МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Сентября 2008 года
16 воскресенье после Дня Св.Троицы
Евр.10, 32-39
Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
Только что услышанные нами слова Апостола содержат цитату из Книги пророка Аввакума, напоминающую о важнейшей составляющей христианства: «Праведный верою жив будет». Эта истина, основательно подзабытая в Средневековье и воскрешённая к новому бытию Реформацией, заключается в том, что человек может спастись от вечной смерти только одним образом – через веру во Христа, ибо именно эту веру и только её Бог вменяет нам в праведность – ту самую праведность, которая открывает нам бессмертие. На первый взгляд может показаться, что пребывать в такой праведности очень просто, но на самом деле всё выглядит иначе, потому что вера – это не то, что можно обрести раз и навсегда. Это не собственность, которую ты приобрёл и она остаётся твоим имуществом вне зависимости от твоего к ней отношения. Вера – это состояние души, которое (как и все состояния) не является стабильным. Она может возрастать, а может и уменьшаться. В ней можно колебаться, а можно и вообще утратить. Последнее – самое страшное, потому что утрата веры, т.е. доверия к Богу, ведёт только к одному – к смерти. Впрочем, пророческое слово, а также присовокупленное к ним замечание Апостола позволяют заключит, что даже колебания в вере небезобидны, если не сказать гибельны. «…если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель…». Итак, колебания в вере, могущие привести к её утрате, к отпадению, являются для человека гибельными. Откуда же они приходят и как им противостоять, дабы наследовать не вечную смерть, но вечную жизнь?
Первая из причин, вызывающих колебания в вере – гонения и бедствия. Апостол пишет: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы … выдержали великий подвиг страданий». За очень редким исключением человек стремится к спокойному существованию, почему и старается по возможности обходить острые углы. Как было сказано в одном кинофильме, «нормальные герои всегда идут в обход». Если же и приходится претерпевать какие-то неприятности, то за этим должен стоять какой-то смысл, причём чем он прагматичнее, чем ближе к наиболее насущным потребностям, тем проще будет выдерживать и преодолевать испытания (в том числе и самые тяжкие). И наоборот: чем более далёкой будет цель, во имя достижения которой приходится терпеть лишения, тем меньше будет желания идти на какие-то жертвы. Известная пословица гласит: «синица в руках лучше журавля в небе». Проблемы повседневности видимы и очевидны. Христос же невидим, а Царствие Божие ещё не настало. Поэтому для многих эти сущности совсем не те, ради которых следует вообще что-либо отдавать. Соответственно, гонения и неприятности во все времена были основанием для отпадений. Однако, удивительным образом, сии отпадения, несшие гибель отпавшим, шли Церкви не во вред, а на пользу, потому что способствовали её очищению. Отсекая слабых и колеблющихся, они оставляли тех, кто был готов идти за Христом до конца. Вплоть до смерти. Именно поэтому в эпоху бедствий Церковь в духовном отношении всегда была намного крепче, чем в «мирные» годы.
Время гонений давало только один повод для колебаний и отпадения – угрозу достоянию и жизни. В мирные годы таковых поводов появляется намного больше. Как это ни парадоксально, одним из главных среди них является спокойная и сытая жизнь, создающая иллюзию стабильности, иллюзию значительности своих усилий. Человек начинает уповать на себя и свои силы намного больше, чем на Бога, а в конечном счёте вообще перестаёт в Нём нуждаться, потому что у него и так всё есть. Соответственно, начинается постепенная духовная деградация, при которой главные проблемы – личное спасение, духовная борьба и противостояние греху – постепенно отходят на задний план, уступая место второстепенным вопросам. В результате молитвы становятся прохладно-формальными, добрые христиане погружаются в решение мирских проблем, а Церковь превращается в одну из социальных организаций, тем самым теряя смысл своего существованиия. Сегодняшняя Европа, особенно в своей западной части, является прекрасным примером такого варианта развития событий.
Ещё один повод, создающий возможность для отпадения: люди, рассматривающие Церковь не как ковчег спасения, а как средство самовыражения или как средство для решения целей политических, социальных, этнических и даже экономических. Достаточно вспомнить сравнительно недавние скандалы, когда обнаружилась причастность духовных лиц к водочной торговле. В силу каких-то обстоятельств таким людям выгодно быть в Церкви и они пребывают в ней, привнося в неё отнюдь не духовность. Сие крайне отрицательно сказывается на жизни общин, разлагая их изнутри. Можно даже говорить не о разложении, а о разрушении, потому что, к сожалениию, люди не всегда умеют отделять учение от практики. Поэтому, если дискредитируется Церковь и люди теряют доверие к ней как к институту, то при этом зачастую они утрачивают и доверие по отношению к Богу.
Наконец, ещё один повод - сама повседневность мирного времени с её постоянными мелкими искушениями и провокациями, с её серыми буднями, которые затягивают и побуждают думать отнюдь не о духовном, потому что после интенсивной борьбы за выживание, после стараний побольше заработать, на духовное просто не остаётся сил. Во времена моего детства Писание было превеликой редкостью, чем-то запретным. Библейские фрагменты перепечатывались на машинках, распространялись самиздатом и их читали. Хотя, конечно, может быть, этот интерес был вызван именно самым фактом запрещённости. Сегодня Библия общедоступна, но читаем ли мы её? Есть ли в нашей жизни такая реальность, как ежедневная молитва? Причём не формальное бормотание по писаным текстам, а настоящая молитва - т.е. доверительное общение с Отцом небесным? И какая цель является для нас приоритетной, т.е. определяющей повседневность – Царствие Божие или решение каких-либо чисто земных проблем? Чем мы сильнее увлечены – достижением вечности или достижением земных целей? Обо всём этом стоит задуматься в свете слова Господня, проречённого через Аввакума и процитированного Апостолом: «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.». Итак, причин для колебаний, отторгающих от веры, от Бога и от спасения предостаточно. Вопрос лишь в том, как противостоять этим колебаниям, как не допускать их.
«Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное…». Несколько месяцев назад вся Москва выражала бурный восторг по поводу побед российской футбольной команды на чемпионате Европы. Сия команда, хотя и не достигла первого места, но всё же одержала немало побед. Спрашивается, было ли это просто? Никоим образом. Матч – только вершина айсберга. Чтобы получить шанс на победу, требуются постоянные тренировки, требуется соблюдение особого режима, позволяющего быть в форме, быть пригодным для игры. Если этот режим не соблюдать, то шансов не будет вообще. Тот, кто держит форму, этот шанс имеет. Не соблюдающим же себя остаётся только сидеть - либо на стадионе, либо у телевизора с бутылкой пива - сидеть и смотреть, как играют и побеждают другие. Футбольные фаны бурно ликуют, когда их команда выигрывает, но победа команды – не их победа. Они причастны к ней только как свидетели – и не более того. Примерно тоже самое происходит и в христианстве. Достижение Царствия небесного, спасение, требует от человека определённых усилий, направленных на то, чтобы поддерживать себя в надлежащей духовной форме. Поэтому мы не можем позволить себе никакой лени и пассивности. Ленивый может сидеть и смотреть, как другие входят в Царство Божие. Христианин же не сидит. Подобно спортсмену, постоянно тренирующему тело, христианин должен с не меньшим постоянством тренировать свой дух, дабы поддерживать в себе твёрдость веры и не впадать в колебания, могущие привести к отпадению и тем самым к утрате спасения. Искренняя и постоянная молитва, обращение к Слову Божию, участие в Таинстве, взыскание Святого Духа – вот наши тренировочные снаряды. Христианин может и должен тренировать свой дух, чтобы, не взирая на все искушения и соблазны, его приоритетом во все дни было Царствие небесное и дабы во все дни к нему относились слова Апостола: «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
27 Сентября 2009 - 16 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)