МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Января 2023 года
3-е воскресенье после Богоявления
Галатам 2:16-21
16. однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
21. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Сегодня во время чтения из послания Св. Павла к Галатам мы с Вами услышали: "...узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (Галатам 2:16).
Это действительно важнейший текст для евангелическо- лютеранского исповедания. Потому что именно в этом отрывке ёмко и точно сформулимровано учение об оправдании верой, которое Божий раб др. Мартин Лютер возвратил Христовой Церкви во время Реформации. Учение это состоит в том, что мы оправданы перед Богом даром, по благодати (т.е. по милости, милосердию), верой в Иисуса Христа и независимо от дел Закона.
И это вероучительное положение (или как его называют - "артикул веры") настолько важен, что в одном из своих трудов Лютер даже назвал его "артикулом, на котором Церковь стоит или падает". Иными словами: когда Церковь перестанет проповедовать оправдание по благодати через веру в Иисуса Христа - она перестанет быть Церковью Христовой.
И вот для того, чтобы лучше понять всю значимость этого учения, нам следует ответить на три вопроса: Первый: почему это учение об оправдании верой так важно для христианского исповедания вообще? Второй: почему оно так важно для нас, христиан, именно сейчас - в тех исторических условиях, в которых мы оказались? И, наконец, третий вопрос: что из этого важнейшего учения следует для нас с Вами?
Итак, начнём по порядку. Во-первых: почему это учение об оправдании верой так важно?
Ответ: потому что только это учение позволяет адекватно понять и воплощение Христа и то, что произошло на Голгофе - то есть, смерть Иисуса Христа за наши грехи.
И потому что в свете этого учения каждый человек встаёт лицом к лицу с Абсолютно Святым, Праведным и Справедливым Творцом, перед Которым человеку придется держать ответ за всё, что человек в этой жизни сделал. И когда человек, слушая голос своей совести начинает оценивать свою жизнь в свете того, что заповедал ему Творец, человек приходит к неутешительному выводу: ему нечем гордиться перед своим Творцом, нечего своему Творцу предложить.
Божий Закон демонстрирует нам, что мы - грешники, постоянно нарушающие Волю нашего Творца. Как говорит всё тот же Св. Павел в Послании к Римлянам: "Нет праведного ни одного ... потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Римлянам 3:10,23).
Мало того, даже если мы будучи грешниками прилагаем все усилия чтобы соблюдать Божий Закон - даже и тогда нам нечем похвалиться перед нашим Творцом: "ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (то есть, "ни один человек").
И вот если мы, несчастные грешники, не можем оправдаться перед Богом нашими собственными усилиями и нашими делами - что же нам остается? Ответ на этот вопрос мы тоже слышали сегодня во время чтения из Послания к Галатам: "человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа... а если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Галатам 2:16, 21).
Вот в чём наше Спасение: Единородный Божий Сын Иисус Христос воплотился ради нас, взощёл на Крест Голгофы и принял на себя наши грехи. И теперь всякий, кто уверует в Иисуса Христа не погибнет, но будет иметь вечную жизнь (Иоанна 3:14-16). И теперь мы действительно оправдываемся перед Богом, (то есть становимся праведными в глазах Бога) верою в Иисуса Христа, "независимо от дел Закона" (Римлянам 3:28)
Не случайно у доктора Лютера есть такой богословский лозунг: "Crux Sola est Nostra Theologia" - "Крест есть всё наше богословие". Потому что без Креста Христова богословие преврашается в безжизненную философско-логическую схему. Богословие превращается в жонглирование терминами и разбор философских вопросов, в духе: "Сколько ангелов может уместиться на конце иголки?".
И вот именно в свете этой основополагающей Истины - о том, что Христос умер за наши грехи - Крест Христов становится той поистине живой связью, которая соединяет истину Христианской веры с жизнью каждого отдельного человека. Потому что Христос - и это очень важно осознать - отдел свою жизнь за каждого из нас.
Ну что же, перейдём ко втором вопросу: почему это вероучение об оправдании верой - так важно для нас, христиан, именно сейчас?
Потому что именно сейчас появляется множество (не побоюсь этого слова) "дешевых подделок" под христианство. Одна из таких подделок в последнее время приобретает большую популярность. Я говорю о т.н. "духовных скрепах" и "традиционных ценностях".
Со всех сторон мы слышим, что нам необходимо противостоять цивилизации "растленного Запада". Там, дескать, воплощенные Содом и Гомора. Там одни геи и трансгендеры, которые спят и видят как бы нас совратить с истинного пути. И что нам, поэтому, нужно сплотиться вокруг наших "традиционных ценностей", таких как семья, история, вера, Отечество и т.д.
Я не буду спорить, Священное Писание однозначно говорит нам о том, что мужеложство и все прочие пороки, которые сейчас так популярны на Западе - это грех. Кстати, в очень важном отрывке из 1-го Коринфянам, в котором Св. Павел напоминает нам о недопустимости этого греха, он называет еще множество грехов, таких, например, как мощеничество, клевета, воровство, супружеская измена (1 Коринфянам 6:9-11).
Но вот что важно понимать: если мы сводим христианство к противостоянию этим грехам или к борьбе с этими пороками - мы упускаем из виду саму суть христианства. Ту самую суть, о которой мы говорили выше: "Крест Христов и есть всё наше богословие".
Поэтому Апостол и говорит: "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Галатам 19-20).
Можно быть самым добродетельным, самым образцовым членом общества. Можно хорошо знать историю родной страны. Можно горой стоять за традиционные ценности. Но если человек не сораспялся Христу, не принял Жертву Христа как принесенную за себя лично - все эти "традиционные ценности" не стоят ничего. Они не спасут человека в День Божьего Суда.
Потому что "Я сораспялся Христу" - это уже гораздо серьезнее, чем защита каких бы то ни было ценностей или борьба с теми или иными грехами или пороками. Это значит, что всю мою жизнь я уже должен оценивать с свете того факта, что Христос умер за меня и Христу, следовательно, отдана вся моя жизнь: "уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Галатам 2:19-20).
"Я сораспялся Христу" - именно это позволяет Христианской Церкви не скатиться до уровня простого общественного движения или кружка по самосовершенствованию.
И кстати, именно это "Я сораспялся Христу" - отделяет глупое и поверхностное фарисейство от подлинного христианства. Вспомним позицию фарисея из евангельской притчи. Он даже в молитве умудряется заниматься своего рода саморекламой: "Благодарю тебя, Господи, что я не такой как... (вот они, этот сброд, эти грешники)" (ср.: Луки 18:11-12).
А вот позиция мытаря - другая: "Господи, помилуй меня, грешника" (Луки 18:13). И вот именно такой должна быть и наша позиция. Каждый из нас должен принести свои грехи к подножию Голгофского Креста. Каждый из нас должен четко осознать себя грешником, которому нечем гордиться перед Богом, нечего Богу предложить. Грешником, который спасен по благодати через Крестную Жертву Христа.
А следовательно другой грешник - это не столько человек, с которым нужно бороться, сколько человек, которому нужно помочь, указав ему путь Спасения. Чтобы он покаялся, принял Жертву Христа и оставил свой грех.
И, наконец, давайте ответим на третий вопрос: поскольку мы оправданы верой - что из этого следует для нас, христиан?
Ответ: нам нужно всеми силами избегать греха и приносить плод - добрые дела во славу Того, Кто умер за нас не кресте. О том, что нам нужно всеми силами бороться с грехом в нашей жизни - как раз и говорит Св. Павел: "Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником" (Галатам 2:17-18)".
Вот чтобы не быть такими преступниками, чтобы не разрушать то, что созидаем - нам нужно сопротивляться греху в нашей жизни. Нам нужно (как я уже сказал) приносить плоды в виде добрых дел, но не затем, чтобы этими делами заслужить Спасение, а затем чтобы этим делами славить Того, Кто нас спас.
Раз уж мы сораспялись Христу, то результатом этого сораспятия Христу должна стать обновленная жизнь. Об этом говорит всё тот же Павел в Послании к Римлянам: "Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые" (Римлянам 6:18).
И, обращаю Ваше внимание: оправданным следует приностить добрые плоды в виде праведных дел, однако не затем, чтобы противостоять тем или иным мировым цивилизациям; и не затем, чтобы принести обществу те или иные блага или публично бороться с теми или иными пороками. Но нам следует приносить эти добрые плоды, потому что именно к этому призвал нас Христос, умерший за нас на кресте. Именно поэтому всё тот же Апостол Павел, но уже в Послании к Ефесянам, снова развивая тему об оправдании верой, говорит: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Ефесянам 2:8-10).
Итак, давайте подытожим. Учение об оправдании по вере в Иисуса Христа независимо от дел Закона - является, без преувеличения, важнейшим артикулом веры. Христос на кресте умер за грехи каждого из нас и всякий кто уверует в Него не погибнет, но будет иметь вечную жизнь. И вот именно осознание этого факта связывает истину Христианской Веры с жизнью каждого отдельного верующего, каждого из нас. Потому что Крестная Жертва Христа принесена за каждого из нас.
Именно поэтому справедливо утверждение, что "Крест и есть всё наше богословие". И именно это утверждение нужно взять на вооружение, чтобы не дать себя обмануть. Чтобы вместо подлинного христианства в центре которого Крест Христов - наша вера не стала дешевой подделкой, даже если в основе этой подделки лежит то, что нам симпатично - например, некие "традиционные духовные ценности".
И, наконец, мы оправданы верой для того, чтобы приносить плод в виде добрых дел. Но не потому, что этими делами мы пытаемся заслужить свое Спасение, а потому, что к этим добрым делам призвал нас Христос, умерший за нас на кресте. Апостол говорит: "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня". Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
21 Января 2024 - Третье воскресенье после Богоявления (Пастор Е. Романенко)
23 Января 2022 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
24 Января 2021 - 3 воскресенье после Богоявлени (Пастор Д. Лотов)
26 Января 2020 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
27 Января 2019 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
21 Января 2018 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
22 Января 2017 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
22 Января 2012 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)