МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Марта 2020 года

3-е воскресенье Великого Поста (Oculi)


Лука 11:14-28
14. Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
18. если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
19. и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22. когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»;
25. и, придя, находит его выметенным и убранным;
26. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.
27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Дорогие братья и сестры,
Любите ли Вы фильмы или литературу ужасов — то, что сейчас называется жанром «хоррор»? Открою Вам страшный секрет, в молодости, еще задолго до того, как Господь обратил меня к Себе, я любил пощекотать себе нервы, скажем, книгами Стивена Кинга или Говарда Филипса Лавкрафта. Ну, или произведениями кого-нибудь из классиков этого жанра, вроде Эдгара Алана По.

Однако, самое жуткое литературное произведение, с которым мне довелось столкнуться в моей жизни — это не Кинг, и не Лавкрафт и даже не Эдгар Алан По. Самая жуткая книга, которую мне довелось читать это «Письма Баламута» известного христианского мыслителя и апологета Клайва Стейплза Льюиса. А вот почему же эта книга такая жуткая? Разрешите, я раскажу о ней подробнее.

Эта книга Льюиса — роман в письмах. И письма эти написаны от лица старого опытного демона по имени Баламут. Он дает подробные инструкции демону помладше о том, как сбить человека с пути истинного. Как соблазнить человека на грех, отвратить его от Христа, уничтожить в нем веру, словом, духовно погубить человека...

«Письма Баламута» написаны очень интересно, с чисто анлийским остроумием. И в них, кстати, есть множество важнейших для христианина истин и выводов. В этой книге очень хорошо показаны те ловушки, в которые христианин может попасть на своем духовном пути. И кстати, с христианской точки зрения в этой книге все заканчивается хорошо: человек, которого демон должен был сбить с истинного пути — умирает, но умирает христианином, умирает верным Христу. Он не становится добычей беса.

И все же, даже несмотря на то, что все заканчивается хорошо, после прочтения этой книги Льюиса остается тяжелое, гнетущее чувство. Почему? Потому, что Льюис отлично смог примерить на себя литературную маску демона. Ему очень хорошо удалось показать, как мог бы мыслить и что мог бы чувствовать такой злой дух, который искренне ненавидит людей и всем своим существом желает их погибели. Книга Льюиса такая жуткая, потому, что ни один роман из жанра «хоррор» (даже таких мастеров этого жанра как Кинг или Лавкрафт) так мастерски не показывает реальность зла.

Когда читаешь, например, Кинга — понимаешь, что все его «пугалки» - это фантазия, это вымысел. Что никаких злобных клоунов, живущих в подземельях под городом и пожирающих детей, как это было у Кинга в романе «Оно», - не было и нет. Это все плод его воображения.

А вот книга Льюиса «Письма Баламута» показывает нам, что злу не обязательно быть страшным и зубастым, не обязательно жутко выглядеть. Но тем не менне, зло, по Льюису - вполне реально. Льюис напоминает христианам, что Зло — это не какая-то безличная абстрактная сила. Зло личностно. Настолько личностно, что даже имеет свое имя. По-гречески это имя — diabolos, что означает «клеветник» или «разделитель» (т.е. тот кто сеет раздоры). По-арамейски — сатана — что означает «противник». И, к сожалению для нас, людей, этот дух зла - клеветник и противник — действует не один. Под его началом действует целая армия таких же злых духов, задача которых — лишать нас нашего спасения и сбивать с пути Истинны, отвращая нас от Христа. А также, как мы с Вами убедимся из сегодняшенего Евангельского текста, причинять людям всевозможные беды и страдания.

По славянски эти духи называются бесы, по гречески — демоны, то есть, если я не ошибаюсь, «мятежные духи». И Священное Писание говорит нам, что таких злых духов немало. Например, книга Откровения говорит нам о том, что треть сотворенных ангелов восстала против Бога и выступила на стороне сатаны.

И все эти духи, как и их предводитель диавол — к сожалению для нас - личностны, реальны и желают нашей погибели. И — как напоминает нам об этом книга Льюиса — эти духи работают очень упорно против каждого из нас.

Стоит ли нам изза этого отчаиваться, впадать в уныние или страх? Давайте посмотрим, что говорит об этом сегодняшней текст Евангелия: «Однажды (Иисус) изгнал беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» (Луки 11:14-15).

Евангелия Матфея и Марка эту историю описывают более подробно. И из этих Евангелий мы узнаем: во-первых, люди, которые обвиняют Христа в том, что Он изгоняет демонов силой старшего над демонами были из фарисеев — то есть из тогдашних ревнителей религиозного благочестия. А во-вторых, мы узнаем, что поступая таким образом, фарисеи совершают поистине непростительный грех — грех хулы на Святого Духа: явное действие Силы Самого Бога они предписывают сатане. И таким образом они отрицают Божественность Иисуса Христа. Впрочем, грех хулы на Святого Духа — отдельная и очень большая тема, которую лучше обсудить как-нибудь в другой раз. А пока вернемся к тексту Луки.

Итак, фарисеи говорят: Иисус Христос «изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» (т.е. силой старшего над демонами). Вполне очевидно, что мысль фарисеев развивается следующим образом: Иисус Христос учит чему-то, что не сочетается с их картиной мира, что не соответствует их представлениям о религиозном благочестии. Вспомним хотя бы исцеления, которые наш Господь совершал в субботу. Следовательно — рассуждают фарисеи — Иисус не может быть от Бога. А значит — продолжают рассуждать они - Иисус не может изгонять демонов Божьей Силой, Божьим Духом. И следовательно, если Иисус изгоняет из людей демонов Он может делать это только силой старшего над демонами. Силой, которую этот старший на демонами — тот самый веельзевул - зачем-то ему даровал.

То есть, по мысли фарисеев, веельзевул, начальник над демонами, по какой-то странной причине приказывает своим подчиненным-демонам рангом помладше подчиняться Иисусу… Но зачем? Может быть — ответил бы на этот вопрос фарисей — старший над демонами ведет какую-то свою тайную и непонятную нам, людям, игру… В общем, веельзевул — если следовать логике фарисеев — построил уж очень сложную комбинацию. И не совсем понятно, зачем.

Теперь же давайте посмотрим, что же отвечает фарисеям Иисус на такое обвинение: «Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт; если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями» (Луки 11:17-18).

Я рискну сделать такое предположение: здесь наш Господь использует такой прием как доказательство от противного. Если сатана — говорит Иисус - разделился сам в себе, то есть началась некая невидимая война, невидимая борьба между его приспешниками-демонами — то царству сатаны пришел конец и сатана теряет свою силу. Однако, и Христовы ученики и фарисеи могут воочию убедиться, что это, к сожалению, не так. Они могут убедиться, что сатана, увы, не потерял свою силу. Потому, что его приспешники — злые духи — мучают и истязают людей, как и раньше. И многочисленные примеры изгнания бесов нашим Господом, которые мы видим на страницах Евангелий, как и тот случай, который мы с Вами рассматриваем сегодня, изгнание демона немоты, — это только подтверждают.

Бесы, к большому сожалению для нас, все еще мучают и истязают людей. А следовательно, нельзя предположить, что царство сатаны как-то разделилось, что среди демонов началась какая-то «гражданская война», какое-то невидимое противостояние. Бесы действуют против людей точно так же, как действовали против них и раньше. И выступают они единым и сплоченным фронтом. Однако, стоит ли нам изза этого отчаиваться, впадать в уныние или бояться этих самых бесов?

Конечно, нет! Почему? Да потому, что ради нас вполотился и за наши грехи умер Тот, Кто сильнее демонов и сильнеей их главаря сатаны: «Если же Я — говорит Иисус - перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападёт на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Луки 11:20-22).

Наш Господь снова применяет этот прием, доказательство от противного. Он говорит: да, сатана реален и сатана силен. Но есть Тот, Кто сильнее сатаны. Потому что, как и в той аналогии, которую приводит наш Господь, власть над силачом может иметь только Тот, кто сильнее этого силача. Тот, кто уже победил, уже скрутил этого силача. Таким образом, Христос показывает фарисеям, что Он имеет власть даже над сатаной и над его приспешниками. Потому, что Иисус Христос сильнее сатаны! Потому, что Иисусу Христу, Единородному Божьему Сыну, покорено все творение. А поэтому, говорит Он: «Если ... Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас (фарисеев) Царствие Божие».

Таким образом, Господь вполне ясно и недвусмысленно дает понять: изнание Им демонов из людей, которые от этих демонов страдают это не «внутренние разборки» между различными групировками демонов. Это воистину явление Божьей Силы, Силы Божьего Духа!

И вот получается, что фарисеи своими рассуждениями сами загнали себя в ловушку. Им либо нужно признать, что сатана уже потерпел поражение (поскольку царство сатаны разделилось), но это противоречит их опыту противоречит, если можно так выразиться, «эмпирическим данным» - то есть тому факту, что до сих пор есть люди, которых бесы мучают и истязают; либо, второй вариант: признать, что Христос победил сатану, скрутил сатану Божьей Силой. А для фарисеев это означает признать, что Иисус пришел от Бога. И что Его чудеса и изгнание Им бесов — явление не демонической, но Божьей Силы! А в этом случае им придется признать свою неправоту. Как говорится, шах и мат, фарисеи.

И что самое трудное в этой ситуации для фарисеев, выбор между этими двумя альтернативами придется сделать, и это неизбежно. «Кто не со Мною — говорит Иисус - тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Это значит, что по вопросу Божественности Иисуса Христа невозможны никакие «компромиссные» позиции. Можно либо признать Его Воплотившимся Богом, либо — отвернгуть Его. Третьего не дано. Ну что же, вот перед таким непростым выбором оказываются фарисеи.

Однако, какое значение этот эпизод имеет для нас? Ведь мы же с Вами не фарисеи. И по вопросу Божественности Иисуса Христа, я уверен, каждый из нас давно уже сделал выбор — признал Его Полную Божественность. И никому из нас не придет в голову даже предположить, что Иисус изгонял демонов силой старшего над демонами. Меж тем, дорогие братья и сестры, я берусь утверждать, что этот эпизод для нас — современных христиан - имеет очень важное значение. Потому, что как и роман Льюиса, о котором я рассказал Вам в начале, подобные отрывки из Евангелий — в которых речь идет о демонах — напоминают нам, христианам, что зло — это не какая-то безличная сила. Зло не только вполне реально, оно еще и личностно. Силы зла — это личности и эти личности действуют очень упорно. Сатана и его приспешники — вполне реальные существа, которые ненавидят людей, наслаждаются, когда видят наши страдания, желают нашей погибели. И самое главное — хотят ввести нас во грех, отвратить нас от Христа и через это закрыть для нас путь к Богу и к Спасению.

А из этого следует важнейший для нас, христиан, вывод: ко злу нельзя относиться легкомысленно. Нельзя относиться легкомысленно ко греху. Потому что каждый раз, когда ты, христианин, находишься в опасной близости ко греху — есть вполне реальная и личностная сила которая ненавидит тебя и очень хочет, чтобы ты этот грех совершил.

Однако, следует ли этой силы, этих личностей — то есть диавола и его приспешников - бояться? Ответ на этот вопрос очевиден: нет, бояться их не следует! Христианину следует по-настоящему бояться только Бога. Однако, бояться Бога не каким-то иррациональным, тревожным страхом, но тем благоговейным и осмысленным страхом, который Священное Писание называет «началом мудрости». Бояться нужно греха — в том отношении, что нужно бояться прогневить Бога, нарушив Его волю.

Но диавола и его приспешников демонов нам, христианам, не следует бояться. Почему? Да потому что за нас на крест взошел и за наши грехи умер Тот, кто сильнее диавола. Тот, Кто, выражаясь языком сегодняшней притчи, связал сильного, войдя в его дом. Это наш Господь Иисус Христос: «(Как) дети причастны плоти и крови, то и Он (Иисус Христос) также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» — так говорит о воплощении Христа и о Его земной миссии Послание к Евреям (Евр 2:14). Да, Священное Писание говорит нам, что сатана и его подручные до сих пор действуют против нас в этом мире. Но Писание также говорит нам, что в конечном итоге этот дух злобы и его приспешники потерпят поражение. И что этих духов ждет вечный огонь, вечное наказание.

Царство сатаны действительно не устоит. Но не потому, что между бесами начался раздор. А потому, что Христос, взойдя на крест, нанес сатане смертельную рану, а в конечном итоге — в конце времен - окончательно одержит над ним победу. А это значит, что нам - христианам — не следует гнушаться защитой Христа. Не следует пренебрегать молитвой, пренебрегать Словом и Таинством. Как сказал однажды доктор Лютер, «если бы человек знал, сколько копий и стрел против него направлено в каждый момент его жизни, он прибегал бы к Святому Причастию как можно чаще». Христос не оставит нас, своих верных, и защитит нас от власти зла и тьмы. А значит, нужно сделать все возможное, чтобы пребывать в общении со Христом. Чтобы через Его Слово и Таинство приближаться ко Христу, а не отдаляться от него. Чтобы - если использовать тот образ, который использовал наш Спаситель — собирать со Христом, а не расточать.

Итак, какие выводы мы можем сделать? Евангельские тексты, в которых речь идет о демонах, такие как отрывок из Луки, который мы читали сегодня, говорят нам о том, что зло, к сожалению, реально. Реально и личностно. И книги, подобные «Письмам Баламута» Льюиса напоминают нам об этом. Силы зла — сатана и его приспешники-демоны — суть реально существующие личности, которые ненавидят людей, и желают нашей погибели, желают отвратить нас от нашего Спасителя Христа. И, как говорит нам сегодняшний текст из Евангелия от Луки, между демонами нет никаких внутренних разделений — как и во времена земного служения нашего Спасителя, эти злые духи выступают против нас единым и ораганизованным фронтом.

А из этого, дорогие братья и сестры, следует, что нельзя легкомысленно относиться ко греху и легкомысленно относиться ко злу. Чтобы не стать добычей этих злых сил, чтобы эти силы не отвратили нас от нашего спасителя Христа. Силы зла ведут борьбу против нас, а значит ни в коем случае нельзя сознательно становиться на их сторону, допуская, чтобы грех господствовал над нами.

Зло в нашем мире, к сожалению, реально. Может быть, оно и не похоже на те образы, которые мы находим в книгах и фильмах ужасов, но оно реально. И тьма реальна. Однако, не следует отчаиваться и впадать в уныние. Потому, что у нас с Вами, дорогие братья и сестры, есть доступ к Свету, который способен рассеять тьму. Диавол реален, но за нас сражается Тот, кто сильнее диавола: наш Господь Иисус Христос. Сатана вместе со своими приспешниками, несмотря на всю силу и власть в нашем нынешнем грешном мире, в конце концов, потерпит поражение.

И самое главное, как я уже сказал, за нас сражается наш Господь Христос, который сильнее диавола. Тот кто, «войдя в дом сильного, связал сильного». В Иисусе Христе у нас есть надежная защита от сил тьмы и зла. А значит, не нужно гнушаться защитой Христа, силой Христа. И значит, нужно через молитву, Слово и Таиснтво приближаться ко Христу, а не отдаляться от Него, принебрегая этими средствами Божьей благодати. Следует собирать со Христом, а не расточать.

«Если же Я — говорит Господь - перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападёт на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

20 Марта 2022 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2021 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2019 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
04 Марта 2018 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
19 Марта 2017 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2016 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
08 Марта 2015 - Oculi (Пастор  Д. Лотов)
23 Марта 2014 - 3 воскресенье Великого поста – Oculi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2013 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Проповедь в третье восресенье великого поста (Oculi) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Марта 2009 - Oculi – третье воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)