МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Декабря 2011 года
3 воскресенье Адвента
1 Кор.4, 1-5
Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Рассказывают, что когда св.Франциск Ассизский пришёл к папе с прошением об утверждении устава ордена миноритов, папа, посмотрев на него, сказал: «Иди и валяйся со свиньями». Франциск, не сказав ни единого слова, отправился в свинарник, провёл там ночь, а на следующий день вновь предстал перед папой и сказал ему: «Святой отец, я исполнил твою просьбу, исполни теперь и ты мою». Устав был утверждён. Даже современный свинарник не блещет чистотой. Тем паче в прежние времена. Так что можно представить себе, в каком виде Франциск предстал перед папой. И какой запах от него при этом исходил. Но святой не был озабочен проблемой своего внешнего вида и того, что о нём будут думать папские приближённые и сам папа. Исполнить своё предназначение – вот что было для него главным. Всё остальное было второстепенным, несущественым. О, если бы все христиане были в этом отношении подобны св.Франциску! Но, увы, все мы в той или иной степени озабочены тем, что скажут другие и поэтому постоянно оглядываемся то на ближних, то на дальних, сообразовывая своё поведение с их мнением. Эта оглядка может проявляться в самых пустяковых вопросах – например, что надеть, но и не только в пустяковых. Более того. Привычка оглядываться по пустякам неизбежно ведёт к такому же оглядыванию в куда более серьёзных случаях. Кто-то побоялся помолиться перед трапезой, чтобы не привлечь к себе лишнего внимания или не впасть в пререкания с неверующими ближними. Кто-то, пребывая в весёлой компании, пошёл на компромисс с грехом, чтобы не стать объектом насмешек со стороны знакомых язычников. А кто-то решил ничего не говорить ближним о своём христианском уповании, решив, что так будет спокойнее. Оглядка на общественное мнение, на мнение каких-то групп в настоящее время усиленно культивируется в политике под вывеской «толерантности», которую было бы более правильно назвать «толерастией». Например, в Европе, чтобы не задевать чувства язычников, нельзя зримо являть своё христианство. Достаточно вспомнить скандальный процесс, когда стюардесса британской авиакомпании была уволена только за то, что, будучи убеждённой католичкой, носила крест. Кое-где уже додумались до запрещения Рождественских ёлок в публичных местах. Если так пойдёт дальше, то скоро христианам вообще запретят говорить о своём христианстве. Сиди и веруй внутренне и незаметно. Но такой вариант неприемлем, потому что противоречит Слову Божию. Св.Павел говорит нам: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Каждый должен разуметь… Это означает, что каждый, вступивший с нами в общение, должен увидеть, что мы – ученики Христа. Ученики Христа не молчат и не скрываются, но, усерднейше укрепляясь в вере и возрастая во Св.Духе, живут так, чтобы быть светочами этого мира. Светочами и родниками благодати. А светочами мира становятся не тогда, когда на фарисейский манер упражняются в видимой набожности, а когда преисполняются Божьей любовью, живут по ней, становятся её проводниками, дабы она исходила в мир их посредством. В любви Божией надо жить так, чтобы она была зримой. И ещё надо говорить о том, кто является её источником и подателем, т.е. о Христе. Это и есть верность Спасителю: напитываться Его словом, творить Его волю и возвещать о Нём. Именно этого Он и желает от нас.
«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе». Христианин, совершающий своё служение, не должен оглядываться ни на личные, ни на общественные мнения. Для него важно только одно мнение – мнение Христа. Что касается человеческого мнения, то оно навряд ли будет позитивным. Потому что, с точки зрения делового большинства, христианство – это несовременное юродство. Я имею в виду истинное христианство. В отношении тех, кто под вывеской Церкви торгует водкой, деловые люди не скажут ничего плохого. Однако, как уже было сказано, нас не должно волновать чьё-либо мнение, потому что для нас важно лишь то, что в момент встречи с нами скажет Христос. Впрочем, верующий даже не особенно думает о том, что ему скажет Христос – верующий просто живёт в единстве с Ним, творя Его волю и всецело доверившись Ему. Господь усмотрит, что сказать. А наше дело – быть Ему верными, несмотря на общественное мнение.
В XIX столетии в Москве была воздвигнута триумфальная арка, изукрашенная статуями языческих богов. Эту арку должен был освящать московский митрополит Филарет. В дни, предшествующие освящению, митрополит пребывал в тяжелейшем борении, потому что, с одной стороны, его христианское призвание не позволяло ему освящать сооружение с изображениями идолов. С другой стороны, он боялся, что, в случае отказа, на него обрушится немилость царя. Духовником Филарета был наместник Троице-Сергиевой лавры Антоний, весьма твёрдый в своём исповедании Христа. И когда митрополит поделился с ним возникшей проблемой, преподобный Антоний сказал, чтобы тот ни в коем случае не шёл на сделку с совестью. «Помните, что Вы епископ христианский, которому страшно одно – разойтись с волею Иисуса Христа». Твёрдая вера Антония укрепила Филарета, и от освящения арки он отказался.
Искушения и вызываемые таковыми сомнения в нашей жизни будут всегда. Но когда эти сомнения приходят, нам должно устремлять свой взор не на людей, но на Христа грядущего, потому что отчёт в своём уповании мы дадим именно Ему. И не от людей, а только лишь от Него зависит наше участие в вечности. Господь принёс нам великий дар: Он освободил нас от подчинённости человеческим условностям, чтобы мы перестали метаться между мнениями ближних и следовали лишь одному мнению – мнению Христа. Пусть каждый задумается, кто он такой – кем именно он почитает себя в первую очередь. Воцерковлённый человек является в первую очередь членом народа Божия, во вторую принадлежит к тому или иному исповеданию и лишь потом он может быть кем-то ещё. Господь соделал нас членами Своего избранного народа, гражданами Небесного Царства, которое и является нашим домом. Мы – посланцы Царства Божия, живущие по его законам. Все остальные законы актуальны лишь постольку, поскольку не противоречат законам Бога. И верность земным правителям возможна лишь постольку, поскольку не препятствует быть верными Христу. В этой верности мы и призваны пребывать. И право же, пребывать в верности Христу намного проще, чем подлаживаться под мир, потому что Христос во все века один и тот же, в то время как мир за считанные годы меняется до неузнаваемости. Этому мы все свидетели. То, что вчера было хорошо, теперь стало плохо и наоборот. Исходя из нестабильности нынешнего состояния, можно с уверенностью сказать, что перемены не закончились. Но нужно ли следовать за ними? В этом нет никакой необходимости, ибо мы – ученики Христа и члены Его избранного народа. Господь принёс нам великий дар свободы. Поэтому будем не рабами человеческих мнений, но свободными во Христе, являя себя как «служителей Христовых и домостроителей Божьих тайн». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
17 Декабря 2023 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2022 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
12 Декабря 2021 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2020 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
15 Декабря 2019 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2015 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)