МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Сентября 2010 года
15 воскресенье после Дня Св.Троицы
Сирах 30, 22-25
Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца – жизнь человека, и радость мужа – долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твоё и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.
У братьев Гримм есть сказка про девушку, которую звали умной Эльзой. Когда отец послал её в погреб за пивом для жениха, она увидела воткнутый в притолку топор. Сей предмет вызвал в её сознании картину, как она выходит замуж, у неё рождается сын, вырастает, его посылают в погреб за пивом, топор падает ему на голову и убивает на месте. Представив себе всё сие, Эльза начала рыдать, и успокоить её стоило немалых трудов. Эта сказка, естественно, является гротеском. Но сколько людей действительно следует именно такой поведенческой модели, т.е. страдает мнительностью, заставляющей в любой ситуации усматривать только плохое! Один такой человек есть среди моих знакомых. Если связанные с его жизнью обстоятельства начинают хотя бы незначительно изменяться, он, наподобие умной Эльзы, выстраивает цепь последствий, причём все они плохие. А так как обстоятельства меняются постоянно, то, соответственно, чуть ли ни каждый день становится для него источником негативных переживаний. Ни к чему хорошему это, естественно, не приводит, т.к. многие болезни вплоть до онкологии имеют в своём основании нервные потрясения. Соответственно, не приходится удивляться тому, что мой знакомый – очень болезненный человек, хотя на вид и кажется весьма крепким. Людей, в большей или меньшей степени похожих на него, в этом мире очень и очень много, потому что мир даёт много причин для печали, мнительности и депрессий. В особенности нынешняя эпоха, ставшая периодом смены исторических парадигм. Старые стереотипы, идеалы, а во многом и этика, рухнули – новые же ещё не сложились. Мы живём в период формирования новой исторической реальности, т.е. в период своего рода безвременья, когда и в самом деле не так просто понять, куда идти и как действовать. Ещё более трудно решить, как действовать для того, чтобы выжить, но при этом остаться порядочным человеком. Именно поэтому увеличивается число стрессовых ситуаций. Люди пытаются справиться с этими ситуациями разными способами, но основным остаётся тот, которым пользуются психотерапевты, количество которых, кстати, существенно возросло. Этот принцип может быть назван «примирение с действительностью». Но всегда ли с ней можно примириться? Реальный случай. У матери-одиночки погибла единственная дочь. Мать предприняла неудачную попытку самоубийства, после которой была помещена в специальный реабилитационный центр. Специалисты работали с ней, но успеха не добились. Она сказала, что как только вернётся домой, то непременно повторит свою попытку, т.к. жить ей больше незачем. Переубедить её, примирить с действительностью так и не удалось. Этот случай показывает всю порочность метода примирения, ибо примирение – это не лечение болезни, а пассивное соглашение с ней. Но такое соглашение деформирует личность, ибо в конечном счёте ты соглашаешься с тем, с чем на самом деле не согласен. Поэтому путь к исцелению идёт не через примирение, а наоборот, через противопоставление. Но что именно можно противопоставить негативной реальности? Мечты о светлом будущем? Но, как показала история, таковые являются иллюзиями. Силу? Но на любую силу можно найти силу превосходящую. А самой главной негативной реальности видимого мира – смерти – противопоставить вообще нечего. Осознавая невозможность противостояния реальности, человек старается так или иначе убежать от неё. Почему сегодня такой огромной популярностью как в кино, так и в литературе, пользуется фантастика? Да потому, что это способ бегства, отключения от реальности, чем-то похожий на забвение курильщика опиума. Однако, грёзы проходят, реальность вновь напоминает о себе, причём после сладких видений кажется ещё гаже, чем прежде. Иисус, сын Сирахов, говорит: «…утешай сердце твоё и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.». Но как удалить? Что может сделать человек мира, которому действительно нечего противопоставить негативу реальности? Из этой ситуации есть только один выход - уверовать. Потому что у человека веры есть что противопоставить скорбям мира сего. Той скверне, с которой мы сталкиваемся; той скверне, которая погружает нас в печаль, мнительность и отчаяние, мы противопоставляем Христа.
Если Христос или, вернее сказать, общение с Ним, становится каждодневной реальностью жизни верующего, то восприятие земной действительности начинает изменяться. Почему? Потому что Христос даёт нам то, что мир дать не в состоянии. Во-первых, Он поддерживает, направляет и защищает доверившихся Ему. Таким образом, если человек мира блуждает в потёмках и вынужден с огромным трудом выбирать свой путь, то верующего ведёт и направляет Христос. Далее. Спаситель даёт нам мир Божий – совершенно особенное состояние внутренней стабильности, которое мы обретаем благодаря соприкосновению с Богом, благодаря действию Св.Духа, и это состояние не зависит от внешних обстоятельств. Павел и Сила, находясь в тюрьме, пели хвалебные гимны. И, подобно им, на протяжении всей истории Церкви, истинные христиане, оказавшись в тяжких обстоятельствах, являли не уныние, но бодрость духа – по слову Апостола, сказавшего «мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся». Сие происходит потому, что человек мира укрепляется только лишь человеческой силой (а она не безгранична). Верующий же укрепляется силой Бога, которую невозможно превзойти. Иисус открывает перед нами перспективу воскресения мёртвых и жизни вечной в свободном от всякого греха Царстве Божием. И если человек мира идёт в никуда, в ничто, в полное и абсолютное небытие, то христианин шествует к торжеству жизни и правды. Поэтому нам воистину есть что противопоставить печалям этого мира. Писание возвещает: «Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью». Истинно так. Да и как можно предаваться печали, когда с нами пребывает Христос? У нас есть смысл жизни, цель, перспектива, в которой даже смерть теряет свою ужасность, ибо оказывается во-первых, не вечной, а во-вторых, преодолимой. Правда, у верующего есть печаль, свойственная только ему – это печаль от сознания своих согрешений перед Господом. Но и эта печаль побеждается через единство со Христом, Который, в случае искреннего раскаяния, дарует нам прощение. В Писании сказано: «Люби душу твою и утешай сердце твоё и удаляй от себя печаль…». Именно так мы и поступаем, но удаляем печаль не угаром развлечений, дарующих кратковременное забвение, а общением с нашим Господом, Который дарует нам свободу, мир и радость в Духе Святом.
Однако, при всём этом было бы ошибочно полагать, что христианин – это человек, который всегда улыбается или пребывает в экстатическом восторге. Во-первых, мир всё-таки огорчает нас, а во-вторых, истинный христианин всегда сопереживает ближним - в том числе в их горестях и скорбях. И эта способность к сопереживанию ни в коем случае не должна оказаться утраченной. Но и в этом случае печаль не поглощает нас. Мы преодолеваем её опять-таки силою Христа, утешаясь ею сами и утешая ею ближних.
Именно на примере противостояния печали мы можем видеть, сколь насущным для нас является общение с нашим Спасителем. Без Него, своими силами, нам попросту не выстоять. Без Него нам не удастся устоять самим, не говоря уже о том, чтобы помогать другим. Когда говорят «Спаситель», то обычно имеют в виду, что Иисус спасает нас от власти смерти и вводит нас в жизнь вечную. Это воистину так. Но спасение не только в этом. Господь спасает нас в каждый день бытия, спасает от печали и скорби этого мира, которая является проводником к смерти, как написано: «…удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет». Христос – наш Спаситель и в вечности, и в повседневности. Поэтому превыше всего нам следует ценить возможность общения с Ним и усердно пользоваться ею, не давая никому и ничему отделить нас от Господа, Которому всякая слава и честь и поклонение во веки веков! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
17 Сентября 2023 - 15-е воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
25 Сентября 2022 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Сентября 2021 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
20 Сентября 2020 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Сентября 2019 - День Арх. Михаила и всех ангелов (Пастор Е. Романенко)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор Д. Лотов)
04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Сентября 2015 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)