МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Апреля 2021 года
Великий Четверг
1 Кор.11, 23-29
23 …я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Сегодня, в Четверг Страстной недели, мы вспоминаем о совершившемся во время Тайной вечери установлении Таинства Пресвятой Евхаристии. Зачем это было нужно? Это было нужно потому, что то общение Христа с учениками, к которому они привыкли за три предшествующих года, подходило к концу. Им предстояло самостоятельное служение, к которому они ещё не были готовы. Вернее сказать, они не могли осуществить его самостоятельно, без помощи свыше, без Божьих даров. Обретение этих даров начинается с Евхаристии.
В чём суть этого Таинства, для чего оно нужно? Для воссоединения со Христом. До времени Второго Пришествия в этом мире нет и не будет ничего, что могло бы воссоединить нас с Ним в большей степени. Кто-то может возразить, что Слово Божие, данное нам в Писании, имеет не меньшее значение. Однако Писание – это воля Господа, в то время как в Евхаристии перед нами, совершенно непостижимым для человеческого разума образом, предстаёт Сам Господь. Посредством сего Таинства Он даёт нам Себя, и мы можем воссоединиться с Ним. Не случайно один из отцов назвал Евхаристию «закваской бессмертия». Очевидно, что к такому событию нельзя относиться с небрежением. Именно об этом напоминают нам услышанные сегодня слова Ап.Павла: «27…кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Таинство совершается не человеком, его совершает Господь и потому оно всегда действует, но не всегда действует одинаково. Оно может стать как оправданием, так и осуждением. Что же нам делать, дабы обрести именно оправдание?
Для ответа на этот вопрос давайте ещё раз подумаем, для чего Господь дал нам сие святое Таинство. Например, является ли оно наградой, поощрительным призом за некий достигнутый уровень святости? Если бы это было так, то никто из нас никогда не смог бы приобщиться, потому что мы всегда будем грешниками, а, следовательно, недостойными. Да и говорить о каких-то уровнях святости просто нелепо. Если в нас есть какая-то праведность, то она не наша, а Христова. Кроме того, Господь ясно сказал, что сошёл в этот мир не ради праведников, которых нет, а ради грешников. Именно ради грешников, а в том числе и ради нас Он взошёл на крест. Это прежде всего. Далее. В отличие от человека Господь обладает всеведением и потому знал, что даже несмотря на открытость пути к спасению и вечности, сами по себе мы никогда не сможем пройти его до конца. И потому Он дал нам Евхаристию, средство благодати, которое укрепляет нас на пути к Его Царству, даёт силы для следования этим путём. Так как же нам приобщаться?
«28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». Первое. Прежде всего, приобщаться следует с верой, т.е. с полным доверием Господу. Второе: мы должны осознавать себя, как грешников, вне милости Бога не имеющих никаких шансов на спасение. Третье: мы должны осознавать, что милость Божия явилась нам на кресте Голгофы. Четвёртое: средством приобщения к этой милости является Евхаристия, в которой человек соединяется с Иисусом Христом. Пятое: эта милость нужна постоянно, потому что без Христа мы не можем ничего, а потому приобщаться нужно как можно чаще. Шестое: приобщаться следует с благоговением перед всемогуществом Бога и с благодарностью за Его милость. Кстати, по-гречески слово «спасибо» звучит как ευχαριστώ.
Можно только сожалеть о том, что многие люди, считающие себя христианами, этого не понимают. А, соответственно, пренебрегают Божьим даром. Например, в святой день вдруг находятся дела, почитаемые более важными, нежели участие в Слове и Таинстве. Т.е., мирская выгода оказывается важнее Божьей заповеди. А что в результате? Не только умножающее грех противостояние Божьей воле, но и самоограбление, при котором человек сам себя оставляет без Господней милости, без поддержки с Его стороны. Ну, а там, где воля Божия осознанно нарушается; там, где человек духовно слабеет, там дьявол радуется и собирает обильный урожай. Думаю, что он очень порадовался пока ещё продолжающейся эпидемии ковида, ибо таковая побудила многих из нас закрыться по домам, лишив себя возможности участия в собрании верных. Да, конечно, проповедь можно услышать и в записи, можно смотреть полную трансляцию мессы, но приобщиться Св.Тайн по интернету, увы, нельзя. Однако, времена меняются. Эпидемия отступает, ограничения постепенно снимаются. Это означает, что пора возвращаться под кров Господней благодати. И вот ведь, что удивительно. В советский период, когда на Церковь были воздвигнуты великие гонения, когда возвещение Слова Божия было преступлением, когда за исповедание Христа люди попадали в лагеря и даже были казнимы, наши единоверцы всё равно собирались на богослужения. Собирались тайно, хотя знали, что могут быть преданы, и что увольнение с работы в этом случае будет самым мягким вариантом. И, тем не менее, всё равно собирались. На таком фоне можно только удивляться тому, что сейчас, имея возможность беспрепятственно собираться вокруг Слова и Таинства, беспрепятственно приобщаться Божьей милости, многие этой возможностью пренебрегают. Глупо донельзя. Тем более, никакое состояние не длится вечно. Мы не знаем, что будет происходить в мире, мы не знаем, каких сюрпризов от государственной власти можно ожидать. Поэтому не надо ничего откладывать на завтра. Не надо добровольно лишать себя той милости, которую Господь даровал нам. Самое лучшее, что можно сделать, так это возблагодарить Его за щедрый дар и поспешить приобщиться Телу и Крови Христа – закваске бессмертия, залогу нашего спасения и жизни вечной во Царствии Его. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
28 Марта 2024 - Страстной Четверг (Пастор Д. Лотов)
06 Апреля 2023 - Страстной Четверг (Пастор Д. Лотов)
14 Апреля 2022 - Великий Четверг (Пастор Е. Романенко)
09 Апреля 2020 - Великий Четверг (Пастор Д. Лотов)
18 Апреля 2019 - Великий Четверг (Пастор Д. Лотов)
29 Марта 2018 - Страстной Четверг (Пастор Д. Лотов)
13 Апреля 2017 - Великий Четверг (Пастор Д. Лотов)
24 Марта 2016 - Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Страстной (Чистый) четверг (Пастор И. Чернышев)
02 Апреля 2015 - Страстной Четверг (Пастор Д. Лотов)
17 Апреля 2014 - Великий Четверг (Пастор Д. Лотов)
28 Марта 2013 - Великий Четверг (Пастор Д. Лотов)