МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Августа 2022 года
9 воскресенье после Дня Святой Троицы
Лк.16, 10-15
10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11 Итак, если вы
в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были
верны, кто даст вам ваше?
13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного
будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не
можете служить Богу и маммоне.
14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы,
и они смеялись над Ним.
15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но
Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.
Одним из величайших пороков человечества является сребролюбие: тяга к деньгам, стремление к накоплению богатств. Этот порок побуждает людей совершать деяния, неправедные даже по человеческим законам - деяния, приводящие к поистине катастрофическим последствиям. Как показывает практика, ради своего обогащения можно разворовать даже хозяйство целой страны. Самое примечательное, что лишь немногие сребролюбцы оказываются способны направить нахапанное на какую-то полезную деятельность, которая, хотя и служит к их дальнейшему обогащению, но, тем не менее, приносит пользу и другим. Но в основном современные нувориши, особенно отечественного производства, совершенно иные. Они накапливают богатства, а потом не знают, что с ними делать. Вот почему в ходе расследований выясняется, что один чиновник накупил себе 15 квартир, а другой – аж 4 виллы в Италии. А зачем? Неужели наука открыла способ жить одновременно сразу во всех? Сребролюбцы попроще, у которых нет возможности скупать недвижимость, украшают (насколько хватает воображения) свой дом – например, покрывают позолотой всё что только можно вплоть до унитаза. Человек, который это сделал, был арестован. И было доказано, что деньги, вложенные в безудержное золочение предметов домашней обстановки – плод должностных преступлений. Но неужели стоило совершать преступления ради того, чтобы произвести на свет такую безвкусицу? Увы, на большее талантов не хватает. К сожалению, зараза сребролюбия распространилась и в народе Божием. Поэтому, например, мы периодически слышим о богатых монахах, хотя само это словосочетание с Церковной точки зрения является абсурдным. От того, что они облечены епископским саном, они не перестают быть монахами, давшими обет нестяжания. Более того. Мы слышим о монахах, оставляющих после себя миллионные состояния, за которые потом дерутся в судах потенциальные наследники. Такого рода служители являются истинным позором для Церкви, ибо, как говорится в Писании, через таковых имя Божия хулится среди язычников. Но сребролюбивы не только пастыри. Миряне от них не отстают, просто они не столь заметны. Ничего хорошего и правильного в этом нет, ибо мы читали сегодня в Евангелии, « 14 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом». Почему фальшивая праведность является мерзостью? Об этом я скажу чуть позже. А пока задумаемся о том, что таковая является замедленным самоубийством. Ведь достояние, обретённое преступным или бесчестным путём, губит душу, лишает спасения, участия в вечности. Мы видим, что многие предпочитают жить по пословице, говорящей о предпочтительности синицы в руках журавлю в небе. Но не подлежит сомнению, что держащийся за синицу в небо не поднимется никогда. Не поднимется. Потому что сребролюбец, во имя утоления своей страсти совершающий недостойные деяния, исключает из своей жизни Бога.
Христос сказал весьма ясно: « 13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне». Что это значит? Есть путь, предначертанный Богом, путь спасения и жизни. Человек, имеющий веру, т.е. доверие Богу, именно в силу указанного доверия шествует Божьим путём. Да, может оступиться; да, может упасть. Но упав, не остаётся лежать, а встаёт, очищается и идёт дальше. Особенность Божьего пути в том, что таковой не предусматривает собирания земных сокровищ в какой бы то ни было форме. Почему? Потому что есть более важные дела, не оставляющие времени на заботы об обогащении. В сутках 24 часа, никак не больше, способа растянуть их пока что не изобрели. На это весьма ограниченное время приходится такая масса дел, что управиться со всеми решительно невозможно. Поэтому приходится расставлять приоритеты и решать, что должно быть сделано, а что нужно отложить, а от чего и вовсе следует отказаться. То же самое происходит при последовании Христу. Таковое ставит перед нами столь много задач, что, если именно оно имеет для тебя приоритетность, то на другое времени уже нет. И вообще невозможно одновременно идти по двум разным тропам. Фарисеи, которых обличил Христос, этого явно не понимали, почему и позволили себе насмешки. Они не понимали, что силы и энергию, затраченные на обогащение материальное, они отняли от процесса обогащения духовного, а тем самым обесценили свой статус ревнителей Закона. Вот именно поэтому Христос сказал об их действиях, как о мерзости перед Богом. Причём сие вполне актуально и для христиан. Давая волю своему сребролюбию, они обесценивают свой статус Христовых свидетелей, ибо их благовестие перестаёт быть убедительным. Согласитесь, что когда человек говорит о подвижничестве, о служении Христу, о самоотречении, а потом садится в шикарный лимузин, его слова стоят ничтожно мало. Это профанация дела Божия, профанация главного поручения Христа «идите и научите», ибо христианин осуществляет научение не столько словом, сколько самой своей жизнью. Воистину « 13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
Что же является корнем мерзости сребролюбия? То же, что и у всех прочих пороков – отсутствие в жизни Христа. Когда нет Христа, нет и указанной Им главной цели – вечности. Соответственно, теряется смысл бытия для будущего. Именно поэтому люди и устремляются к земному. И пусть никого не обманывают ни церковный сан, ни крестик на шее – христианин определяется не внешними символами или титулами, а реальной принадлежностью Христу. Так что же нам делать? Сначала раздать всё нищим, через сие уподобиться им и вместе с ними идти побираться? Никоим образом. Господь дал нам дары, каждому свои. Он дал их, чтобы их посредством мы служили Ему через ближних. Каждый на том месте, куда Господь его поставил. Такова наша задача. Если исполняем её, то Господь даёт то, что необходимо для жизни в этом мире. Подчёркиваю – то, что необходимо, а не то, что хочется. И никаких излишеств Он не даст. Дьявол и мир, подстёгиваюшие нашу порочность, будут соблазнять бóльшим достатком, изобилием, чрезмерностью, и нам придётся делать выбор, причём не раз. Так вот, чтобы сделать его правильно, нужно смотреть не на себя и не на ближнего, особенно на ближнего, погрязшего в пороке. Смотреть нужно на Христа и только лишь на Христа. Нужно прежде всего помнить о том, что Он открыл нам, т.е. помнить о вечности и о Царстве Божием. А, исходя из этого, решить, что для нас является более важным – преходящее или вечное. Компромиссы здесь невозможны, ибо Господь говорит совершенно однозначно: « 13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».
Христос открыл нам вечность, Своё Царство. Действительно ли мы хотим стать его полноценными участниками? Ответ на этот вопрос будет определять наш выбор. Но принять решение – одно, а выполнить решённое – уже нечто другое, ибо своих сил для реализации намерений недостаточно. Невозможно в одиночку противостоять дьяволу, миру и собственной порочности. Поэтому каждый из нас нуждается в поддержке от Бога. А таковая даётся нам через средства благодати: Слово, Таинство, молитву, общение святых, каковыми мы и призваны активно пользоваться. И ещё одно. Некоторые христиане, особенно неофиты, начитавшись о духовных свершениях различных подвижников, думают о том, как бы им самим совершить нечто великое. Лютер по молодости тоже пытался и потому завёл обыкновение в зимнее время по нескольку часов стоять босиком на снегу. Потом правда понял, что это глупость. И точно сие есть глупость, потому что Богу не нужны наши самоистязания. Он хочет от нас не издевательств над собою, а верности, являемой неприметно, в самых обычных обстоятельствах повседневности, ибо именно здесь, в этой неприметной заурядной повседневности становится понятно, чего стоит и к чему пригоден тот или иной человек. Так говорит Господь: « 10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
21 Июля 2024 - 9 Воскресенье после дня св. Троицы (Пастор Е. Романенко)
01 Августа 2021 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Августа 2020 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Августа 2019 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Июля 2018 - 9 вс после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)