МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Октября 2022 года
16 воскресенье после Дня Св.Троицы
Ин.5, 19-23
19. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также.
20. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
21. Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
22. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
23. дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Как живёт обычный обыватель с точки зрения окружающих? Не интересно, т.е. не привлекая к себе никакого внимания. Соответственно, и относятся к такому человеку никак, т.е. нейтрально. Ну есть и есть. Мелкие грешки с удовольствием обсуждаются соседями и знакомыми, но это обсуждение опять-таки нейтрально, т.к. его главная цель – немного поразвлечься. Отношения к человеку такие обсуждения не меняют. Большинство живёт именно так, пользуясь всеми плюсами нейтрального отношения, каковое на самом деле очень комфортно. Но вот, представьте, что некий человек совершает деяние, после которого нейтралитет становится невозможным – деяние, после которого одни преисполняются глубочайшего уважения, в то время как другие преисполняются ненависти. Именно так произошло с нашим Господом и Спасителем. До тридцати лет не привлекал к Себе никакого внимания. Его жизнь настолько соответствовала повседневности Его соплеменников, что ни один евангелист не написал о ней ничего. Т.е. ничего значимого в этот период не происходило. После Его выхода на служение нейтралитет ещё какое-то время сохранялся. Ну, стал человек раввином – ничего особенного в этом нет. Но вот когда Он стал говорить о Себе, как о Мессии, вот тогда ситуация начала меняться. Кто-то уверовал в Него и преклонился перед Ним, однако поначалу ненависти ещё не было. В конце концов, учил Он как власть имеющий и чудеса творил – кто знает, может быть и в самом деле Мессия. А вот когда Он заговорил о Своей идентичности с Богом, вот тут всё и началось. «…как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца». Воскрешение было исключительной прерогативой Бога. Он мог дать кому-либо, например, пророку, власть воскресить умершего, как это было с Илией. Но никогда ни один пророк не дерзнул бы сказать, что воскрешает кого хочет. То же самое можно сказать и о власти творить суд. Ну а почитание кого бы то ни было наравне с Богом?... Мы выросли в другой парадигме, в которой понятие о Божественности Христа, о единосущии Отца и Сына является чем-то само собою разумеющимся, но для иудеев такого рода мысль была чистым богохульством. Ибо никто не мог быть поставлен рядом с Богом, никто не мог претендовать на почитание, воздававшееся Творцу! Соответственно, после таких заявлений Иисуса для иудея, укоренённого в вере, уже не могло быть никакого нейтралитета. Можно было либо принять, либо отвергнуть; либо преклониться, либо возненавидеть. Если бы Господь не делал столь радикально звучащих заявлений, Ему бы жилось намного проще. Ведь по иудейским понятиям Мессия, хотя и был облечён огромной властью, тем не менее, оставался человеком. Но он не являлся Богом. Христос же утверждает не только своё мессианство, но и единосущие с Отцом. Зачем Он так поступал, хотя наверняка знал, что это сильно осложнит Его отношения с Божьим народом? Он говорил сие, потому что это была правда. Это была истина, объяснявшая, почему Он учил как власть имеющий. Он действительно имел сию власть, Он действительно был Богом Истинным, вочеловечившимся, дабы говорить с нами лицом к лицу. Принятие сего факта открывало людям путь к спасению. Такова была истина, а времени для её возвещения было не так много. Вот почему молчание становилось невозможным. Люди могут врать и делают это постоянно, но Бог говорит правду. Вне зависимости от того, что об этом будут думать те, к кому Он обращается.
Христос шёл путём истины. С обывательской точки зрения это путь очень некомфортен, но это путь Бога. Поэтому если человек считает себя Божьим верным, то другого пути у него нет. Книга Деяний и Послания показывают нам, что Апостолы именно так и действовали. Они благовествовали, они возвещали истину и не шли ни на какие компромиссы ни с иудеями, ни с язычниками, хотя очевидно, что путь компромиссов, т.е. частичных отказов от истины, намного удобнее. Но когда Божий верный обладает истиной, данной Богом, никакое отступление для него невозможно. Так они проповедовали, так и жили. Римская империя была весьма веротерпимой. В Риме находились храмы самых разных религий, которые могли существовать при одном условии – почитании римских богов и участии в императорском культе. Для язычника в этом нет никаких проблем: в Египте свои боги, в Риме свои. Почему бы не почтить богов, на территории которых ты обретаешься? Они ближе, и не надо их сердить. Но Божия истина говорит нам, что есть только один Бог, поэтому участие в каком-то ином культе есть отступничество от истины, отступничество от Бога. Соответственно, христиане категорически отказывались от участия в языческих обрядах, за что и были репрессируемы. А ведь, пойди они на компромисс, никаких проблем бы не было. Что же девало им силы не поддаваться на искушение? Христос знал, что Его путь ведёт к страданию и смерти. Но в то же время Он знал, что вослед за страданием последует торжество победы, явленной через Его Воскресение и Вознесение. Уверенность в конечной победе, в торжестве Христа является той силой, которая поддерживает Божий народ в выпадающих на его долю испытаниях. Мы веруем, что Христос есть Истинный Бог. Следовательно, всё сказанное Им есть истина в конечной инстанции. И если Он говорит о торжестве Божьего Царства, которое придёт в силе и славе; если Он говорит, что Его верные станут полноправными участниками этого царства, то так оно и есть. Поэтому у истинных христиан нет иного пути, кроме пути Христа. Следуя по этому пути, мы, ныне живущие, неминуемо столкнёмся с тем, с чем сталкивались Христос и Апостолы – с полярностью мнений, с ненавистью и даже с гонениями. Сие неудивительно, потому что очень непросто возвещать истину в обществе, основанном на лжи. Причём на всех уровнях. Государственные и даже, увы, церковные деятели лгут, пытаясь выдать чёрное за белое, возводят грех в норму жизни, преследуя тех, кто называет вещи своими именами. Индивидуумы попроще лгут частным образом ради собственной выгоды, ради достижения своих корыстных целей. Участие в такой коллективной лжи очень соблазнительно, поэтому приходится видеть людей, хотя и именующих себя христианами, но при этом совершающих весьма неблаговидные деяния. Думаю, что таковых полезно спрашивать: верят ли они в Божественность Христа, в единосущие Отца и Сына? Ведь если Христос – Бог Истинный и Его Слово – Истина, то как может называющмй себя Его учеником соучаствовать во лжи и преступлениях?
«Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также». Христос не действует, как некая отдельная сила. Он – единое целое с Отцом, Он есть Бог Истинный. Следовательно, Он является воплощением истины. И если мы хотим жить в свете и в правде, хотим видеть и понимать, что происходит на самом деле, а не блуждать в потёмках, то должны быть с Ним. Что это даёт? Возможность жить в свободе, возможность иметь натуру свободного человека, а не раба и не холопа; возможность, оценивая происходящее с точки зрения Божьей правды, видеть обман, от кого бы таковой ни исходил и не поддаваться на него. Всё сие в свою очередь даёт возможность стать пригодными для Божьего Царства, стать его полноправными участниками, ибо «как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет». Стояние в Божьей истине и её провозглашение словом и делом как раньше, так и сегодня, является вызовом силам тьмы, поэтому лёгкой жизни ожидать не стоит. Не стоит полагать, что силы тьмы – это существа из мира духов. Дьявол действует через людей, и мы имеем возможность каждодневно видеть, как это происходит. Но, если подобно апостолам, мы уверены в конечной победе Христа, то эта уверенность умножит наши силы, ибо побуждает смотреть в завтрашний день – в торжество Христа в Его Втором Пришествии, в Его победу, и в свет Его Царства, которому не будет конца! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
24 Сентября 2023 - 16 воскресенье после Торжества Пресв.Троицы (Пастор Д. Лотов)
19 Сентября 2021 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Сентября 2020 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Октября 2019 - За всё Тебя, Господь, благодарю! (Пастор Г. Азиков)
16 Сентября 2018 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Сентября 2016 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
20 Сентября 2015 - Великое утешение. Проповедь на 16 воскресенье после Троицы (Пастор Г. Азиков)
15 Сентября 2013 - Проповедь на 16 воскресенье после Троицы - Великое утешение (Пастор Г. Азиков)
09 Октября 2011 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Сентября 2009 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Сентября 2008 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)