МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Сентября 2022 года
15 воскресенье после Дня Св.Троицы
Мф.9, 9-13
9. Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13. пойдите, научитесь, что́ значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Кем были спутники Христа – те, кто стал основой будущей Церкви, Апостолами? В основном это представители социальных низов. Рыбаки с Тивериадского озера, неудавшийся террорист Симон Зелот, а также люди неопределённых занятий типа Нафанаила, которые могли без проблем провести целый день за разговором. Однако, у всех них была общая черта – неотягощённость избытком имущества. Да и откуда бы взяться таковому у рыбаков, зависящих от ежедневного улова? Тем более не купаются в изобилии неудавшиеся бунтовщики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда Господь призвал их следовать за Ним, то они, как сказано в Писании, «оставив всё», действительно последовали. Совсем иначе выглядит ситуация с Матфеем, который, в силу своей должности, был если не богат, то, по крайней мере, состоятелен, зажиточен. Бедного сборщика пошлин или, выражаясь современным языком, бедного таможенника, даже сейчас встретить навряд ли возможно, а уж в те времена тем более. Пожалуй, из всех учеников Господа, Матфей - единственный, кому действительно было что терять. И он теряет, ибо, услышав призыв Христа, также оставляет всё и следует за Ним. Итак, все Двенадцать оставили всё, чтобы последовать за Господом, но вот только это «всё» у Матфея намного больше, чем у Петра, Иакова или Симона Зелота. Призванию Матфея Евангелие уделяет всего несколько слов, но это событие вовсе не так просто, как может показаться. Особенно если вспомнить историю о богатом юноше, который не захотел следовать за Господом именно потому, что у него было большое имение. Или если ещё вспомнить слова Спасителя о том, что проще верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное. Таким образом, Матфей стал как раз тем самым верблюдом, которому сие действие удалось. Что же произошло? Что побудило человека поменять не только имущество, но и доходный промысел на бесприютные скитания по дорогам Святой Земли?
Люди любят жить хорошо. Люди хотят благосостояния и посредством своих трудов добиваются оного кто как может. Думаю, найдётся не так уж много совершенно равнодушных к этой стороне жизни. Другое дело, что есть ставящие на первое место не благосостояние, а следование своему призванию - даже если приносимый таковым заработок не очень велик. И напротив, есть те, кому неважно, чем заниматься, потому что главное – не само занятие, а приносимый им доход. Чем дальше представители вот этой группы следуют по избранной ими стезе, тем меньше в них остаётся человеческого, ибо всё, что их окружает, равно как и собственная совесть, начинает измеряться объёмом наличности. Матфей, по всей видимости, изначально принадлежал именно к этой группе, потому что в Иудее времён Спасителя не было занятия более презираемого, нежели мытарь, сборщик податей. Сие неудивительно, ибо прислужники оккупационных властей никогда не пользовались уважением со стороны соплеменников – как тогда, так и теперь.
Состоятельность может дать многое, но есть то, что не купишь ни за какие деньги. Например, внутренний мир, ощущение гармоничности своего бытия. По всей видимости Матфей, ещё не до конца загубивший душу, уже давно не чувствовал себя комфортно. Постоянно находиться в атмосфере всеобщего презрения вообще не просто, а тут ситуация усугублялась тем, что человек, отторгнутый общиной Божьего народа, тем самым отторгался не только от каких-то гражданских прав, но и от Божественной милости. Господни благословения на него более не распространялись. По всей видимости, размышления о ситуации, в которой он пребывал, о путях выхода из неё, были достоянием Матфея уже долгое время. Решение зрело, но не было пути выхода. И вот тут появляется Христос, который словами «следуй за Мною» открыл этот выход – выход в новую жизнь, в новые перспективы, в новые отношения с окружающим миром и, что особенно важно, в новые отношения с Богом. Последовав за Спасителем, Матфей утратил своё богатство. Но зато обрёл нечто намного более важное – обрёл самого себя, обрёл возможность идти по жизни распрямившись, а не брести, согнувшись под тяжестью презрения соплеменников. Осуждаемый всеми мытарь становится Господним верным и даже исполнителем совершенно особой миссии в священной истории Нового Завета. Ибо учеников было около 70, Апостолов – 12, а евангелистов только четверо.
Человек – достаточно самодовольное существо, причём, чем выше он продвигается по социальной лестнице, тем больше в нём самодовольства. Продвижение наверх сопровождается повышением достатка, благосостояния. А чем выше таковые, тем больше почтения ты получаешь со стороны окружающих. С нищим не будет считаться никто. С богатым считаются очень многие. Не случайно ещё в Древнем Риме существовало изречение Quod licit Jovi, non licit bovi, т.е. «Что дозволено Юпитеру, то недозволенно быку». Но ни состоятельность, ни значимость в обществе не делают пригодным для Божьего Царства. Ты никогда не станешь пригодным для него, пока не почувствуешь, что есть то, по сравнению с чем все земные ценности и цели не значат ничего. Обычный человек стремится к состоянию комфортности, но путь в Божье Царство ведёт в противоположном направлении, ибо начинается как раз с утраты ощущения комфортности, с осознания себя больным, обречённым, погибшим - с ощущения того, что этой обречённости и погибшести не смогут изменить никакие блага мира. Именно это осознание и только оно делает пригодным для встречи со Христом; даёт возможность не только услышать возвещаемую Им весть, но должным образом оценить её и, соответственно, принять. Сытый и всем довольный никогда не будет способен на это, потому что не сможет понять, для чего всё сие нужно. Христос говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные … Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». Праведных полно. Вернее сказать, полно тех, кто считает себя праведным. Таковым не нужно Евангелие, ибо никогда не пойдёт к врачу человек, считающий себя здоровым. На самом-то деле он болен, но не подозревает об этом, а потому чувствует себя превосходно. Таких «праведных» много. Они есть повсюду, в том числе и в Церкви. Им хорошо живётся, но на самом деле они в тупике, не ведущем никуда, кроме вечной смерти.
У патриарха американской фантастики Клиффорда Саймака есть весьма поучительный рассказ под названием «Мираж». В нём идёт речь об освоении Марса, представляющем собою пустыню, в которой то и дело возникают миражи – картины иного мира, поражающего своим великолепием. Они возникают не где-то далеко, но рядом. Эта иная жизнь находится рядом с тобой – кажется, что достаточно прорвать отделяющую её завесу, чтобы шагнуть в этот иной мир. Но сие никому не удаётся. Мираж остаётся миражом. И вот, в эту пустыню попадает учёный, которого ограбили и бросили на верную смерть его проводники. Оставшись в одиночестве, без всяких перспектив на помощь, он переосмысляет свою жизнь. Размышления изменяют сознание, отделяя таковое от прежнего бытия, возвышая над ним, открывая истину. В конце концов, он умирает, но в момент его физической смерти завеса прорывается, и он входит в тот самый мир, который для всех прочих остаётся только миражом. Для самодовольного, считающего себя праведным человека, Божье Царство навсегда останется таким же миражом. И только лишь для того, кто переосмыслит себя и своё бытие, оно станет реальностью.
«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Действие Матфея может выглядеть спонтанным порывом, но на самом деле оно не было таковым. Его последование за Христом было следствием переосмысления своего бытия, сделавшего его готовым к переменам. И когда в его жизни появляется Христос, несущий эти перемены, Матфей оставляет всё ради того, чтобы они совершились.
Да поможет нам Господь подобно Матфею ощущать себя не праведниками, но грешниками – теми самыми грешниками, ради которых пришёл Христос. Пришёл, дабы призвать их к покаянию и открыть перед ними путь к вратам вечности. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
17 Сентября 2023 - 15-е воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
12 Сентября 2021 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
20 Сентября 2020 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Сентября 2019 - День Арх. Михаила и всех ангелов (Пастор Е. Романенко)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор Д. Лотов)
04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)