МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Декабря 2023 года
2-е Воскресенье Адвента
Евреям 10:35-39
35. Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37. ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души.
Сегоднешняя Святая Месса совершается во второе воскресение Адвента. А что такое Адвент? Это период Церковного года, когда нам следует размышлять о Втором Пришествии Христа. Размышлять о том, готовы ли мы к этому Пришествию, и о том, в каком состоянии мы будем встречать Господа Христа во время Его Второго Пришествия.
И вот, Адвент - неплохой повод для такого рода размышлений. Потому что, дорогие братья и сёстры, давайте будем честны с собой: большинство из нас о Втором Пришествии Христа размшыляет крайне редко. Если вообще размышляет. Потому что мы все захвачены водоворотом суеты, водоворотом каждодневных дел, больших и малых. И будучи погружены в суету этого мира, все мы забываем о том, что этот мир - явление временное, явление конечное. Забываем, что наше настоящее Отечество находится - если можно так выразиться - "этажом выше".
Однако, думаю, есть и ещё одна причина, по которой мы так редко размышляем о Втором Пришествии Христа. И причина эта в том, что с того времени когда это Пришествие было Христовым верным обещано (т.е. в I в. от Р.Х.) - прошло уже почти две тысячи лет. Уже Св. Апостол Пётр в своем II-м Послании предупреждает членов Церкви о том, что в последние времена появлятся наглые насмешники, говорящие: "Так как же насчет обещания Его (Христа) прихода? Ведь с тех пор, как умерли отцы, всё остается так, как было от начала творения" (2-е послание Петра 3:4).
Представьте себе: вот уже две тысячи лет сотни и тысячи членов Христовой Церкви по всему миру каждый день молятся словами Молитвы Господней. А в ней есть и такое прошение: "Да приидет Царствие Твоё". То есть - если вдуматься - все христиане каждодневно молятся о том, чтобы Христос наконец пришёл к нам и чтобы этот грешный суетный мир перестал существовать, ушёл в прошлое. И чтобы место этого грешного мира заняли Новое Небо и Новая Земля, описанные Иоанном Богословом в Книге Откровение (гл. 21).
Однако, Пришествия Христа всё нет. Старый пораженный грехом мир всё стоит. И - добавлю - всё глубже погрязает в разврате, беззаконии и насилии.
И что же нас, Христовых верных, может ободрить и утешить в таком печальном положении?
Думаю, единственное, что может нас действительно утешить, так это вот что: Священное Писание не говорит нам, что для нас - христиан - ожидание Второго Пришествия Христа будет лёгким. Именно об этом мы с Вами слышали сегодня во время чтения из Послания к Евреям. Послушаем, что говорит Апостол: "Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное" (Евреям 10:35- 36);
В этом небольшом отрывке три ключевых слова. Давайте сначала поговорим о первых двух.
Слово, которое переведено как "упование" в греческом оригинале означает скорее "стойкость", "упорство", "рвение". То есть фактически Апостол говорит: "не перкращайте быть стойкими", "будьте всё так же упорны". Потому что именно этому упорству - "предстоит великое воздаяние".
И вот второе ключевое слово: "Воздаяние". В греческом оригинале оно означает, "награду", "вознаграждение". То есть именно те самые упортство и стойкость - говорит Апостол - будут Богом щедро вознаграждены.
И вот, наконец, третье, и, как мне кажется, самое главное здесь ключевое слово: "Терпение". "Терпение - говорит Апостол - нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное".
Апостол говорит, что для нас, христиан, которым не следует угашать своего упорства и своего рвения, ожидание Христа должно быть ожиданием в терпении. А слово "терпение" - не предполагает, что это ожидание непременно будет проходить для нас в "комфортных условиях".
Потому что и Сам Христос не обещал Своим верным легкой жизни в этом поражённом грехом мире. Наоборот, Господь говорил о том, что перед Его Вторым Пришествием тьма в нашем мире будет только сгущаться; зло будет только усиливаться. И вероятно именно поэтому христианскую жизнь Господь описывал как несение христианином своего Креста: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Марка 8:35). А несение креста (как хорошо в своё время сказал наш настоятель Дмитрий Романович) - это не увеселительная прогулка. Крест - это тяжесть, это испытание, это боль, это позор.
Однако, несение креста - это реалия нашей христианской жизни. Поэтому первый важный вывод, который нам надлежит сделать из сегодняшнего отрывка: наше ожидание Христа - пусть даже оно будет проходить среди бед и испытаний - должно быть ожиданием в терпении. Потому что никто не обещал нам, что это ожидание будет легким.
Однако, даже при том, что Апостол говорит о необходжимости терпения в этих суровых условиях, он ободряет своих читателей так: "... ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий (т.е. Христос) придёт и не умедлит" (Евреями 10:37).
Удивительно, не правда ли? Апостол описывает срок Второго Пришествия не просто как малый, но как очень малый срок. На первый взгляд, это, конечно, противоречит тому, о чём я говорил в начале: со времени обетования о Втором Пришествии прошло уже почти две тысячи лет. Разве две тысячи лет это "очень немного"?
Однако, смутить это может нас только в одном случае: если мы полагаем, что наши временные координаты тождественны временным координатам Всемогущего и Вечного Бога, которые есть Абсолютный Творец Вселенной. А предполагать такое было бы просто абсурдно.
Бог вообще существует вне времени и пространства. Поэтому тот временной отрезок, который описывается как "очень немного" для нас - не то же самое, что такой отрезок времени для (существующего вне времени) Бога. Именно поэтому Священное Писание - как в свое время очень хорошо заметил Блаженный Августин - называет время между первым и вторым пришествиями Христа "Последними Временами" (Проповеди, 199) независимо от того, сколько эти времена могли бы длиться.
И между прочим, всё тот же Св. Ап. Пётр, отвечая тем самым наглым насмешникам сомневавшимся во Втором Пришествии отвечал так: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Петра 3:9-10).
И эти слова Святого Петра говорят о том, что Господь медлит с исполнением своего обетования из милосердия к нам, грешным и несовершенным людям. Потому что Бог - как сказал Св. Павел в 1-м Постании Тимофею желает, чтобы все люди пришли к покаянию - "чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины" (1 Тим 2:3-5).
Итак, это время ожидания Второго Пришествия для членов Христовой Церкви - это всегда время "очень небольшое" ("очень немного(е)"). И именно этим Апостол ободряет и утешает своих читателей: наше спасение и избавление - близко.
Послушайте, например, как толковал эти стихи костантинопольский епископ Иоанн Златоуст, один из выдающихся проповедников и богословов в истории Церкви: "Вам нужно только одно – терпеть замедление (в исполнении обещанного), а не снова подвизаться. Вы близ самого венца, перенесли все подвиги, узы, скорби, расхищение вашего имения: что же (остаётся вам)? Вы находитесь близ того, чтобы быть увенчанными; переносите только одно – замедление венца. Какое великое утешение! Он утешает их так, как если бы кто-нибудь говорил с ратоборцем, который победил всех и не имеет ни одного соперника, но, ожидая венца, теряет терпение, пока придёт начальник борьбы и возложит на него венец, и в нетерпении хочет уйти и убежать, не вынося жажды и жара. Это и он выражает, и что говорит? «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит»" (Толкование на группу стихов: Евр: 10: 35-36).
Сколько бы не продлилось это "очень немного" - Господь Христос придет в то время, которое предопределил Бог Отец ещё прежде Сотворения мира: ведь даже Сам Христос говорит, что о Дне и Часе Второго Пришествия не знает ни Сын Человеческий, ни ангелы и силы, но только один Отец (Матфея 24:36).
Короче говоря, Господь придёт тогда, когда придёт. Мы - смертные - не вправе давать Ему советы, полагая, что мы умнее Его. И даже если это "очень немного" (о котором говорит Апостол в Послании к Евреям) продлится еще сто, двести или даже несколько тысяч лет, даже если Пришествия Христа не увидят ни наши дети, ни внуки - это не должно нас смущать. Потому что дело не в том, сколько нам следует ожидать этой Встречи со Христом, но в том - как, в каком состоянии нам следует ожидать этой Встречи. К счастию для нас, именно об этом состоянии Апостол и говорит далее: "Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души" (Евреям 10:38-39).
Это терпение и упование - говорит Апостол - должны у членов Христовой Церкви выражаться в верности и стойкости. Именно поэтому Апостол цитирует всё те знаменитые слова из книги пророка Аввакума, которые в современном переводе звучат так: "Вот, преисполнена дерзости душа неправедного, но праведник, благодаря верности своей, будет жив". (Аввакум 2:4, перевод РБО, 2017)
В одной из своих проповедей я уже рассказывал Вам, что в древнееврейском языке понятия "вера" и "верность" были фактически тождественными. А значит Апостол говорит нам: "Будьте стойки, будьте терпеливы и главное - сохраняйте верность Богу".
В чём должна выражаться эта верность?
Она должна выражаться всё в той же стойкости и неколебимости, о которой я говорил в начале. В том, что нужно всеми силами держаться за нашего Спасителя Христа.
Выражаться эта верность должна в том, что Христовым верным следует осознать и непрестанно помнить: все мы - не более чем несчастные грешники, за которых, как свидетельствуют Евангелия (см. напр.: Матфея 20:28) взошёл на крест Единородный Божий Сын Иисус Христос.
А если Христос действительно есть Спаситель, принявший на себя наши грехи и явивший в этой Жертве любовь Бога к грешному человечеству - то нам, грешникам - (как я уже сказал) нужно держаться за Христа всеми силами.
Нужно как можно чаще прибегать к тому Великому Сокровищу прощения грехов, которое Христос нам дарует. А значит, нельзя пренебрегать Святыми Таинствами Исповеди и Алтаря; значит, нужно изучать Святое Божье Слово и вникать в него каждодневно; значит нужно быть постоянными в молитвенном общении с Богом; значит нужно хранить себя - как выразился Св.Ап. Иаков - "неосквернёнными от мира" (Иакова 1:27) - то есть всеми силами стараться не давать место греху в своей жизни.
***
Итак, в заключение дорогие братья и сёстры: тот факт, что Господь Христос до сих пор не предпринял своё Второе Славное Пришествие - говорит скорее о милости и любви Бога к падшему человечеству. И каким бы ни был срок нашего ожидания, какие бы беды не постигали нас в этом переменчивом грешном мире - всем нам, Христовым верным, следует вооружиться терпением и быть стойкими в вере. Христос не обещал нам, что наше ожидание Его Второго Пришествия будет для нас легким. И сколько бы не продлилось для нас ожидание Второго Пришествия, это ожидание пришествия Самого Божьего Сына, принявшего смерть за наши грехи. И поэтому оно действительно стоит того, чтобы ожидать его в терпении, смирении и уповании. Ибо "мы - не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души". Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
04 Декабря 2022 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
05 Декабря 2021 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
06 Декабря 2020 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
08 Декабря 2019 - 2 Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
09 Декабря 2018 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
10 Декабря 2017 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
04 Декабря 2016 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
06 Декабря 2015 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
07 Декабря 2014 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
08 Декабря 2013 - ГРЯДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ (Пастор Г. Азиков)
09 Декабря 2012 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Г. Азиков)
04 Декабря 2011 - 2 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)