МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Марта 2021 года
Oculi
Откр.3, 14-22
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.
22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
В эпоху Лютера считалось, что посвящение человека в сан священника возносит его над обычными смертными, сообщая ему некую особую благодать – этакий пропуск первого класса в Царство Божие. Про монахов и говорить не приходится – они как бы уже пребывали на небесах. Это воззрение кое-где живо и по сию пору. Бывает, смотришь на некоторых служителей, на то, как они себя ведут, и создаётся полное впечатление, что до нимба над головой не хватает сущей малости. Но вот, Книга Откровения. В первой её части содержится немало неприятных слов, слов обличения, обращённых Господом через апостола Иоанна именно к служителям, к предстоятелям нескольких поместных Церквей, или, пользуясь сегодняшней терминологией, общин. Из этих обличений видно, что посвящение в сан человека праведным и безгрешным отнюдь не де-лает. А вот ответственность налагается очень большая. Соответственно и спрос с такого человека больше. Жаль, что многие этого не понимают и ведут себя так, как будто права у них все, а обязанностей никаких. Между тем, Господь, обращаясь к предстоятелю Лаодикийской общины, говорит: «15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Не надо думать, что сие слово актуально только для данного человека или для клириков. Оно актуально для каждого христианина. Мы неоднократно говорили о том, что христианство не может быть пассивным, и вот прямое тому подтверждение. Но что происходит с лаодикийским настоятелем, к которому обращены обличения Господа? Судя по тексту, это был служитель, у которого с внешней стороны всё было хорошо и замечательно: «17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды"». По-видимому, жаловаться ему было не на что, но проблема в том, что в душе этого человека произошли весьма прискорбные перемены: изначальное горение выродилось, деградировав до тусклого огонька коптилки. А такой огонь уже не даёт ни тепла, ни света – одна видимость. Думаете, сегодня таких мало? Предостаточно. С внешней стороны это почтенные и представительные люди, обладающие всеми атрибутами преуспевающего человека, но на самом деле это духовные банкроты, исправно исполняющие предписанные действия, но совершенно никуда не годные, как пастыри. Образ такого обанкротившегося пастыря прекрасно показан в фильме Ингмара Бергмана «Причастие». По мере действия оказывается, что помимо проповеди в церкви этому клирику совершенно нечего сказать прихожанам. При этом он отнюдь не враг креста и вполне нормальный человек. Но… «15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Как уже говорилось, слова Господа можно отнести не только к пастырям, но и к пастве. Ну вот, например, сейчас вошло в моду этакое вялое христианство лично для себя; по типу «я верую, но это моё дело, я никому свою точку зрения не навязываю и помалкиваю». В высшей степени толерантно и полит-корректно. Такого рода христиане столь хорошо маскируются, что об их христианстве могут не догадаться даже ближние. Возможно, это действительно очень удобно и всех устраивает. Только вот проблема в том, что Господь такого не приемлет. Именно об этом свидетельствует сегодняшнее чтение из Книги Откровения. А что Он тогда приемлет? Он хочет от Своих учеников не коптения, а горения. Он хочет, чтобы Его ученики вне зависимости от занимаемого положения, были источниками света и тепла, были Его активными свидетелями. Для этого совершенно необязательно стоять на церковной кафедре - свидетельство возможно везде. Была у нас в своё время такая прихожанка – ныне покойная Герда Хёршельманн. Однажды она попала в больницу. Думаю, вы прекрасно знаете, какого рода разговоры ведутся в многоместных палатах. И что делает фрау Хёршельманн, попав в это «замечательное» место? Свидетельству-ет. Результат: когда я приехал к ней со Св.Причастием, всё население палаты (помимо фрау Хёрешельманн ещё пять человек) пожелали приобщиться. Всем бы нам быть такими, как она! Вот, что значит быть горячим. Теперь о холодности. Кого Господь называет холодными? Это ненавидящие Христа или индифферентные к Нему. Но вот ведь что бывает. Павел был врагом христиан, гонителем и мучителем, карателем. Но у него была своя ревность и потому Господь открылся ему. И что? Павел стал величайшим служителем. Не он один такой. Наш современник Джош МакДауэлл, абсолютно не признававший авторитета Писания и Господа, взялся за Библию, чтобы последовательно и детализированно низвергнуть христианское учение. И что? Господь открылся ему в Своём Слове. МакДауэлл стал выдающимся апологетом. В этом парадокс – проще превратить холодного в горячего, нежели возгреть тёплого, потому что у тёплого нет ревности. Он вполне всем доволен, ему уже ничего уже не надо. Какое тут может быть горение? Проблема лишь в том, что ощущение, что у тебя всё есть, что всё просто замечательно, не более чем иллюзия, за пребывание в которой впоследствии придётся расплачиваться. «17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».
Благодарение Богу, что Он любит нас и хочет нашего спасения. В то же время Он НЕ хочет, чтобы Его жертва была напрасной. Поэтому Он не стоит вдалеке, как бездушный и пассивный наблюдатель, но обличает и предупреждает, давая верным шанс на вразумление и исправление. «19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». В данном случае это означает волю Господа, чтобы обличаемый Им служитель вновь возревновал о Нём, о Его деле и стал таким же горячим, каким был, когда встал на путь служения.
Посредством Своего Слова Господь говорит с нами и сегодня. Следовательно, то, что мы услышали в Книге Откровения, есть повод задуматься о себе, как Христовом верном, как об ученике Христа. Как мы видим, формальное христианство никому не нужно. В первую очередь, оно не нужно Богу, потому что противоречит Его воле. Людям, Церкви оно тоже не нужно, потому что приносит только вред. Поэтому нужно определиться: являюсь я учеником Христа, являюсь я Его служителем или нет? Если нет, то нет смысла быть в Церкви. Что важно? Тех, кто хочет быть со Христом, Господь не оставит без поддержки. «20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Господь всегда готов оказать помощь, но, для того, чтобы это случилось, ты должен позвать Его, пригласить, дать войти и отдать себя в Его руки, потому что, как справедливо сказано в Евангелии, без Христа не можем делать ничего, в то время как с Ним возможно очень многое. Поэтому ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что жертва на кресте уже совершилась. Равным образом совершилось и Христово воскресение. Христос не умирает и не воскресает каждый год – это уже совершилось раз и навсегда. Господь уже победил смерть и уже воскрес. А теперь Он приглашает каждого человека принять участие в этой победе, разделить её с Ним. Что для этого нужно? Принять Его жертву, возрадоваться о дарованном прощении и в ревности служить Господу, продолжая совершать то дело, ради которого Он вочеловечился и сошёл в этот мир – дело спасения людей. «21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
20 Марта 2022 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
15 Марта 2020 - 3-е воскресенье Великого Поста (Oculi) (Пастор Е. Романенко)
24 Марта 2019 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
04 Марта 2018 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
19 Марта 2017 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
28 Февраля 2016 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
08 Марта 2015 - Oculi (Пастор Д. Лотов)
23 Марта 2014 - 3 воскресенье Великого поста – Oculi (Пастор Д. Лотов)
03 Марта 2013 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Oculi - 3 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
07 Марта 2010 - Проповедь в третье восресенье великого поста (Oculi) (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
15 Марта 2009 - Oculi – третье воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)