МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Ноября 2009 года
Предпоследнее воскресенье Церковного года
Амос 5, 18-20
Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния.
Представьте себе процветающее государство – государство, в котором царят стабильность и благополучие; государство, в котором процветают ремёсла и торговля. Процветание относится отнюдь не только к мирским делам. Духовная жизнь также не пребывает в запустении. Народ привержен своему Богу, уверен в Его милости и покровительстве, и храм этого Бога отнюдь не пустует. Когда государство находится в таком состоянии, это порождает в обществе совершенно особое настроение, настроение умиротворённости и благостности. Такое настроение бывает в тёплый летний вечер у человека, исполнившего всё, что было запланировано и теперь наслаждающегося заслуженным отдыхом. Разумеется, даже в таком государстве не всё идеально. Есть много проблем, есть всяческая несправедливость. Но, тем не менее, граждане стабильного и процветающего государства в общем и целом чувствуют себя иначе, чем жители страны, терзаемой экономическими неурядицами и угрозами врагов. Люди уверены в своём будущем, причём сия уверенность зиждется на том, что народ находится под вышним покровительством. Благосостояние государства обеспечивается благословением Бога, Который не допустит, чтобы с Его народом случилось что-нибудь недолжное. И вот, на фоне всей этой идиллии совершенно неожиданно и неизвестно откуда появляется Амос - пророк, который возвещает не только неприятные, но и страшные вещи. Собственно говоря, он не произносит ни одного благого слова, а только лишь обличает, предостерегает, говорит о необходимости покаяния. Но, что самое ужасное, он говорит о гневе Божием – о гневе того самого Бога, в милости Которого все были так уверены! Он говорит о том, что чаша этого гнева уже полна, и, если люди не одумаются, то произойдёт катастрофа. «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он – тьма, а не свет…». Слова пророка разрушают ощущение благополучия и стабильности, они лишают уверенности в будущем. Не удивительно, что люди, услышавшие эти проповеди, пребывают в шоке. Но самое главное происходит дальше. Пророка Амоса слышали многие, в том числе и священники, служители Господа. Казалось бы, что именно они должны были в первую очередь убояться и исполнить то, к чему призывал пророк – ведь его устами с ними говорил тот самый Бог, Которому они служили. Но разве кто-то из них покаялся? Ничуть. Наоборот, именно священники приняли меры к тому, чтобы заставить пророка замолчать. Впрочем, Амос не собирается никого уговаривать. Его дело – возвестить Слово Господне. Дело людей – сделать свой выбор, т.е. принять это Слово или не принять его. Поэтому пророк не задерживается в городе. Возвестив то, что повелел ему Господь, он исчезает столь же внезапно, как и появился, предоставив людям решать свою судьбу самостоятельно. И люди делают свой выбор. Плохое быстро забывается. Речи пророка предаются забвению, и всё продолжается по-прежнему. Правда, не слишком долго. Не проходит и ста лет, как предречённое пророком исполняется: происходит национальная катастрофа, вследствие которой государство перестаёт существовать. Что же касается народа, то он тоже сходит со сцены, дав место новой исторической общности, занявший его территорию.
Всё, о чём только что говорилось, случилось в Северном Израильском Царстве в VIII веке до Рождества Христова. Почти три тысячи лет отделяют нас от этих событий. Казалось бы, какое нам до них может быть дело – ведь это совсем другое время и другие люди. Однако прав Экклезиаст, когда говорит: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Люди нынешнего мира, особенно в Европе, в чём-то очень похожи на жителей Самарии, где Амос возвестил своё послание. Они достигли стабильности и процветания, радуются тому, что имеют и уверены в будущем. Мы, жители России, ещё не достигли таких высот, но стремимся к ним. Кроме того, взирая на духовно деградировавший Запад, мы уверены в милости Божией. Да и с чего бы не быть в ней уверенными? Мы возрождаем духовность, реставрируем исторические церкви, строим новые и они вовсе не пустуют. Народ исповедуется, причащается, постится и считает, что на духовном фронте положение просто отличное. Бог нас всех любит, мы крещены, пребываем в общении Церкви, поэтому беспокоиться просто не о чем. Выражением этих настроений является весьма популярная в нашем приходе песня, в которой говорится, что прощение и спасение нам даётся даром. Ну, а если даром, тогда действительно не о чем беспокоиться – ведь и так всё дадут. И вот, во время Большой Церковной молитвы, и во время совместно произнесения Молитвы Господней, мы просим Господа о Пришествии, о том, чтобы пришло Его Царство. Иными словами, мы просим о том, чтобы приблизился День Господень. Со страстным желанием, со слабым желанием или вообще с безразличием, но просим. А теперь давайте представим себе, что завтра, а может быть даже сегодня вечером наша просьба будет исполнена, и Господь действительно придёт. С чем в этом случае мы предстанем перед Ним – с теми скелетами, которые в изобилии висят в шкафу у каждого из нас? Сколько у каждого из нас грехов, в которых мы не покаялись даже формально? Сколько у каждого из нас грехов, о которых мы в принципе не сожалеем? Сколько каждый из нас совершил зла, которое даже и не пытался исправить? Мы размахиваем лозунгами Реформации и кричим: «только вера! спасение по вере!». Да, спасение по вере, но только где она, эта вера? Мы действительно имеем по отношению к Богу абсолютное доверие? Мы действительно настолько захвачены крестом Голгофы, что отреклись себя, и вверили Христу всю свою жизнь? Чью волю мы творим в повседневности – Божию или свою собственную? Так с чем предстанем перед Господом и что скажем Ему? Люди Средневековья при всей грубости и неразвитости прекрасно сознавали своё недостоинство и свою вину перед Господом, трепетали при мысли о Дне Господнем и искренне каялись в своих прегрешениях. И не случайно Лютер написал, что покаяние есть процесс, длящийся на протяжении всей жизни христианина. Сегодня, с высоты достижений цивилизации и технического прогресса мы смотрим на людей того времени с пренебрежением, мы позволяем себе судить и осуждать их. Мы поднимаем насмех тех, кто в XVI столетии покупал индульгенции, но почему-то не думаем о том, что люди покупали эти разрешительные грамоты именно потому, что по-настоящему боялись Божьего гнева. Мы не покупаем индульгенций, потому что, постигая Слово Божие, понимаем их бессмысленность. Но увы, страха Божия у нас тоже нет. Мы – как и жители Самарии - стали слишком уверены в себе и потому спокойно призываем День Господень, не думая о том, что призываем то, что может стать для нас таким же ужасом и катастрофой, как и для жителей Северного Израильского царства. «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он – тьма, а не свет … он – тьма, и нет в нём сияния.».
Завершается ещё один Церковный год, а вместе с ним и ещё один год нашего бытия. Сколько времени ещё отпущено нам? Обычно, когда мы встречаем новый год, то не сомневаемся, что пройдём его до конца. Может быть, так и случится, но это только одна из возможностей, а отнюдь не что-то непреложное. Следовательно, не надо ничего откладывать на потом. Потому что даже если в следующем году не произойдёт Второго Пришествия, то в любой день Господь может отозвать от мира сего любого из нас. Поэтому следует торопиться пересмотреть свою жизнь, причём в первую очередь пересмотреть своё отношение ко Христу и свои отношения с Ним. Ради чего? Ради того, чтобы исключить из этих отношений всякую формальность; ради того, чтобы наша вера была не пустословием, но реальным доверием Христу, побуждающим сверять с Его волей не только каждое деяние, но и каждое намерение. Нам стоит пересмотреть свои отношения со Христом с тем, чтобы общение с Ним и Его Слово стали для нас основой, определяющей бытие не только в великом, но и в малом. Нам стоит пересмотреть своё отношение к Слову Божию, дабы исключить из своего отношения к нему любое легкомыслие и не позволять себе легковесного подхода к серьёзным сущностям, в том числе и к Дню Господню. Писание говорит нам об этом дне, как о событии, приводящем в молчание и трепет своей грандиозностью, превосходящей все земные реалии. Господь грядёт к нам. Грядёт ради подведения итогов нынешнего мира, ради суда над ним. День Его Пришествия для многих будет воистину страшен – страшен для отвергших Истину, для отрекшихся от неё, для формально веровавших, т.е. исповедовавших Господа устами, но не сердцем. Таких людей будет очень много. Их будет подавляющее большинство. Однако, это не основание для того, чтобы присоединяться к ним. В наших силах и в нашей власти избрать путь пребывания во Христе, путь искренней нелицемерной веры. Этот путь труден и тернист, на нём надо немало потрудиться, но только лишь он способен привести нас к тому, что День Господень станет для нас не мраком и ужасом, но блаженным освобождением, открывающим нам полный доступ к свету вечности. Потому будем молить Господа о том, чтобы Он укрепил нас в наших намерениях и через действие Св.Духа помог реализовать их, дабы уже в этом мире мы стали сопричастниками Царствия Небесного, и когда в свой час оно придёт в силе и славе, вошли в него и обрели воскресение и жизнь будущего века! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)