МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Декабря 2012 года
3 воскресенье Адвента
Лк.3, 1-14
В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 6и узрит всякая плоть спасение Божие. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определённого вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Ещё при жизни Иоанна Крестителя его ученики пытались приписать своему учителю ведущую роль в деле спасения. После его мученической кончины эти настроения многократно усилились. Но сам Иоанн прекрасно понимал сущность своего служения. Он знал, что его удел – быть Предтечей; его задача - возвестить близкое Пришествие Мессии. Он не ведал, когда именно настанет день явления Христа, но, по Откровению Св.Духа знал, что время близится, что длившееся в течении столетий ожидание приходит к концу. И вот, предчувствуя скорое явление миру его Спасителя, Иоанн призывает людей надлежащим образом приготовиться к этому явлению. Каким образом? Посредством покаяния.
Человеку свойственно смотреть не столько вверх, сколько под ноги и синица в руках куда лучше, чем журавль в небе. Эту пословицу родил трезвомыслящий практический ум, обеими ногами стоящий на земле. Следуя сему принципу, можно неплохо преуспеть. Однако Бог, отнюдь не запрещающий нам преуспевать, не хочет, чтобы сие преуспеяние мы рассматривали, как главную цель бытия. Именно поэтому Он призывал и призывает Своих верных как можно чаще смотреть именно на небо. По какой причине? По причине того, что взгляд, обращённый только лишь на землю, создаёт неправильное представление о мире, о себе и о своём месте в нём. Смотрение исключительно на землю способствует завышенной оценке собственной значимости, важности своей персоны и своих дел, величия человеческих свершений и всему прочему в том же роде. Но если в картину земных реалий вклинивается хотя бы маленький кусочек неба, масштабы и перспективы смещаются. И тогда обычный ход бытия начинает нарушаться неким беспокойством. Сие беспокойство возникает от начинающего шевелиться в глубине души осознания того, что в твоей жизни что-то не так, что ты упустил нечто очень важное. Попытка осмысления ситуации приводит к осознанию того, этим очень важным является Бог. Бог и Его воля. Когда такое осознание приходит, человек пытается сделать именно то, что Иоанн назвал попыткой откупиться от будущего гнева. Во времена Ветхого Завета торопились принести жертву, сегодня лепят свечки перед образами или делают пожертвования – порою очень значительные. Некоторые даже начинают посещать богослужения, причём сие посещение рассматривают как искупительное деяние. Возможно, все эти средства дают человеку успокоение, но сия успокоенность не более чем иллюзия, сладкий самообман, потому что Богу это не нужно. Богослужение не может быть повинностью, а свечка и пожертвование не искупают грехов. Богу нужно иное. И прежде всего Ему нужно, чтобы мы как можно чаще смотрели на небо. Зачем? Для того, чтобы увидеть себя и свои деяния в правильном масштабе; для того, чтобы понять, что даже по сравнению с творением, а тем паче по сравнению с Творцом мы есть неизмеримо малая величина. Именно поэтому и сказал псалмопевец: «Когда я взираю на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?». Смотрение на небо помогает увидеть и познать правду о себе: правду о своей незначительности, неправедности, греховности. Смотрение на небо помогает понять всю смехотворность попыток «умаслить» Бога. Смотрение на небо помогает понять, что единственное, что может сделать заблудший, так это покаяться. Причём сие покаяние должно быть не формальным перечислением каких-то проступков, но подлинным осознаем своего недостоинства перед Богом, своего отступничества, своего непотребства, своей осквернённости. Это осознание, в свою очередь, порождает стремление вернуться на путь истины и жизни, вернуться от бытия с самим собой к бытию с Богом, о чём говорит Иоанн: «Сотворите же достойные плоды покаяния». Что такое плод покаяния? Чувство отвращения к соделанному греху и отстранение от него, не-повторение соделанного.
Предтеча призвал Божий народ к покаянию в связи с Первым Пришествием, хотя таковое совершилось не ради суда, но ради искупления. Насколько же более актуальны его слова в связи в грядущим Вторым Пришествием, которое совершится именно ради суда! «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Во время пребывания в Америке я жил в районе, где находились обширные плантации яблонь. Известно, что по истечении определённого срока яблоня перестаёт давать хорошие плоды. Тогда её ликвидируют, и на её место сажают новое дерево. Как раз в тот год пришёл срок замен на одной из плантаций. Эти деревья даже не срубали. Их выкорчёвывали, выдирали с корнем. Их было очень много: счёт шёл не на десятки, а на сотни. И зрелище обширного пространства, покрытого выкорчеванными, истреблёнными деревьями, было жутким. Насколько же более страшной будет картина Последнего Суда, который разделит людей на спасённых и проклятых, причём счёт будет идти уже на десятки миллионов! В результате этого суда будут спасённые и будут проклятые - никакого третьего состояния не предусмотрено. Более того. Никаких возможностей для изменения ситуации, для исправления уже не будет. В земном делопроизводстве вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего. Суд Бога является наивысшим во всём творении, и нет силы, которая могла бы отменить его решение. И, что самое существенное, никакие земные привилегии, никакое возвышенное положение на этом суде учтены не будут. «И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». В этом мире социальный статус или большие деньги могут оказать влияние на решение судьи. Судья Страшного Суда абсолютно беспристрастен. Подкупить Его невозможно. И актуальным на этом суде будет Слово Бога, а не человеческие измышления.
Точно также, как и Иоанн Креститель, мы ожидаем Пришествия Мессии. Правда, в отличие от Иоанна, мы не обладаем уверенностью в том, что оно близко. Однако, так ли уж важно, когда именно оно совершится? Никоим образом. Важно то, что оно совершится. А оно совершится, ибо Слово Божье непреложно. Второе Пришествие есть только вопрос времени. Но протяжённость этого времени не имеет значения, потому мы предстанем на Божий суд вне зависимости от того, когда придёт Христос – во время нашей земной жизни или после неё.
Потрясённые словами Иоанна, люди спрашивали его о том, что им делать. И он говорил о том, что именно им нужно изменить. То же самое надлежит делать и нам: меняться. Но не надо пытаться принуждать себя менять жизнь, потому что если это и даст результат, то не надолго. Нужно менять мышление, потому наши внешние деяния есть не более чем выражение внутренней сущности - не причина, но следствие. И для того, чтобы понять, что именно и как именно нужно менять, уже нет необходимости в пророке, потому что у нас есть Слово Божие, данное нам в Св.Писании. И чем больше мы будем вникать в него, тем лучше мы будем понимать, что именно хочет от нас Господь. Люди, слушавшие Иоанна и спрашивавшие его, «что нам делать?» спрашивали для того, чтобы как можно быстрее реализовать полученный ответ. Нам тоже стоит поспешить, потому что мы можем что-либо менять только здесь. Когда мы перейдём на другую сторону, возможность для перемен прекратится и, как говорит нам Слово Господа, мы будем пожинать плоды того, что посеяли здесь. Поэтому поспешим познать волю Господа и исполнить её. Поспешим сделать это, пока можем что-то делать, ибо так возвестил нам св.Иоанн Креститель: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
17 Декабря 2023 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2022 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
12 Декабря 2021 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2020 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
15 Декабря 2019 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)