МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Апреля 2017 года

Великий Четверг


1 Кор. 10, 16-17
Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Сегодня мы вспоминаем Тайную Вечерю. Вернее сказать, совершившееся на ней установление Таинства Пресвятой Евхаристии. Таинство, тайна веры - сущность, не постигаемая разумом, но, тем не менее, реально существующая. Тайна, к которой нельзя привыкать, но каждый раз, когда совершается святая месса, поражаться ей и преклоняться перед нею – тайна Божественного присутствия в Святых Дарах. Реального присутствия, по причине которого приобщаясь Св.Тайн, мы соприкасается с Самим Христом. Соприкасаемся так, как ни в каком другом случае; соприкасаемся с Его бессмертием, с вечностью. Не случайно Сам Господь сказал, что если мы не будет вкушать Его Тела и пить Его Крови, то не будем иметь в себе жизни, а один из церковных писателей совершенно справедливо назвал Евхаристию закваской бессмертия. Но Таинство Причащения – не только приобщение Плоти и Крови Христа – это ещё и видимый знак единства Церкви.

Апостол Павел пишет нам: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Увы, понимание того, о чём пишет Апостол, сегодня в значительной мере утрачено. Христиане не просто разделились по исповеданиям, они обособились друг от друга настолько, что Таинство Евхаристии, долженствующее быть знаком единства, стало знаком разделения. Мне рассказывали о каком-то экуменическом мероприятии, которое завершалось мессой, в которой всё было хорошо до определённого момента, т.е. до окончания Литургии Слова. А потом все разошлись по разным приделам, и каждая конфессия совершала евхаристию в своём углу. Спрашивается, и кому после этого нужно такое мероприятие? Ведь если нет единства в Евхаристии, то его вообще нет. Всё остальное не более чем пустая декларация. И ничто лучше раздельной Евхаристии не свидетельствует о разделённости Церкви, о разодранности Христова Тела. Но Павел не случайно говорит, что один хлеб. Да, он один, потому что хлеб жизни – это Христос, а Христос один. Поэтому и Церковь, т.е. Тело – одно. И именно посредством Евхаристии должно совершаться обновление Его единства. А для того, чтобы таковое стало возможным, надо поменьше думать о человеческих установлениях и побольше о Христе. Когда я был в Тезе, то видел, что такое возможно. Во время библейских занятий братья настолько концентрировались на личности Христа и на совершённом Им служении спасения, что всё человеческое просто переставало восприниматься, отходило далеко на второй план. Оставался только Христос, взошедший на Голгофу. И бывшие там представители разных исповеданий вместе шли к Причастию. В этом месте я своими глазами увидел, что Церковь может быть единой. Может, если смотрит в правильном направлении, т.е. на Христа, а не на свои грехи и заблуждения. Король Швеции как-то раз пришёл на богослужение в одну из церквей Стокольма. Этот визит заранее не объявлялся, он был неожиданным. И вот, священник, взойдя на кафедру для проповеди, всё время смотрел на монарха, как будто искал его одобрения. По окончании службы король уехал, ничего не сказав, а через какое-то время пришли королевские посланцы, повесили напротив кафедры присланное королём большое изображение распятого Спасителя и передали священнику королевский приказ – во время проповеди смотреть на это изображение и никуда больше. Поистине, если христиане будут смотреть именно на Христа, а не на королей и не на самих себя, то воззрения, возникшие в процессе исторического развития, не станут препятствием для восприятия себя, как единого Тела Христа, как одного народа. Тем более, что это так и есть. Все исповедания есть части одной Церкви, одного народа, соединённого Словом Христа, Его Крестом, Его спасением, Его Царством. И самое великое заблуждение совершается тогда, когда какая-то часть начинает воображать себя целым.

Впрочем, не стоит забираться так далеко. О чужих ошибках говорить проще всего. Лучше задуматься о себе. О единстве в своей собственной общине. Чтобы не получилось так, что на богослужение собираются индивидуумы, совершенно посторонние друг другу. Евхаристия дана нам именно для того, чтобы такое воззрение среди нас не присутствовало. Мы едины, мы одно целое и мы должны держаться вместе, ибо мы – Тело Христа, соединённое Его Плотью и Кровью в Дарах Таинства. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

28 Марта 2024 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
06 Апреля 2023 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
14 Апреля 2022 - Великий Четверг (Пастор  Е. Романенко)
01 Апреля 2021 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
09 Апреля 2020 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
18 Апреля 2019 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2018 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
24 Марта 2016 - Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Страстной (Чистый) четверг (Пастор  И. Чернышев)
02 Апреля 2015 - Страстной Четверг (Пастор  Д. Лотов)
17 Апреля 2014 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)
28 Марта 2013 - Великий Четверг (Пастор  Д. Лотов)