МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Января 2017 года

3 воскресенье после Богоявления


Гал.2, 19-20
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

У каждого человека существуют так наз. «границы личности», границы своего «я», которые очень тщательно охраняются. Нарушение этих границ может быть весьма болезненным и неприятным. А один из наиболее неприятных моментов, называемый «потерей лица», может привести к самым тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства, особенно когда свидетелем такой потери становится кто-то из знакомых. Всё сие общеизвестно, причём не думаю, что в прежние времена положение существенно отличалось от нынешнего. Почему, например, Ирод Антипа, хотя и почитал Иоанна Крестителя как пророка, тем не менее, обезглавил его по просьбе Саломеи? Потому что, давши обещание в присутствии многочисленных гостей, боялся потерять лицо, не выполнив обещанное. Но вот, Павел пишет нечто весьма странное, нечто совершенно обратное привычной модели: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос». Т.е. речь идёт о полном отказе от себя, о полном предоставлении себя Христу, при котором собственная личность со всеми её запросами, границами и т.д., отодвигается на глубокий задний план. Твоё «я» более не имеет значения – ты только инструмент Божьего действия, посредством которого Господь творит Свой промысел в этом мире. Именно такое состояние может быть названо иде-альным для исполнения главной миссии христианина – быть свидетелем Хри-ста, быть Его письмом этому миру. Вопрос лишь в том, воспринимают ли его люди в качестве идеального? Ведь наше время нацелено именно на индивидуальную личность, на её права и поступаться таковыми весьма неприятно. Это рассматривается как преступление против самого себя, против своих интересов. Как ни странно, в советскую эпоху умонастроение было ближе к тому, что хочет от нас Христос, Который призвал Своих верных носить бремена друг друга, т.е. поступаться личным ради общественного. А при советах провозглашалось превосходство общественного над личным, и многие люди действительно так жили. Нимало не задумываясь, они поступались своими интересами, если это было нужно для общего блага, и это отнюдь не считалось потерей, проигрышем. Сегодняшние умонастроения прямо противоположны. Усердно культиви-рующийся в Европе махровый индивидуализм добрался и до России. Границы личности на замке, удовлетворение своих потребностей стало приоритетной задачей. А то, что находится вне этих границ, не представляет никакого интереса и не стоит внимания. Знаю одного весьма почтенного и известного музыканта, который в течение уже долгого времени пытается собрать средства на приобретение органа для заведения, в котором преподаёт. С этой целью он выходил на контакт с состоятельными людьми, но оказалось, что на свои собственные капризы они готовы потратить много, а вот на благое дело не хотят тратить ничего, потому как это не их дело. Увы, в какой-то мере такое умонастроение свойственно всем нам – своё стоит превыше всего, вне зависимости от того, что именно является своим: какие-то материальные сущности или личность. Означенное умонастроение поощряется окружающей средой, т.е. является общепринятым и, с точки зрения общества, нормальным, но, увы, при таком подходе в области духа создать нельзя ничего. Можно создать только какие-то внешние формы, но они и останутся не более чем внешними формами – Церковью Иисуса Христа они не станут. Если же мы хотим строить именно Церковь, то тогда нужно идти другим путём, выбрав не себя, но Христа.

«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос». Выбор в пользу Христа, выбор пути веры, если он действительно совершился, воздвигает стену между человеком и его амбициями, личностными устремлениями, потому что последование за Христом в принципе некомфортно. По сути, это разрыв прежних связей, потому что невозможно следовать за Христом и в то же время жить так, как ранее. При последовании за Христом жизнь становится служением, направленным не на себя, а на ближних. Не так давно мне довелось читать книгу, написанную узником Соловецкого лагеря. Среди прочего он описывает такой случай – в женское отделение приходит кто-то из лагерного начальства и говорит, что требуются люди для ухода за больными в тифозном бараке, который в условиях Соловков был бараком смертников. Причём персонал скорее всего должен был последовать за больными, т.к. тиф заразен. И вот, когда объявление было сделано, 65-летняя баронесса Фредерикс спокойно вышла вперёд – нимало не рисуясь, а просто потому, что не могла не послужить страждущим. Для того, чтобы такое стало возможным, человек действительно должен отказаться от себя, полностью предоставить себя в распоряжение Христа, чтобы воистину жил уже не ты, но Христос в тебе. Но возможно ли такое? Вполне возможно, причём даже не обязательно в отношении Христа. Человек, по-настоящему любящий, живёт не собой и не для себя, а тем и для того, кого он любит. Если сие возможно в отношении человека, то почему невозможно в отношении Христа? Любители своего больше всего боятся отказаться от этого самого своего, но действительно ли означенный отказ является чем-то невозможно тяжким? «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос»… Сам момент отказа может показаться тяжким, но потом всё будет иначе, потому что если в тебе живёт Христос, то ты исполняешься Его силой – силой Истинного Бога, дающей возможность совершать невозможное. Вспомните гонения разных времён, в том числе и нашего. Со стороны они выглядели и выглядят ужасно, но истинно верующие, попавшие под эти гонения, вовсе не были ими раздавлены и сохраняли бодрость духа – об этом есть множество свиде-тельств. Почему? Потому что в них был Христос. И то, что с внешне стороны казалось кошмаром, для них кошмаром не было, потому что в них пребывала сила Господа. С чисто человеческой точки зрения действительно очень неприятно отдавать что-то своё, но ведь получить ты можешь куда больше. Ты отдаёшь человеческое, но получаешь Божественное. Именно вследствие сего верующий и может стать светочем миру – ведь свет, исходящий от него, не есть его собственный – это свет Христа. Поэтому надо не дорожить собой, но отдать себя Христу, чтобы жизнь каждого из нас стала подобной жизни Павла, написавшего: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

21 Января 2024 - Третье воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
22 Января 2023 - 3-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
23 Января 2022 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2021 - 3 воскресенье после Богоявлени (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2020 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2019 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
21 Января 2018 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2012 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)