МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Декабря 2015 года
3 воскресенье Адвента
Гал.3, 23-29
А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
В церковной проповеди, в церковном обиходе можно часто услышать такие выражения, как «жить по Писанию», «жить в соответствии с Писанием». Сравнительно недавно мы отмечали День Реформации, а, как вы помните, один из принципов Реформации «Sola Scriptura - только Писание». Так что же это значит – жить по Писанию? Ответ на данный вопрос вроде бы совершенно очевиден. В евангелиях есть много мест, где Иисус говорит о том, что должно делать и чего делать не должно. Такие же указания во множестве имеются и в апостольских посланиях – прежде всего в посланиях св.Павла. Так что мы имеем значительное число совершенно конкретных наставлений, относящихся к различным сторонам повседневного бытия. Соответственно получается, что жить по Писанию означает тщательно и пунктуально эти наставления исполнять. Если исполнишь, то всё будет замечательно; не исполнишь - всё будет плохо - не сейчас, так в вечности. Нам, как лютеранам, ещё хорошо – ведь указания о правильной и угодной Богу жизни мы заимствуем только лишь из Писания. Католикам, а в особенности православным приходится намного хуже, ибо принимаемое ими в качестве источника Божественного Откровения так называемое «священное предание» упомянутых указаний содержит намного больше. И не приведи Господь хоть в чём-то их нарушить. Как говорится, шаг влево, шаг вправо приравнивается к побегу. Что ж, когда у тебя есть не оставляющие места для сомнений чёткие указания о том, что делать, это хорошо. Но не кажется ли вам, что при подобном взгляде на Писание таковое превращается в некое подобие духовного уголовного кодекса? Причём, как и в случае указанного кодекса, нарушение чревато самыми скверными последствиями. Но в чём тогда принципиальное отличие Нового Завета от Ветхого? В чём принципиальное отличие Евангелия от Моисеева Закона? Получается, что никакого. Сделали новую редакцию, сменили обложку, а суть осталась прежней. Между тем св.ап.Павел говорит нам так: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя». Таким образом, если мы приняли Христа, то никакого кодекса со статьями быть не должно. Что же в таком случае должно быть?
Время Адвента обращает нас ко Второму Пришествию. Что ж, давайте к нему обратимся. Представим, что вот, Господь пришёл, мёртвые воскресли и собрались на Суд. Что же делает Господь? Роется в толстенных книгах, проверяя, насколько скрупулёзно каждый человек исполнял Его заповеди и сколько именно грехов совершил? Но такое занятие больше подходит не для Всемогущего Творца миров, а для бухгалтера, осуществляющего аудиторскую проверку. Данная картина настолько умаляет Божественное величие, что вполне достойна снискавшего в последнее время широкую известность мерзостного издания «Шарли хебдо». Но если Бог столь велик, если Он не занимается бухгалтерскими подсчётами, то для чего тогда нужны все содержащиеся в Новом Завете наставления и конкретные указания? Особенно в свете неоднократно повторявшихся Иисусом слов о разделении всех людей на спасённых и проклятых.
Св.Павел говорит нам: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». А что такое облечение во Христа? Это такое доверие Христу, такая устремлённость к Нему, что ты как бы растворяешься в Нём, ты полностью открываешься Ему – открываешься настолько, что живёшь уже не столько собой, сколько Им, преисполняясь Его духом, Его сущностью. А что есть сущность Бога? Любовь. Так говорит нам святое Евангелие. А теперь представьте: если ты действительно живёшь Им, живёшь Его любовью, и эта любовь пребывает в тебе, зачем тебе какой-то закон? Ведь, если ты действительно живёшь в Божьей любви, то и живёшь именно так, как Он хочет, потому что Он хочет, чтобы ты максимально приблизился к Нему. Да, всем нам предстоит Суд, но это будет не подсчёт баланса плохих и хороших дел, а суд о приближенности к Богу, или, если угодно, суд о любви. Возрос ли ты во образ Божий, чтобы стать совместимым с Его царством? Стал ли ты прозрачным для Его света или так и остался закопчёным и непроницаемым? Вот это и есть сущность Божественного Суда. Именно поэтому мы и говорим, что дела в спасении не играют никакой роли, потому что они представляют собою не более, чем выражение твоей внутренней сущности. Впрочем, и не менее. Именно поэтому Павел пишет: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Не важно, кем ты был до обращения ко Христу; не имеют значения происхождение, пол, социальное положение, внешность. Важно то, что обретается внутри тебя, важно состояние твоей души. Люди I века разделялись по внешним признакам. Прошло 2000 лет, и они по-прежнему делают то же самое. Но у Бога всё иначе. У Него было всё иначе, у Него остаётся всё иначе. Именно поэтому и говорит нам Павел: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». И вот теперь настало время дать ответ на вопрос, зачем нам нужны все указания и наставления, в таком количестве содержащиеся как в евангелиях, так и в посланиях. Они даны нам как ориентир. Ведь мы ещё не стали совершенными, поэтому то и дело сбиваемся с дороги, спотыкаемся и падаем. Поэтому столь важны наставления Христа и Апостолов, помогающие нам идти по пути совершенства. Они показывают нам, что угодно Богу, а что нет. Однако при этом они не являются ни Новым Моисеевым Законом, ни духовным уголовным кодексом, ибо жизнь верующего направляется не статьями закона, а любовью. Не случайно блаженный Августин сказал: люби – и делай, что хочешь. Запрещающие статьи ещё никого не удерживали ни от греха, ни от преступления. От этого не удерживает даже потенциальная возможность получить высшую меру наказания. И вот парадокс: вполне реальная перспектива попасть в тюрьму на длительный срок не удержит от преступления, а вот любовь от него удержать может. Потому что любящий никогда не сделает того, что может навредить или причинить боль тому, кого он любит. А если даже по глупости и сделает, то потом будет пребывать в глубочайшем стыде и раскаянии, умоляя о прощении. Поэтому мы все призваны следовать не букве, а духу. «…закон был для нас детоводителем ко Христу», - говорит Павел. Буква закона привела нас к вере, к доверию Богу. И теперь мы должны жить уже не буквой, а доверием, дабы, возрастая в любви, возрасти во образ Божий и стать наследниками и участниками небесных благ. Как написано: «…все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
17 Декабря 2023 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2022 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
12 Декабря 2021 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
13 Декабря 2020 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
15 Декабря 2019 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2018 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2016 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
14 Декабря 2014 - Предшествовавший Иисусу. Проповедь на 3-е воскресенье Адвента (Пастор Г. Азиков)
15 Декабря 2013 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
16 Декабря 2012 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
11 Декабря 2011 - 3 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)