МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Декабря 2021 года

2 воскресенье Адвента


Лк.17, 20-24
20 Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом,
21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;
23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,
24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

Продолжается время Адвента, обращающее наши помышления ко Второму Пришествию Христа. В связи с этим хочу напомнить, что в Св.Писании есть темы, раскрытые достаточно подробно, а есть такие, которое только обозначены – и не более того. Второе Пришествие, и связанное с таковым установление Царства Божия в силе и славе, принадлежит к тем, о которых сказано много. Из чего следует, что Господь придавал обетованию о Своём возвращении большое значение. Почему? Потому что все Его обетования; всё то, что было начато в Первом Пришествии и даже более того – то, что было начато при сотворении мира - найдёт окончательное исполнение именно во Втором Пришествии, означающем конец нынешней реальности и установление нового порядка Божьего Царства. Именно поэтому Иисус весьма часто говорил ученикам, да и не только им, о грядущем. И вот, сегодня, в Евангелии от Луки, мы слышали два таких наставления, которые, будучи взятыми вместе, производят странное впечатление, ибо говорят вроде бы о взаимоисключающих понятиях: сначала говорится, что Царство Божие не придёт приметным образом, а с другой, что оно будет подобно блеску молнии, которую видят все. На самом деле никакого противоречия нет. Прежде всего, это не одно изречение, а два и притом обращённые к разным слушателям. Далее. Следует иметь в виду, что в сознании вопрошавших Господа, Царство Божие не было какой-то запредельной сущностью. Сие название обозначало политическую реалию видимого мира, связанную с возвышением Израиля над всеми народами земли. Это было прочно укоренившееся, можно даже сказать, традиционное воззрение. Равно как и то, что Мессия – победоносный вождь, который установит вышеупомянутое Царство отнюдь не мистическим, а военным образом, чисто физически сокрушив всех врагов избранного народа. Но не всякое традиционное и укоренившееся мнение верно. И в данном случае иудеи крупно ошиблись. Царство Божие не является не только политической реальностью, но вообще никак не относится к видимому миру, в котором мы обитаем. Вот почему «не придёт Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там». Про любое государство можно сказать, что оно находится в таких-то координатах, граничит с такими-то странами, а, чтобы попасть в него, надо поехать вот так и так. Но Царство Божие не от мира сего, поэтому никаких координат и ориентиров дать невозможно. Соответственно, и Второе Пришествие не начнётся в каком-то отдельно взятом месте (например, в Иерусалиме), в которое Господь придёт, чтобы начать Своё триумфальный поход. Это будет совершенно новая реальность, которая станет очевидной для всех, так что не нужно будет узнавать о ней от других. «24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой».

Всё, сказанное Христом, было сказано ясно и однозначно. Но по каким-то причинам люди никак не могут успокоиться. То назначают даты Второго Пришествия, то объявляют себя Мессиями, т.е. Христами. И в России такие случаи были и бывают до сих пор. Вопрос даже не в том, почему так происходит. Тут как раз всё понятно. Проходимцев, аферистов и психически больных во все времена было предостаточно. Вопрос в том, почему люди, имея ясное слово Господа, всё так же ловятся на эти афёры или безумные речи. Ведь ещё Лютер говорил, что спрос не с безумца, а с того, кто его слушает. Все лжемесии с позором проваливались. Тем не менее, каждое последующее самопровозглашение собирало большое количество адептов. Умудрилась собрать таковых даже Марина Цвигун. А некий Виссарион процветал вплоть до самого последнего времени, пока его, наконец, не арестовали. Так почему? Тоска людей – вот причина. Политические лидеры могут говорить что угодно, обещать какие угодно благостные перспективы, вещать о всеобщем процветании и т.д. Реальность другая. Люди живут скверно. Поэтому с одной стороны, налицо, с одной стороны, высокий процент самоубийств, а с другой - готовность поверить даже заведомому бреду, если тот обещает хоть какие-то перемены к лучшему. В данном же случае речь идёт не о чём-нибудь, а о наступление Божьего Царства, царства высшей справедливости, в котором наконец-то сгинет та скверность, в которой приходится жить сейчас. Пусть никто не обманывается внешним фасадом какой-то благоустроенности – нынешний мир существует на лжи и насилии. Это реальность даже так называемых развитых стран. Про Россию вообще говорить не приходится – ложь пропитывает здесь абсолютно всю общественную жизнь. В чём мы имели возможность в очередной раз убедиться не далее как в ходе сентябрьских выборов. Результат сего – отчаяние и усталость. Поэтому, если возникает хоть какая-то перспектива перемен, люди откликаются, хотя то, что им обещают, не имеет ничего общего со Словом Божиим. И, увы, так и будут откликаться, пока Христос действительно не придёт. Не под видом какого-нибудь Виссариона, а в силе и славе, явно для всех обитателей этого мира. Но тут появляется вопрос: неужели всё так безнадёжно? И каким образом нам следует жить среди наблюдаемой ежедневно греховной мерзости?

«…не придёт Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Царство Божие уже пришло в этот мир в личности Иисуса Христа. И когда Он стоит посреди фарисеев, к котором и обращены Его слова, то именно это и имеет в виду. Оно не где-то далеко. Оно уже сейчас среди них. Уверовав во Христа, они могут с ним соприкоснуться, они могу стать его участниками. Значит ли это, что с Вознесением Господа оно ушло от нас? Никоим образом. Если Христос по Слову Своему присутствует среди нас, когда мы собираемся во имя Его, то, соответственно, среди нас присутствует и Его Царство. Соприкасаясь со Христом в личном общении, в молитве Церкви, в Таинстве Евхаристии, мы соприкасаемся с Божьим Царством, той самой высшей справедливостью, противоположной лжи и обману этого мира. Его свет идёт к нам, и мы уже сегодня можем открыться для него, наполниться им. Мы имеем возможность уже сегодня жить в его реалиях, руководствоваться его ценностями. И одна из наших задач, как Христовых учеников, преобразовывать, изменять себя силою Святого Духа, чтобы свет Божьего Царства беспрепятственно шёл через нас, исходил в мир и рассеивал его тьму. Если мы со Христом, то Царство Божие внутри нас, мы носим его в себе. В чём отличие истинных христиан? Именно в проникнутости светом Царства, которое даёт верным силу сопротивления внешним обстоятельствам, даёт им силу в любых ситуациях оставаться свободными, оставаться Божьими детьми, солью земли и светочами мира. Пока что мы существуем так, но ждём того момента, когда то, что пока что только внутри нас, станет полноценной внешней реальностью. Мы ждём того момента, когда Господь вернётся. Его возвращение, Его Пришествие будет настолько явным и очевидным, что никаких разговоров не потребуется – Его увидят все и сразу. И это будет! Завтра, или через год, или через столетие – неважно. Важно то, что будет. Обетования Христа непреложны, они исполняются, и мы ждём, когда придёт Он – наш Господь и Спаситель, в Котором наша надежда и упование, наше будущее – участие в новом творении, в Божьем Царстве, в жизни будущего века! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 05.12.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Декабря 2023 - 2-е Воскресенье Адвента (Пастор  Е. Романенко)
04 Декабря 2022 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
06 Декабря 2020 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
08 Декабря 2019 - 2 Воскресенье Адвента (Пастор  Е. Романенко)
09 Декабря 2018 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Е. Романенко)
10 Декабря 2017 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
04 Декабря 2016 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
06 Декабря 2015 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
07 Декабря 2014 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)
08 Декабря 2013 - ГРЯДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ (Пастор  Г. Азиков)
09 Декабря 2012 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Г. Азиков)
04 Декабря 2011 - 2 воскресенье Адвента (Пастор  Д. Лотов)