МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Марта 2024 года

Judica


Мф.21, 23-27
23. И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24. Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25. крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: «с небес», то Он скажет нам: «почему же вы не поверили ему?»
26. А если сказать: «от человеков», — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Сегодняшнее воскресенье называется Judica по первым словам предписанного на этот день 42-го Псалма: Judica me, Deus – суди меня, Боже. Суд Божий, человек перед судом Господа… Эта тема является одной из важнейших в Новом Завете. Соответственно, с ней связано немало спекуляций. Например, что суд совершается практически сразу после кончины человека. Однако Писание ясно говорит нам, что всё происходит после воскресения мёртвых. Евангелист Иоанн в Книге Откровения пишет: «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Итак, Бог всех собрал, все дела рассмотрел, взвесил и, в зависимости от результатов, либо осудил, либо оправдал. Вот почему люди, понимавшие, что совершили много недолжного, пытались тем или иным способом умилостивить Бога, отвратить от себя наказание. Например, сделать пожертвование в пользу Церкви. Или приобрести филькину грамоту, называемую индульгенцией. Все эти попытки показывают, насколько люди не понимают смысла Божьего суда. Бог не столько судит, сколько констатирует результаты того суда, который человек совершает сам над собой. Не Бог судит нас, но мы сами себя судим. Именно об этом напоминает сегодняшнее Евангелие.

Первосвященники и старейшины вопросили Иисуса о том, какой властью Он совершает Свои деяния. Сие вопрошание было чистейшей провокацией. Её предприняли для того, чтобы обвинить Спасителя в присвоении Божественных полномочий, т.е. в богохульстве, в умалении величия Бога. Такое уже было. Когда Господь сказал исцеляемому расслабленному «прощаются тебе грехи твои», окружающие тут же насторожились и сказали: «кто может прощать грехи кроме одного лишь Бога?». Но Господь, видя помышления Своих противников, задаёт им встречный вопрос о крещении Иоанна. Этот вопрос – ловушка, потому что Иоанн публично указал на Иисуса, как на Агнца Божия, берущего на Себя грехи мира. А такое указание значило очень много – ведь Иоанн не только был пророком, но и почитался именно в таковом качестве. Поэтому противники Христа в полной растерянности и не знают, что делать. «Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? А если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка». Остаётся только одно – уйти от ответа. Что они и делают: «И сказали в ответ Иисусу: не знаем». И вот, в этот момент, этим ответом они совершают суд над собой. Ведь перед ними поставлен выбор – принять Иисуса или отвергнуть. А сделать это можно не только прямым ответом «да» или «нет». Ещё можно уйти от прямого ответа. Но нет никакой разницы, отвергаешь ты прямо или уклончиво. И в том и в другом случае ты осуждаешь себя перед Богом, ибо, как говорит Иисус: «…кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

Что из этого следует? Нечто весьма важное. Суд Божий не есть дело некоего отдалённого будущего. Он совершается уже сейчас, причём над каждым человеком, в т.ч. и над каждым из нас. Я принимаю Иисуса как Христа или я отвергаю Его? Естественно, что каждый, считающий себя христианином, скажет, что принимает. Но будет ли сказанное правдой? Простой пример: собрались канадские лютеране на синод и стали решать – допускать в церкви однополые браки или нет. Те, кто высказался в поддержку – признают ли они Иисуса из Назарета Христом и Господом, если одобряют то, что Господь в Своём Слове называет мерзостью? Принимают они Его, как Господа или отвергают? Очевидно, что отвергают – и тем самым совершают суд над собой, потому что нельзя одобрять то, что Бог называл мерзостью, и полагать, что Он позволит не только безнаказанно попирать Его волю, но и учить других совершать сие. Это, конечно, крайний случай, но не надо думать, что в повседневности не происходит ничего подобного. Ещё как происходит. Причём в каждый день, потому что каждый день и даже не один раз человек оказывается перед выбором: принять Христа или отвергнуть. В «Литургии часов» есть молитва, в которой Бога просят о том, чтобы каждое деяние имело в Нём начало и по завершении было Им принято. Т.е. смысл в том, чтобы в каждом деянии выбирать Христа, говорить Ему «да». И не в каких-то глобальных свершениях, а в самых обычных делах, даже в мелочах. Я уже рассказывал об одном случае, имевшем место в реальности, но можно и повторить. Перед мессой человек сидит в костёле, сосредоточенно молится. Всё просто замечательно. Но вот, к нему подходит другой человек и что-то спрашивает. И что же? Вся благоговейность тут же исчезает – благочестивец как бешеный набрасывается на вопрошавшего – типа не мешай. Спрашивается, кому после этого нужны его молитвы и зачем они нужны? Господь заповедал любить ближнего, а этот человек явил ненависть – разве он выбрал Христа? Тем самым он совершил суд над собой. Тем самым он себя осудил.

Великий пост, как период Церковного года, приближается к завершению, но как духовное делание в жизни верующего он не должен заканчиваться никогда. Если помните, в первое воскресенье Поста мы говорили о том, что каждый из нас должен оценивать себя перед лицом Божиим, дабы понять, является он деревом, приносящим добрый плод, или пустоцветом; он со Христом или против Него. Ведь очень часто бывает так, что, совершая некое деяние, понимаешь, что оно не может быть угодным Богу, однако продолжаешь делать, что делал, потому что совершаемое тебе по каким-то причинам нравится. А когда, скажем в пост, приходит время осмысления, то начинаешь вилять наподобие первосвященников и старейшин народных, пытаясь себя оправдать. Но тем самым совершаешь над собой суд точно так же, как совершили его первосвященники и старейшины. Не надо вилять. Крещение Иоанново было с небес или от человеков? Тут нет третьего варианта. Либо одно, либо другое; либо «да», либо «нет». А если начинаешь вилять, пытаясь уйти от прямого ответа, если не говоришь ни «да», ни «нет», то тем самым всё равно говоришь «нет». А, следовательно, сам себя осуждаешь. И, что самое скверное, тем самым опять-таки идёшь против Бога, потому что стремишься к смерти, в то время как Бог хочет, чтобы ты жил. Поэтому не надо упорствовать. Когда понимаешь, что, подобно священникам и старейшинам, не можешь дать прямого ответа, то это означает, что твой путь неправильный. А, следовательно, нужно остановиться, покаяться и изменить ситуацию. Вопрос «Крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?» звучит и сегодня. Господь да сохранит нас от ответа «не знаем». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Апреля 2022 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Пастор  Е. Романенко)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)