МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Ноября 2023 года
Последнее воскресенье Церковного года
Даниил 12, 1-3
1. И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.
2. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
3. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда.
Сегодня, в последнее воскресенье Церковного года, мы вспоминаем наших ближних, предваривших нас в вечности. Естественно, мы вспоминаем их отнюдь не только в этот день. Чем ближе человек был к нам в земной жизни, тем чаще обращаются к нему наши помышления. Что такое воспоминание? Не просто попытка представить себе внешний облик - для этого есть фотографии. Воспоминание о человеке – это прежде всего попытка воссоздания тех или иных обстоятельств его жизни, его действий в этих обстоятельствах, его к ним отношения. Когда погружаешься в такого рода воспоминания, то понимаешь, как много нашим ближним пришлось перестрадать. Что послужило источником страданий? Таковых много, но одна из самых главных – человеческая несправедливость. С таковой приходится сталкиваться почти каждый день. Она приходит как издалека, так и из близи – не только от посторонних людей, но и от самых родных. Я бы даже сказал так: чем ближе ты к человеку, тем более болезненно он будет ощущать допущенную тобою несправедливость. Это очевидно и понятно. Но если так, то почему мы позволяем себе недолжные, нарушающие справедливость деяния? Увы, их источник сокрыт в нас – в нашей падшей и потому толкающей на скверные поступки натуре. Сии поступки порождают зло, отравляющее бытие в самых разных его проявлениях. Удивительно, что есть люди, считающие зло и несправедливость нормой бытия. Но Господни верные понимают, что ничего нормального тут нет, что это извращение. Понимают, потому что знают о Божьей святости и правде. Тем более горестно наблюдать, что люди, погрязшие во грехе, несущие ближним зло, живут долго и в своё удовольствие, в то время как угнетаемые ими стремящиеся к Истине страдают и умирают намного раньше. Много в мире несправедливости, много страдающих от неё. Это плохо. Но ещё хуже, что никакой перспективы на улучшение ситуации нет. Ведь Писание ясно говорит, что по мере приближения к последним временам мера беззакония будет не уменьшаться, а возрастать. Может быть, исходя из этого самым правильным вариантом будет стать толстокожим, и творить несправедливость вполне осознанно? Ведь главное – это чтобы тебе было хорошо, а что с происходит с ближними – вторично. Однако, это не путь Христа, заповедовавшего Своим верным творить Божью волю, являемую в любви и служении. Людская мудрость говорит: «с волками жить, по волчьи выть». Но дело в том, что Божий верный живёт не с волками, а с Богом. Это прежде всего. А, кроме того, жизнь с волками конечна. Равным образом конечна и несправедливость, потому что грядёт Пришествие Христа и Суд Божий - Суд, на котором не забудется ничего и который восстановит справедливость. Она будет восстановлена, чтобы никогда не прерываться, ибо грядущее Божье Царство, в котором Бог есть всё во всём, есть царство справедливости и истины.
Для неверующих поминовение усопших исполнено скорби, ибо они вспоминают тех, кого не просто нет сейчас, но не будет никогда. Но для нас всё иначе, ибо благодаря Слову Божию мы знаем, что ничего не кончено. Наоборот. Всё только начинается. Наши ближние не растворились в небытии, но предварили нас в вечности. Впереди встреча с теми, с кем мы расстались. Расстались надолго, но отнюдь не навсегда. И ещё впереди восстановление справедливости. Страдавший обретёт утешение, в то время как попиравший ближних и глумившийся над ними будет низвергнут. Как возвещает Даниил: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Итак, мы вспоминаем ближних не просто в перспективе встречи, но встречи в новом творении, где воцарится справедливость и, как сказано в Писании, «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Не удивительно, что при такой перспективе апостол Павел говорил: «для меня жизнь Христос и смерть приобретение» и ещё «желаю разрешиться и быть со Христом». В самых тяжких испытаниях, страдая от причиняемой несправедливостью боли, мы укрепляемся надеждой на грядущее новое бытие, где человек оценивается не по размерам капиталов и не по положению в обществе, но по наполняющим душу нетленным сокровищам, которые невозможно купить за наличный расчёт. Так будет, потому что Слово Божие непреложно. В этом наша надежда и утешение. Хотя нет, не надежда, но твёрдая уверенность, прекрасно выражаемая словами лютеровского хорала Ein feste Burg ist unser Gott: «Пусть дьявол всё возьмёт, пусть жизнь и честь берёт, отнимет целый свет – ему в том пользы нет: ведь Царство Божье с нами».
Однако есть важный момент. Слово Божие говорит о спасении, но оно не говорит о всеобщем спасении. Вот и сегодня читали у Даниила «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Бог явит справедливость, но это абсолютная справедливость, не упускающая ничего. Поэтому, вспоминая усопших, мы в то же время должны думать и о себе, ибо всем нам должно предстать перед Богом. Так с чем предстанем? Какой участи заслуживаем с точки зрения абсолютной справедливости? Не особенно хорошей, потому что, увы, каждый из нас вносил в страдания ближних посильную лепту. И память о несправедливости, соделанной по отношению к умершим, ложится на душу тяжким грузом. Что же в таком случае делать? Уповать на Христа, на даруемое Им прощение и очищение. Но что такое упование на Христа? Доверие Ему, пребывание в максимально возможном единстве с Ним и несение ближним Его любви, находящей выражение в самоотверженном служении и в стремлении к обращению ближних к источнику утешения, истины и жизни – к Богу. Господь возвещает устами Даниила: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звёзды, во веки, навсегда». Если мы хотим быть среди тех, кто сияет подобно звёздам, нелицемерное самоотверженное служение Богу через ближних совершенно необходимо. Подумаем о том, есть ли оно в нашей жизни. И, если выяснится, что нет, то это повод для переосмысления отношений с Богом и перемен в повседневности. Будем помнить, что на небесах больше радости об одном раскаявшемся грешнике, нежели о девяносто девяти праведниках и утёртая слеза ближнего стоит намного больше, чем многочасовое бормотание молитв.
Господь да поможет нам достичь такого состояния, чтобы, вспоминая ближних, предваривших нас в вечности, мы ожидали встречи с ними не со стыдом за свои прегрешения перед ними, а с радостным нетерпением. И с тем же радостным нетерпением ожидали Пришествия Христа, дабы вместе с Ним и с нашими ближними войти во врата вечности. Войти, чтобы пребыть в Божьей справедливости и правде под новыми небесами и на новой земле, которым не будет конца. «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звёзды, во веки, навсегда». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
19 Ноября 2023 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
13 Ноября 2022 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
21 Ноября 2021 - Ewigkeitssonntag (Пастор Д. Лотов)
14 Ноября 2021 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
15 Ноября 2020 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
17 Ноября 2019 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
18 Ноября 2018 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
19 Ноября 2017 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Г. Азиков)
13 Ноября 2016 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
22 Ноября 2015 - Последнее воскресенье Церковного года. Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
16 Ноября 2014 - Судный день. Проповедь на предпоследнее Воскресенье Церковного Года. (Пастор Г. Азиков)
17 Ноября 2013 - Ожидая второе пришествие Спасителя и день Суда (Пастор Г. Азиков)
15 Ноября 2009 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
16 Ноября 2008 - Предпоследнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)