МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Сентября 2015 года
15 воскресенье после Дня Св.Троицы
Лк.17, 5-6
И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
Один из принципов Реформации – sola fide, т.е. «только вера». Это означает, что человек может обрести спасение только через веру в Иисуса Христа. А т.к. мы приходим в церковь именно в поисках спасения, то вопрос о том, есть ли у нас такая спасающая вера, обретает первостепенную важность. Так есть вера? Вроде бы есть. Да и как её может не быть? Разве мы веруем в какого-то непонятного «бога в душе»? Нет. Мы веруем в Истинного Триединого Бога и исповедуем Иисуса Христа единосущным Сыном Божиим и Спасителем мира. Более того. Мы приходим на богослужение, слушаем Слово и приобщаемся Св.Тайн. Почему? Именно потому, что веруем. Иначе, чего бы мы тут делали? Что ж, если у нас есть вера, то, соответственно, мы в состоянии сделать то, о чём сказал Иисус: «если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.». Вот, например, Пётр - задолго до сошествия Св.Духа ходил по воде, а посланные на проповедь ученики успешно изгоняли бесов. Книга Деяний наполнена описаниями совершённых Апостолами чудес, да и вообще мало ли чудотворцев было на протяжении истории Церкви? Да, действительно, немало. Только вот, проблема – мы-то к их числу не относимся. Прикажем пересадиться дереву – останется там, где было; по воде пройти тоже не получится. Мы не сможем сделать даже такую малость, как заставить взлететь лист бумаги. Получается, что с нашей верой что-то не так, как-то её недостаточно. А если учесть, что упоминаемое Иисусом горчичное зерно просто крошечное, то дела обстоят совсем плохо. Особенно если учесть, что спасение даётся по вере. Если у нас нет веры даже с горчичное зерно, то чем же тогда спасаться?
Что же такое вера? Чем мы спасаемся? Очевидно, что признание бытия Божия не есть вера. Вернее сказать, это вера, но не спасающая. По словам Иисуса такой верой обладают даже бесы. Что же такое спасающая вера? Доверие Богу. Доверие такой степени, что верующий всецело, абсолютно во всём полагается на Него. Есть ли у нас такое доверие? Коллективный ответ на этот вопрос дать невозможно – каждый человек отвечает на него сам и без оглядки на других. А для того, чтобы дать сей ответ, следует поразмыслить о своей жизни, вспомнить, каким образом решаются проблемы, возникающие в каждый день бытия. На кого мы уповаем в первую очередь, берясь за решение той или иной задачи - на себя или на Бога? Пытаемся решить проблему полностью самостоятельно или просим Бога указать направление для решения? Подчёркиваю: упование на Бога, доверие Ему не означает, что ты просишь решить проблему вместо тебя – ты только просишь указать правильное направление, т.е. решаешь ситуацию сам, но под водительством Господа. Так вот, просим ли Отца о таком водительстве? Когда оказываемся перед лицом некоей сложной и грозящей большими неприятностями ситуации, то конечно да. В подобных ситуациях даже именующие себя неверующими вдруг вспоминают о Боге. Ну а если проблема совершенно пустяковая – что тогда? А тогда, как правило, никакого обращения к Богу нет. Да и зачем? Дело-то пустяковое – зачем из-за него беспокоить Господа? Соответственно, приступаем к решению, не испросив ни благословения, ни водительства. Решили. Замечательно. Спрашивается, разве от этого кому-нибудь стало хуже? Да, стало. Тебе. Потому что дело не в степени сложности и не в том, что ты можешь причинить вред себе или другим, а в самом подходе к решению: если ты не обратился к Богу, то где же твоё доверие? Тем более, что Сам Господь сказал в притче: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Если же малого нет, то как думать о большом?
О нашем исповедании часто говорят, что оно проще, чем католичество или православие с его бесконечной и путаной обрядностью. Однако, стены, не увешанные иконами, ещё не означают простоты. Обряд можно исполнить в любом состоянии и с любым настроением, потому что обряд всегда был и будет внешним действием, совершенно не обязательно подкреплённым внутренним содержанием. А вот вера есть живое состояние, нуждающееся в постоянной поддержке подобно огню в очаге. Соответственно, всегда есть опасность отвлечься и в результате вместо пламени получить темнеющие угли, раздуть из которых пламя будет ох как непросто.
Господь знает всё. Знает Он и нашу слабость, нашу недостаточность. Именно поэтому Он изначально создал Свой новый избранный народ как общину. На протяжении всего времени Его земного служения ученики постоянно были вместе и даже, будучи посланы Им на проповедь, шли не поодиночке. Как мы видим из Писания, даже после смерти Иисуса ученики не рассеялись. После же Его Воскресения и Вознесения они тем более оставались вместе, составляя общину числом около 120 человек. Именно на этой общине и почил Св.Дух в День Пятидесятницы. Когда после проповеди Петра множество людей уверовало в Иисуса, они опять-таки соединились в общину, о которой в Книге Деяний сказано, что эти люди были вместе и имели всё общее. Более того. Даже египетские отшельники в определённые дни собирались в церкви для участия в богослужении и совместной трапезе. Почему так? Почему так важна общинность? Потому что посредством взаимного общения в людях укрепляется вера. Спасаться вместе проще, чем в одиночку. Это прежде всего. А, кроме того, индивидуальные недостаточности, сложенные вместе, дают в сумме некую силу, благодаря чему именно по молитве общины порой совершаются удивительные события. В том числе, совершаются они и в нашем приходе. Именно поэтому так важны прошения, которые мы все вместе возносим в Большой Церковной молитве. Но не следует думать, что личная недостаточность веры является непременным условием нашего бытия. Например, сила доверия Иисусу со стороны апостолов была колоссальной. Да и не только апостолы умели доверять Спасителю. На протяжении истории Церкви таких людей было великое множество – были они и в нашей стране. Деревьев они, правда, посредством чуда не пересаживали, однако творили куда более значимые деяния, направленные на обращение ко Христу заблудших и на укрепление веры в недостаточных. Никто из них не родился чудотворцем изначально – они стали ими, постепенно возрастая в вере. Их пример есть свидетельство того, что в вере, в доверии Богу можно возрастать – не ради того, чтобы совершать некие сверхъестественные деяния, но ради того, чтобы действительно быть в единстве со Христом, ощущая пронизанность Им всей своей жизни. А такая пронизанность есть ни что иное, как предвосхищение Небесного Царства, в котором Бог будет всё во всём. Небесное Царство ещё не пришло приметным образом, оно ещё не стало единственной реальностью, но, тем не менее, оно существует внутри нас. И, возрастая в вере, мы тем самым становимся всё более и более прозрачными для его света.
Господь указал нам путь. Он показал нам результат, к которому мы должны стремиться. Он обещал помочь, когда это потребуется. Теперь – наш ход. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
17 Сентября 2023 - 15-е воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
25 Сентября 2022 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Сентября 2021 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
20 Сентября 2020 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Сентября 2019 - День Арх. Михаила и всех ангелов (Пастор Е. Романенко)
24 Сентября 2017 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. Как день Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор Д. Лотов)
04 Сентября 2016 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Сентября 2014 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы. День св. Архангела Михаила и всех ангелов (Пастор Д. Лотов)
08 Сентября 2013 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор Г. Азиков)
12 Сентября 2010 - 15 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Сентября 2010 - В 15-е воскресенье после Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)