МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Апреля 2021 года
Страстная Пятница
Сегодняшнее богослужение совершается в самый скорбный день Церковного года – день воспоминания о страданиях и смерти нашего Господа. Св.ап.Павел говорит: «Быв погребены с Ним в крещении, вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых…». Без смерти нет воскресения, и пасхальная радость невозможна без ужаса Голгофы. Поэтому сегодня мы последуем за Господом через предательство и унижения, чтобы, пройдя по крестному пути, стать свидетелями Его мучений и смерти.
Ночь с четверга на пятницу, ночь Тайной вечери, последняя ночь в кругу учеников… Когда перечитываешь её описание в Евангелии от Иоанна, то видишь, что она проходит под знаком всё более возрастающего одиночества Спасителя, ибо Его исход из мира уже начался. С одной стороны, Он ещё окружён учениками, но, с другой стороны, даже в этом окружении Он одинок, потому что будущие апостолы пока ещё не в состоянии вместить всего сказанного Им. И лишь когда в День Пятидесятницы совершится Сошествие Святого Духа, лишь тогда они в полной мере познают то, что преподал им Господь. Но даже не в этом дело. Иисус одинок потому, что абсолютно точно знает, что должно произойти. Он знает, что до Его ареста остаются считанные мгновения – и это знание воздвигает незримую преграду между Ним и учениками, ибо никто из них не способен сопереживать Ему. Они довольны Пасхальной вечерей, они устали, они хотят спать – им неведомы чувства, обуревающие их Учителя. А Он пребывает в смертной тоске. Ведь Он не только Истинный Бог, но и истинный человек, подобный нам во всём кроме греха. В чём больше всего нуждается человек в моменты страха и отчаяния? – в поддержке ближних, которые как бы берут на себя часть твоей боли. Но именно этого утешения не дано Иисусу.
Гефсиманский сад. Господь молится: «Отче Мой! Если возможно, да минует меня чаша сия…». И в то же время знает, что не минует, ибо Иуда уже предал Его. «Душа Моя скорбит смертельно». Но некому поддержать и ободрить Его. Ученики спят, хотя Он просил их бодрствовать вместе с Ним. А дальше всё идёт по нарастающей. Смертная тоска воплощается в реальность. Поцелуй Иуды, арест. Ученики в панике бегут, и Христос оказывается один на один с ненавидящими Его. Унижения, оскорбления, побои… Но самое страшное ещё впереди. Ему предстоит услышать, как Пётр скажет: «Я не знаю этого человека». Вот теперь всё. Иуда предал Его сознательно, Пётр из страха, остальные просто сбежали. Теперь Иисус действительно один.
Может быть, в каком-то смысле теперь Ему становится легче. Когда знаешь, что тебя некому поддержать, когда не ждёшь никакой поддержки, когда всё зависит только от тебя самого, тогда и рассчитываешь только на себя. Но ещё не испита до конца чаша страданий, ибо впереди – крестный путь. Когда тебя поносят и злословят враги – это естественно. Собственно, ничего другого от них и не ждёшь. Но как ужасно, когда над тобою насмехаются те, кто всего несколько дней назад приветствовал тебя. Сгибаясь под тяжестью креста, Иисус шествует на Голгофу. Его путь пролегает не по пустыне, а по улицам Иерусалима – улицам, наполненным людьми. Насколько всё было бы легче, если бы эти люди сочувствовали Ему. Но не очень-то сочувствуют, ибо в глазах тех, кто приветствовал Иисуса во время Его входа в Иерусалим, крестный путь означает, что Он – лжемессия. Потому что по их представлениям посланник Божий, Спаситель мира – это в первую очередь победитель, триумфатор. Следовательно, Он не может быть предан казни, тем более столь позорной казни, как распятие. Шествие на Голгофу отделяет Христа от народа, который больше не верует в Него. Но и этим испытания не заканчиваются. Предстоит последнее и самое страшное.
Голгофа. Страдания пронзённого гвоздями тела, на которые равнодушно взирает стоящая кругом толпа. А дальше происходит то, что невозможно объяснить с рациональной точки зрения. Потому что в эти последние минуты Единосущный Сын Божий чувствует, что от Него отвернулся Бог. И тогда раздаётся вопль: «Боже мой! Боже мой! Почему Ты меня оставил?!». Как Истинный Человек, Иисус испытывает всё, вплоть до ощущения вечной смерти, т.е. оставленности Богом. И это кошмарное испытание обрушивается на Него именно тогда, когда Он терпит чудовищные физические страдания. Физические страдания доводилось терпеть многим. Не случайно мученики называются мучениками. Перечитайте историю Церкви - вы найдёте в ней немало историй об издевательствах и пытках, которым подвергали христиан перед смертью. Однако, они переносили страдания с твёрдостью, поражавшей даже их палачей. Что же давало им силы? – поддержка свыше. В последние минуты они чувствовали поддерживавшую их десницу Бога. Именно эта поддержка позволяла им вытерпеть всё и бестрепетно отойти в вечность. Иисус лишён её. В Страстную Пятницу Он лишился всего. Он оставлен учениками, народом и Богом. Он совершенно один.
Я пытаюсь представить себе то, что произошло на Голгофе, думаю о том ужасе, который пережил Иисус в последние минуты перед смертью, и задаюсь вопросом: зачем Ему потребовалось спускаться в этот кошмар? Зачем Ему потребовалось погружаться в смерть, причём не в нашем обычном понимании, а именно в ужасающую своей безысходностью вечную смерть? Со страниц Нового Завета приходит ответ: Он добровольно прошёл до конца путь человеческих страданий вплоть до последних его пределов; Он остался в полном одиночестве для того, чтобы никто из нас не испытал ничего подобного. Преподать что-либо может только тот, кто сам это пережил; тот, кто знает, понимает и потому способен к сопереживанию. Я не верю, что неженатый человек способен помочь в решении проблем семейной жизни, потому что просто не знает, что это такое. Человек, всю жизнь проведший в сытости, не может понять голодного, потому что не знает, что значит быть по-настоящему голодным. И вот здесь раскрывается смысл свершившегося на Голгофе чуда. Христос, к Которому мы обращаемся, не сторонний наблюдатель. Он жил с нами и пережил всё то, что и мы. Мы обращаемся к Иисусу, Который был беден и не имел места, чтобы преклонить голову. Мы обращаемся к Иисусу, Которого не понимали, Которого предали и унизили. Мы обращаемся к Иисусу, Которого оставили все вплоть до Бога. Пребывая в страданиях, мы обращаемся к Иисусу, Который страдал, Который знает, что такое страдания и потому может дать истинное утешение. И, что самое главное, благодаря Голгофе ни один верующий не познает теперь ужаса богооставленности, ужаса вечной смерти. Ни один верующий не скажет теперь «Боже мой, почему Ты меня оставил?», ибо Христос всегда с нами. Зная наши страдания, Он укрепляет нас Своей силой, и что бы нам ни довелось пережить, мы никогда не будет оставлены в одиночестве. Люди могут отвернуться и предать, но благодать Христа пребудет с нами всегда. Эта благодать ведёт нас через тернии земной жизни, она даёт нам силы для последнего шага в этом мире; она отворяет перед нами врата вечности и воссоединяет нас с Отцом.
Христос всходит на крест. Близится последняя минута. Её реальность вовсе не благостна, она страшна. Но именно в этом ужасе - наше спасение. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
29 Марта 2024 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
07 Апреля 2023 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
15 Апреля 2022 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
10 Апреля 2020 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
19 Апреля 2019 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
30 Марта 2018 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
14 Апреля 2017 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
25 Марта 2016 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
03 Апреля 2015 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
18 Апреля 2014 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
29 Марта 2013 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
22 Апреля 2011 - СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА (Пастор Д. Лотов)
02 Апреля 2010 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)
10 Апреля 2009 - Страстная Пятница (Пастор Д. Лотов)