МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Января 2022 года
3 воскресенье после Богоявления
Мф.8, 14-17
14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им.
16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни.
Продолжается время Богоявления, а вместе с ним продолжаются наши размышления о том, что выражается названием сего времени. Богоявление, т.е. явление Бога, явление Его силы, Его прямое вмешательство в видимую реальность. Явление Бога… С таким величественно звучащим словосочетанием со-знание связывает некие грандиозные картины в духе Ветхого Завета: огненный дождь, излившийся на Содом и Гоморру, казни египетские, разделение моря перед избранным народом и т.д. Что ж, это вполне естественно. Посмотрите на звёздное небо – насколько грандиозно творение Господа! А ведь тем, что мы видим, Вселенная отнюдь не исчерпывается. Если столь величественно творение, то насколько более величественным должен быть Творец! Поэтому данные в Ветхом Завете картины вмешательства Бога в историю, поражающие грандиозностью и ужасом явления Его силы вполне естественны. Но вот, перед нами Новый Завет, который повествует нам о явлении Бога во ипостаси Иисуса Христа. И вот ведь что удивительно – потрясающих воображение свершений, подобных явлениям, описанным в Ветхом Завете, тут нет. Совершённое Господом было грандиозно по сути, но не по форме. И если уж говорить о форме, о внеш-ней стороне, то даже самый вид Спасителя не величием не отличался. По слову пророка Исайи: «Не было в Нём ни вида, ни величия». Думаю, что даже Иоанн Креститель в своих одеждах из верблюжьего волоса выглядел куда внушительнее. Да, конечно, были поражающие воображение деяния вроде насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек, но таких деяний было совсем немного. И, кроме того, в них не было никакой внешней эффектности. Когда море расступилось перед сынами Израилевыми, Моисей стоял на возвышенном месте, простерши над водами свой жезл – готовый кадр для анонса захватывающего фильма. У Христа ничего такого нет. Ну вот хотя бы уже упомянутое чудо умножения хлебов. Христос взял их, посмотрел на небо, преломил, стал давать ученикам. Вот и всё. Или воскрешение Лазаря. Опять-таки: Господь не размахивал руками, не творил заклинаний на непонятном языке, не бросался молниями. Он просто сказал: Лазарь, иди вон. Всё. Большая часть совершённых Им чудес была какой-то камерной. Ничтожно малое число людей становилось их свидетелями. А некоторые из них выглядели вообще как-то буднично и неинтересно. Вроде того, о котором мы слышали сегодня у евангелиста Матфея: «14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке, 15 и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им». Чудо совершено как бы между прочим, совершенно незаметно, сторонних свидетелей вообще нет, его видят только ученики. Тем не менее, это очень важное событие, причём для нас сегодня оно даже более важно, чем в тот момент для них.
Люди по-прежнему ждут от Бога грандиозных деяний и внешних эффектов и, когда происходит хотя бы некоторое подобие таковых, впадают в натуральный экстаз. Даже в том случае, если происходящее сомнительно. В качестве примера можем вспомнить шум, поднятый в последние годы вокруг так называемого «благодатного огня» в Иерусалиме. Зажжённую от него лампаду привозят в Россию аж специальным самолётным рейсом и налицо толпы желающих приобщиться к тому, что они считают чудом. Слухи о всяческих чудесах и явлениях в церковной среде вообще активно распространяются и поддерживаются. Даже в тех случаях, когда они очень и очень спорны, как например, явление Божией Матери в Меджугорье. Но в любом случае всё это несерьёзно. Новозаветное время для любителей спецэффектов неблагоприятно, потому что Бог в это время действует так, как действовал Христос – без внешней помпы. Вот, например, человек заболел. Помазали его елеем во имя Господне, больному реально стало лучше. Кроме ближайших родственников вообще никто ничего не видел, а внешние ничего не поняли – был человек болен, потом выздоровел. Ну и что тут такого? Или вот помолились в общине за чьё-то выздоровление. Господь даровал исцеление. Опять всё тихо и незаметно. С одной стороны как-то даже жаль, что так тихо. Ведь какое свидетельство могло бы быть для неверующих! А с другой всё как раз просто отлично. Вспомните явление Христа во славе Иоанну на Патмосе. Там грандиозности и величия было с избытком. И что? Вроде бы любимый ученик, а как увидел Учителя в небесной славе, то упал как мёртвый. Думаю, что для нас - с учётом нашей греховности - было бы весьма затруднительно соприкасаться с таким Христом. В моей жизни был случай, когда привелось ощутить силу Бога – могу сказать одно: это очень страшно. Так что для нас поистине великое благо, что до Второго Пришествия соприкосновение с Богом через Христа происходит именно тихо и незаметно для окружающих.
Христос и сегодня опекает Свой народ. Мы не может видеть Его так, как видели ученики во время Его земного служения. Тем не менее, мы можем со-прикоснуться с Ним, можем обрести милость и благодать, хотя сие соприкосновение происходит опять-таки без каких-либо спецэффектов. Возможно, для кого-то их отсутствие очень обидно, но давайте подумаем, насколько они нужны. А для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде понять, для чего Господь являет Свою силу. Тёща Петра, о которой мы сегодня слышали в Евангелии, была больна, лежала в горячке. Что ей было нужно? – выздоровление. Полагаю, что ей было совершенно безразлично, будет таковое сопровождаться спецэффектами или нет. И действительно, оказалось, что и без них всё отлично: «15 и коснулся руки её, и горячка оставила её». А что дальше? Да тоже ничего особенного. Исцелившись столь удивительным образом, тёща Петра не падала на колени, не разражалась многословной речью – она просто начала делать то, что была должна: «и она встала и служила им». В этом суть дела. Господь даёт нам Свои милости, Свои дары не просто так, а именно для того, чтобы мы делали то, что должны. А что мы должны? Служить. Служить Богу через ближнего. Нам непросто в этом мире. Приходится бороться и с внешним злом и с тем злом, которое сидит внутри нас. Своими силами справиться со всем этим невозможно, поэтому мы обращаемся к Господу с различными прошениями. И Он даёт то, что нам нужно. Так вот, получив просимое, не надо устраивать благо-дарственные молебствия, не надо идти в паломничество или жертвовать на крестовый поход – нужно просто делать то, ради чего Господь оказал тебе милость – нужно служить. Потому что такова наша главная задача: проникнувшись Божественной любовью, служить Богу через ближнего, этим служением утверждать ценности Божьего Царства, быть проводниками света небес и обращать людей к источнику этого света – к Истинному Триединому Богу. «14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке, 15 и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им». Господь да поможет нам через обретение Его милости служить Ему через ближних так, как это сделала исцелённая Им тёща Петра. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
21 Января 2024 - Третье воскресенье после Богоявления (Пастор Е. Романенко)
22 Января 2023 - 3-е воскресенье после Богоявления (Пастор Е. Романенко)
24 Января 2021 - 3 воскресенье после Богоявлени (Пастор Д. Лотов)
26 Января 2020 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
27 Января 2019 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
21 Января 2018 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
22 Января 2017 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
22 Января 2012 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)