МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Ноября 2024 года

Drittletzter Sonntag


Лк.13, 22-30
И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

Нет, пожалуй, более приятного чувства, нежели уверенность. Уверенность в людях, в обстоятельствах бытия, в перспективах будущего. Уверенность приносит с собою чувство внутреннего комфорта – человек спокойно идёт по жизни. Именно идёт, а не крадётся, пугливо озираясь по сторонам. Отличное ощущение. Но каким кошмаром всё может обернуться, если вдруг выяснится, что оно было основано не на реальности, а на своих о таковой представлениях, т.е. является ложным. Это подлинная катастрофа, которая может придти совершенно неожиданно, в самый неподходящий момент, причём оттуда, откуда не ждал. Господь да сохранит нас от такого ужасного прозрения!

Во времена земного служения Христа, до этого времени и после него иудеи обладали потрясающей уверенностью в Божьем благоволении. Они мнили себя избранными, у которых всё хорошо сейчас и будет хорошо в дальнейшем, потому что Бог возвысит их как в нынешнем мире, так и в грядущем. Именно поэтому они и были настолько привержены Закону. Ведь соблюдение Закона было гарантией Вышнего благоволения. За что ненавидели Христа? За то, что Он пренебрегал нормами Закона? И за это тоже. Но в первую очередь причина ненависти заключалась в том, что Он разрушал ощущение той самой уверенности. Закон? Какой закон? Ведь вы, господа, давно подменили Слово Божие собственными домыслами. Благоговение перед Богом? О каком благоговении может идти речь, если вы искажаете данные Им принципы бытия? Вы живёте по собственному усмотрению, всё ваше благочестие пустое, на самом деле вы прекрасно обходитесь без Бога. А если так, то на что вы рассчитываете? На Царство Мессии, в котором вы будете господами, а все остальные вашими рабами? Да ничего вам не будет - мытари, блудницы и язычники идут в это царство впереди вас! И ещё большой вопрос, пустят вас туда или нет. « 28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон». Крайне неприятно думать, что ты опираешься на стену, а на самом деле оказывается, что никакой стены нет, зато прямо под ногами пропасть. Какая уж тут уверенность. Да ещё и унижение: это же надо такое не то что сказать, а даже вообразить, что богомерзкие язычники идут в Царство Божие впереди избранных и, вследствие этого, праведных иудеев! Именно поэтому Господа гнали, именно поэтому в конце концов Его убили. Не сомневаюсь, что, когда Голгофа стала реальностью, многие вздохнули с облегчением – теперь никто не будет тревожить и лишать уверенности. Но победа оказалась пирровой, потому что, хотя Христос и говорил много неприятного, но, тем не менее, Он возвещал истину, следуя которой можно было достичь спасения. Отвергнув же Господа, иудеи лишили себя всякого шанса на достижение того, о чём мечтали. Какое отношение всё это имеет к нам? – самое прямое, потому что, к сожалению, христиане не слишком далеко ушли от иудеев.

Мы крещены, т.е. принадлежим к Божьему народу. Т.е. мы – Его избранные. И это избранничество мы выражаем и подтверждаем посредством участия в различных церковных действах. Более того, мы слышим, как нам возвещается прощение грехов. Не значит ли это, что мы уже спасены и потому можем испытывать радостную уверенность относительно будущего? Некоторые исповедания не только считают, что можем, но и совершенно преднамеренно воспитывают в своей пастве уверенность в спасении. Получается нечто вроде членства в КПСС – раз есть партбилет, то ты обладаешь своего рода иммунитетом, так что за деяние, за которое обычного человека посадят, тебя только пожурят или перебросят на другую должность. Не понимают люди, что спасение зависит не от свидетельства о крещении и не от обрядов, а от состояния души, от доверия Богу, от следования за Ним. Был некий православный миссионер, подвизавшийся среди народов Севера. Проповедь его оказалась весьма результативной – люди, которым он проповедовал, искренне приняли Христа. Но однажды он имел неосторожность привезти своих пасомых в город на храмовый праздник, так что они имели возможность увидеть обычное в таких случаях пьяное гульбище, сопровождавшееся мордобоем. Они были совершенно потрясены, обескуражены и в недоумении спросили своего пастыря: неужели эти пьяные и дерущиеся люди тоже христиане? После этого случая миссионер прекратил свою деятельность, потому что не знал, как совместить искреннюю веру обращённых язычников с реальностью, в которой люди формально принадлежат к народу Божию, но ведут себя так, как будто о бытии Божием не подозревают. Самое удивительное, что люди, напившиеся пьяными и в этом пьяном угаре бившие друг друга, были вполне уверены в своём спасении. А как же иначе? – ведь они же были на богослужении! Поистине, это тот самый случай, о котором Господь сказал: « 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними».

С момента, о котором я только что говорил, прошло много лет. Но разве что-то изменилось? Разве сегодня нет великого множества людей, уверенных в своём спасении, но при этом живущих так, как будто они никогда не слышали о Христе? Например, разве нет сейчас людей, которые сначала причащаются, а потом идут убивать ближних? Разве мало людей, которые участвуют в богослужениях, но при этом унижают ближних или обманывают их? Совершенно очевидно, что ни о каком доверии Богу, ни о каком спасении речи тут нет и быть не может. Один из главных постулатов нашего исповедания – спасение через веру. Мы утверждаем сие, потому что так говорит Слово Божие. Но из Писания следует, что вера – не просто декларативное исповедание Иисуса Христом и Сыном Божиим. Вера – это доверие Богу, открытость для Него, стремление быть в единстве с Ним. Если у тебя есть это единство, то ты и живёшь соответственно. В такой жизни заповеди Христа о любви к Богу и ближнему не некое непосильное бремя, а образ жизни, причём жизни вполне естественной, потому что жить иначе просто невозможно. Конечно, бывают ошибки, но верующий переживает их как недолжные деяния, сожалеет о них, просит Бога о прощении, потому что грех мешает единству и идёт дальше, продолжая свой путь со Христом и во Христе.

Приближается Адвент, время размышлений о Втором Пришествии Христа. Мы должны размышлять о таковом не как о некоей абстрактной ситуации, а как о вполне реальном и неотвратимом событии. Господь придёт, чтобы судить мир. Суда не избежит никто. И даже если мы отойдём от мира до Пришествия Господня, то всё равно будем на Его Суде. А на нём не будут иметь значения никакие земные документы или обряды. « 25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. 26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. 27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». Только одно будет важно: состояние души, единство со Христом, укоренённость во Христе. Нельзя называть себя христианином и творить беззаконие; нельзя считать себя верующим и сеять зло. «…отойдите от Меня все делатели неправды». И ещё: помните, что, с одной стороны, Бог не обязан спасать нас, а с другой, мы не в состоянии купить или заработать себе оправдание. Поэтому не надо иметь уверенность в спасении – это очень опасное чувство. Уповайте на милость Божию и памятуйте о том, что Господь предупреждает: суд без милости не оказавшему милости. Поистине страшно оказаться в положении, о котором сказано: « 28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон». Поэтому, как говорит нам Христос, постараемся входить узкими вратами, т.е., не взирая на мирские установления и общественное мнение, будем жить в единстве с Господом и творить не чью- нибудь, а Его волю. А сие возможно только через нелицемерную любовь, побуждающую нас не превозноситься над ближними, не пренебрегать ими, не унижать их, но служить им. Подобно тому, как служил людям Сам Господь. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

17 Ноября 2024 - Vorletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2023 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2023 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
13 Ноября 2022 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор  Д. Лотов)
14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор  Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор  Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)