегда жертва. Жертва, определяющаяся не установленными цифрами, а потребностью души.
Сегодня Ветхий Завет актуален для нас лишь в той степени, в которой подтверждается Новым. Многие понятия и установления ушли, но жертвенное служение осталось, причём высший пример такого служения явил нам Сам Иисус. Христовы верные призваны следовать тем же путём. Но что человек может пожертвовать Богу? Что можно Ему пожертвовать, если весь этот мир, являясь Его творением, и без того принадлежит Ему? И поистине, было бы весьма наивно полагать, что Всемогущий Бог, Творец всего видимого и невидимого, нуждается в приношении Ему материальных объектов и получает удовольствие от вони сжигаемых на жертвеннике жира и внутренностей. Каким же образом человек может послужить Богу? Св.Писание даёт на это ответ устами псалмопевца, который говорит: «Жертва Богу – дух сокрушённый». Единственная реальная жертва, которую может принести человек – это себя самого. Здесь нет процентов, здесь нет частей, ибо душа неделима. Здесь можно отдать только так же, как и вдова – всё, что у тебя есть. Подлинное служение Богу начинается тогда, когда всё, что ты делаешь, ты делаешь для Него, во имя Его, посвящая Ему. Поэтому встаёт вопрос, каким путём мы идём: путём бедной вдовы, отдавшей всё, что у неё было, или путём тех людей, которые отдавали точно установленную часть и не более того.
Сейчас очень многие именуют себя верующими, но насколько самоназвание соответствует действительности? Может ли быть назван верующим тот, кто вспоминает о Боге только по случаю больших праздников и живёт исключительно для себя? Можно, конечно, вспоминать чаще. Есть люди, которые вспоминают о Нём весьма часто, которые молятся и ходят к мессе, что не мешает им ловко устраивать свои дела и вне мгновений молитвы жить отнюдь не Божественными ценностями. Молитва – это хорошо, она лишь средство, а не цель. На Библейских часах мы уже в течение длительного времени разбираем Послания Апостола Павла - в чём сила этих посланий? В том, что они написаны человеком, всецело посвятившим себя Христу. И когда Павел писал, что ради того, чтобы приобрести Христа, он всё почёл за сор, это не похвальба, не пустословие. Павел не позировал – он действительно так жил, не отделяя часть для Бога, а часть для себя самого.
Для чего нам даны святые? Для того, чтобы восторженно взирать на них снизу вверх? Нет. Они даны нам для того, чтобы на их примере мы могли учиться тому, как надлежит жить для Бога, отдавать себя Ему, приносить себя в жертву. И тот, кто удивляется неким великим духовным дарам, которые были даны тому или иному человеку, пусть прежде подумает о том, что эти дары были даны не просто так, а потому что человек посвятил себя служению Богу и получил дары для того, чтобы сие служение осуществилось наилучшим образом. Но как и чем я могу послужить Богу? На этот вопрос для каждого вопрошающего у Бога будет свой ответ – ведь служить Богу можно любым честным призванием. Не надо непременно становиться священником или тем более монахом. Служение Богу осуществляется не в силу должности. Оно начинается там, где вся душа, все помышления и деяния посвящаются Ему.
Продолжается время Великого поста, в которое мы с особой силой сосредотачиваемся на крестной жертве Спасителя. Он для нас пожертвовал очень многим. Чем мы пожертвовали для Него? Как я живу? Для чего и для кого стараюсь? Исполняю я собственные цели и замыслы или отдаю себя Богу и прошу, чтобы Он использовал меня как орудие Своего промысла? Готовы ли я исполнить Его волю, причём даже в том случае, если она будет находиться в полном противоречии с моими собственными планами?
В момент крещения мы стали святыми, Божьими избранными, членами Его народа. У каждого из нас есть этот статус. Теперь нужно его реализовать, подтвердить. Причём не надо специально ждать, когда на тебя снизойдёт какое-то особенное откровение. Надо просто в каждый день стараться жить не для себя, а для Бога, посвящая Ему каждое своё деяние и творя лишь то, что действительно может быть посвящено Ему. Причём всё сие должно твориться не для того, чтобы «заработать» спасение, а для того, чтобы быть с Ним. Чем христианин отличается от других людей? Отнюдь не внешними атрибутами, а желанием быть с Богом. И опять-таки не потому, что он хочет что-то получить, а просто потому, что не мыслит существования вне единства со своим Отцом.
Богатые люди клали в сокровищницу Храма большие пожертвования, но бедная вдова превзошла их. Сегодня каждый человек может уподобиться ей, потому что может пожертвовать Христу очень многое – самого себя. И не надо бояться что-то утратить, чего-то лишиться, потому что Господь сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
20 Марта 2022 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
07 Марта 2021 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
15 Марта 2020 - 3-е воскресенье Великого Поста (Oculi) (Пастор Е. Романенко)
24 Марта 2019 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
04 Марта 2018 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
19 Марта 2017 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
28 Февраля 2016 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
08 Марта 2015 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
23 Марта 2014 - 3 воскресенье Великого поста – Oculi (Пастор Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Проповедь в третье восресенье великого поста (Oculi) (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
15 Марта 2009 - Oculi – третье воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)