МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Декабря 2023 года
3 воскресенье Адвента
Мф.11, 11-19
11. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13. ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.
15. Кто имеет уши слышать, да слышит!
16. Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,
17. говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали».
18. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: «в нем бес».
19. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами ее.
Сегодня, в третье воскресенье Адвента мы вновь обращаемся помышлениями ко Второму Пришествию Христа. Что знаменует собою это событие? Подведение итогов истории нынешнего мира. Итогов окончательных и пересмотру не подлежащих. Кто спасён, тот спасён; кто проклят, тот проклят и уже ничто не способно этого изменить. Никто во всём творении не сможет повлиять на означенный итог, когда таковой станет реальностью. Но итоги бывают не только окончательные. В нашей реальности есть такое понятие, как итоги промежуточные. Квартальные, месячные, полугодовые, они помогают понять, в прибыли мы или в убытке. И если в убытке, то можно успеть свернуть с ложного пути. В отличие от окончательных итогов, ситуация, обозначенная итогами промежуточными, может быть изменена. Вот давайте подведением такого промежуточного итога и займёмся.
Хотя сейчас день, попробуем представить себе сначала звёздное небо, а затем бездну космоса, наполненную светилами и планетами. Становится жутко не только от превосходящих всякое разумение объёмов этого пространства, но и от их безжизненности. Нигде в этой безграничности нет ни единого проблеска мысли. Пространство космоса чудовищно велико, но оно не осознаёт себя, оно мёртво. Только осознав сие, можно в полной мере оценить милость Господа, не только создавшего нас, но и давшего нам дивный мир, в котором мы все обретаемся. Вселенная невообразимо велика, но, тем не менее, наша планета абсолютно уникальна. Далее. Земля преисполнена различными формами жизни, но только человек может охватить своей мыслью мироздание во всём его разнообразии и величии. В этой способности нам продолжает являеться милость Бога, создавшего нас по Своему образу и подобию, т.е. давшего нам способность осмыслять творение и преображать его, делать его ещё прекраснее, внося в него то, чего ранее не было. Возможности есть, задач невероятно много – только делай. Но что вместо этого? Вместо преображения к лучшему человек уродует творение Бога, уродует среду своего обитания. Люди живут как свиньи, норовящие пожрать всё что угодно. Люди несут страдания и себе подобным и прочим живым существам. Посмотрите вокруг, почитайте обзоры отечественных и мировых новостей – и вы ужаснётесь великости страдания, причиняемого людьми как своим ближним, так и миру в целом. Причиняемого зачастую совершенно безнужно, не имеющего никакого смысла, кроме удовлетворения извращённых потребностей греховной натуры. Вспомним недавнее нападение ХАМАС на Израиль – вот вам практически чистое зло. Люди не ставят никаких политических или военных целей, они убивают того, кто подвернётся под руку просто ради того, чтобы убивать. Масштабы совершённых террористами преступлений ужасны, но разве вокруг нас не происходит то же самое, хотя и не в таких объёмах? Периодически в новостях читаешь о случаях, когда, например, группа подростков избивает невовремя подвернувшегося им человека. Не с целью грабежа, не с целью мести – избивают просто так, для удовольствия. Стоит ли удивляться тому, что, если где-то начинает твориться массовое насилие, именуемое войной, как тут же находится масса желающих принять в ней участие на стороне агрессора? Как раньше, так и теперь. Вот к чему приводит человеческая греховность, человеческая падшесть. Имеет ли она хоть что-то общее с Божьей волей? Нет. Божественная святость не совмещается с грехом. Следовательно, если мы считаем себя учениками Иисуса Христа, то должны всерьёз задуматься над тем, что от нас исходит, что мы несём ближним, являемся для них источником радости или страдания. Причём слово «ближний» в данном случае я употребляю в евангельском значении, т.е. это любой человек, встретившийся нам на жизненном пути. Можно жить различным образом. Можно следовать своей падшей натуре и нести зло как ближним, так и миру в целом, ибо, умножая страдания ближних, ты умножаешь мировое зло. А можно объявить войну самому себе, войну своей собственной порочности и открыть душу для Бога, для Его любви, дабы стать орудием не собственной извращённости, но орудием Христа и нести ближним Его свет, укрепляя и утешая их. В чём реальное последование за Христом? В многочасовом бормотании молитв? В ношении власяниц и цепей, в отбивании поклонов? Или, может быть, в богословских дискуссиях? Нет. Оно в том, чтобы быть проводником Его света, Его любви, Его милости. Для того, чтобы поступать так, не нужно никаких особых условий – всё сие может и должно совершаться в самой обычной повседневности. Нести зло куда проще, нежели Божественную любовь. Ведь в этом случае ты просто даёшь свободу своей порочности. Христианин же должен обуздывать себя, противопоставляя собственной мерзости Божественную святость. Это совсем непросто, но не случайно Христос сказал: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его». В своё время, когда я присутствовал на собраниях молодёжной группы, там пели в высшей степени странную песню: «Отдай проблемы Иисусу, и Он решит их за тебя». Если вдуматься, то это полнейшая ересь, внушающая совершенно ложные, а потому гибельные идеи. Господь не будет решать твои проблемы вместо тебя. Но вот если Он увидит твоё желание изменить ситуацию, и не только желание, но и попытки это сделать, то придёт тебе на помощь. Поэтому христианство не может быть пассивным – это всегда активное действие, как в отношении самого себя, так и ближних, и всего, что тебя окружает.
Время Адвента, обращающее нас к теме Второго Пришествия, как нельзя лучше подходит для подведения промежуточных итогов своего бытия. Что мы несли в мир – страдание или Божественную любовь? И что собираемся делать дальше – умножать страдание или быть проводниками Божьего света? У каждого из нас есть выбор, и каждый из нас этот выбор делает, причём каждодневно. В зависимости от его результатов, мы или приближаемся к Богу, или отдаляемся от Него. Соответственно, приближаемся или отдаляемся от Его Царства, от спасения, от жизни вечной. Отдаляться куда проще, ибо, как уже было сказано, для этого не нужно предпринимать никаких усилий. Достаточно просто дать себе волю. Но это не путь христианина, ибо так говорит Господь: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
11 Декабря 2022 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
12 Декабря 2021 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2020 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
15 Декабря 2019 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)