МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Марта 2013 года

5 воскресенье Великого поста – Judica


Быт.22, 1-13

Повествование о том, как Авраам собрался принести в жертву своего сына Исаака, с весьма давних времён было объектом насмешек и глумления со стороны безбожников: от французских просветителей XVIII века Поля Гольбаха и Лео Таксиля, до главы организации воинствующих безбожников большевистской России Емельяна Ярославского. Надо сказать, что с внешней точки зрения эта история действительно производит ужасное впечатление. Авраам предстаёт, как бесчувственный злодей, от которого любой культурный и мыслящий человек должен в ужасе отшатнуться. Церковные либералы при обсуждении истории жертвоприношения Авраама будут стыдливо покашливать, ссылаться на дикость древних людей и прочие сущности в том же роде. Что ж, в каком-то смысле их можно понять: ведь они проповедуют безграничную любовь и всепрощение, с которыми содеянное Авраамом плохо сочетается. Но для истинно верующего намерения Авраама не являются камнем преткновения. Вся эта история не является камнем преткновения. Более того. Она имеет для нас особую ценность именно вследствие своей остроты, потому что ставит перед нами вопрос о степени доверия Богу, о готовности исполнить Его волю в критической ситуации.

Мы говорим о себе, что веруем. Сказать «я верую» означает «я доверяю Богу». Вполне вероятно, что такое доверие с нашей стороны действительно есть, однако существует проблема: относительная стабильность бытия не даёт возможности понять, действительно ли мы веруем, т.е. действительно ли доверяем Богу и готовы последовать за Ним. Истина такого рода может быть познана только в критических ситуациях, когда слово «может быть» становится неприемлемым; когда существуют только «да» или «нет», выражаемые не столько словами, сколько реальными действиями. В нашей жизни, как общины, был такой момент. Ими стали два общих собрания в 2010 и 2011 г. Вспомните, как они проходили, кто и что говорил. Мы стали свидетелями самых разнообразных мнений. Мы увидели открытое приятие или неприятие; мы увидели неприкрытое хамство, мерзкое ханжество и ещё много чего. Безусловно, часы этих собраний были невероятно тяжелы, но это был момент истины, когда люди показали своё подлинное лицо. В обычной жизни они, в большинстве своём были очень милы – критическая ситуация показала, каковы они на самом деле.

Случившееся с Авраамом также было критической ситуацией. Что бы сделали мы, если бы Бог повелел нам совершить аналогичное деяние? Думаю, что сначала бы просто застыли, пытаясь понять, ослышались или нет. А потом бы возмутились, потребовали объяснений, а то и вообще указали бы Господу Богу на дверь. Авраам ничего этого не сделал. Он вообще не произнёс ни единого слова. Он просто пошёл исполнить то, что повелел Господь. И это при том, что Исаак не был обычным сыном – его появление на свет стало результатом чуда, потому что Сарре на момент зачатия было 90 лет. Мы никогда не сможем узнать, что именно думал Авраам, какими соображениями руководствовался – в Писании об этом ничего не сказано, и любые попытки дополнить его будут чистейшим вымыслом. Мы знаем только то, что он сделал, равно как и то, что в своём делании он не колебался. Такова была его вера. Суровое испытание показало, что она у него действительно была.

Эта история ставит перед нами непростой вопрос: в какой степени мы доверяем Богу, в какой степени готовы исполнить Его повеления? Есть ли у нас готовность исполнить их как таковые, или мы готовы исполнить их только в той степени, в какой они согласуются с нашими представлениями, с нашими понятиями о комфортном житии? Есть ли у нас готовность исполнить волю Бога даже в том случае, если сие исполнение не поведёт ни к каким житейским благам и с внешней стороны будет только во вред? В нынешней ситуации мы можем говорить что угодно, но «час Х» покажет истину. Пётр был убеждён, что останется верным Христу при любых обстоятельствах. Во время Тайной вечери он говорил, что готов идти за Христом даже на смерть. Господь опроверг его, предрекши, что в ту же ночь Пётр отречётся от Него, причём не единожды. Из Писания следует, что Пётр остался при своём мнении, но критическая ситуация показала, что он заблуждался.

Наше мнение о себе во многом похоже на мнение Петра – мы чувствуем в себе некую благостную уверенность, готовность пребыть верными до конца. Но истина может быть иной. Хотелось ли бы нам узнать эту истину? Если да, то тогда надо просить Бога о том, чтобы Он послал нам соответствующее испытание. Как говорит псалмопевец, «испытай меня Боже, и узнай, не на опасном ли я пути». О таком, конечно, страшно просить. Ведь испытание может быть очень нелёгким. Но, с другой стороны, лучше знать истину, нежели пребывать в заблуждении, пусть даже и приятном. Потому что «час Х», когда сохранение верности Христу, исполнение Его воли будет означать крупные неприятности, а то и угрозу для жизни, может настать в жизни любого из нас. Он может придти совершенно неожиданно и, чтобы не утратить грядущей вечности, его надо будет выдержать. Поэтому лучше знать правду о том, способен ли ты выстоять. Может быть и другой вариант, при котором верность Христу тебе на самом деле не очень-то и нужна. Но об этом тоже желательно знать заранее, чтобы своевременно отступиться и не подставлять себя под ненужный удар.

Безбожники могут глумиться над Авраамом сколько угодно. Для нас он был, есть и остаётся образцом веры, ибо всегда исполнял волю Бога – даже тогда, когда она никак не совмещалась с его личными интересами. Готовы ли мы поступать так, как он, т.е. во всех обстоятельствах исполнять волю Бога? Во всех – в том числе и тогда, когда верность Ему потребует совершения чего-то вроде бы совершенно немыслимого, невозможного? Христос говорит, что тот, кто хочет следовать за Ним, должен взять крест, ибо жизнь христианина – это прежде всего несение своего креста. Господь ни на кого не возлагает креста более тяжкого, чем тот может понести, но есть ли желание нести его, есть ли готовность к этому? Авраам был готов и доказал это делом. Господь да поможет всем нам пребывать в такой же готовности и в час нужды явить её делом, как некогда явил её Авраам. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 17.03.13




Другие проповеди по этому же поводу:

17 Марта 2024 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
03 Апреля 2022 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Пастор  Е. Романенко)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)