МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Августа 2019 года
9 воскресенье после Дня Св.Троицы
2 Пар., 1, 7-12
7. В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе.
8. И сказал Соломон Богу: Ты сотворил Давиду, отцу моему, великую милость и поставил меня царём вместо него.
9. Да исполнится же, Господи Боже, слово Твоё к Давиду, отцу моему. Так как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной,
10. то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?
11. И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоём, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя,
12. премудрость и знание даётся тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя.
Св.Писание говорит нам, что первым царём Израиля был Саул, возведенный в царское достоинство пророком Самуилом по приказу Господа. В течение какого-то времени правление Саула было вполне успешным, но в настал день, когда он допустил большую ошибку, возомнив себя самостоятельной фигурой и став действовать всецело по собственному разумению. Почему этот путь был ошибочным? Потому что Саул не учёл главной особенности своего положения - того, что он не просто царь, а повелитель народа, избранного Богом. Т.е. он был не столько царём в обычном смысле этого слова, сколько транслятором Божией воли. Как только он об этом забыл, всё стало идти хуже и хуже, закончившись бесславной гибелью как самого Саула, так и его сыновей. Миновало правление Давида, и вот, на царство восходит его сын Соломон. Сегодня во Второй Книге Паралипоменон мы читали о самом начале правления, ив этом повествовании отчётливо видна принципиальная разница между Соломоном и Саулом. Соломон как нельзя лучше понимал, что его положение совершенно особенное вследствие того, что народ Израиля есть Божье достояние. Именно поэтому он обратился к Господу с прошением не о богатстве или силе, но о мудрости, которая бы позволила ему вести людей в правильном направлении. «…дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?». Эта просьба есть свидетельство того, что Соломон умел правильно расставлять приоритеты и хорошо понимал, что главное, а что второстепенное. Если народ Израиля есть народ Божий, то значит самое главное для него – пребывание на Божией стезе, в единстве с Небесным Отцом. Соответственно, только в том случае, если Соломон поведёт по этой стезе вверенных ему людей, его правление будет благоуспешным и для него самого и для всего народа. И т.к. он действительно понял, что является главным и попросил именно об этом главном, то Бог, возрадовавшись его сообразительности, даровал ему и второстепенное: «12. премудрость и знание даётся тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя». И действительно, при Соломоне государство переживало невероятный расцвет, какого не знало ни до, ни после, а его мудрость вошла в поговорку. Чем всё это актуально для нас?
Тем, что мы также принадлежим к избранному народу, ибо Христианская Церковь во всей её полноте есть народ Божий, Господне достояние. И точно так же, как и во времена Соломона, верность Богу, единство с Богом, является залогом благополучия. Но где оно, это единство? Ведь оно не в количестве построенных церквей и даже не в количестве паствы, а в состоянии душ. А состояние это таково, что современная Россия стремительно деградирует. Европа также идёт путём деградации, хотя он выглядит иначе. Почему так? Потому что и правители и люди думают не о Божьем пути, а о собственных интересах, об удовлетворении своих желаний, сколь бы извращёнными таковые ни были. Мудрости нет – вот в чём главная проблема. Но что такое мудрость? Вот, Соломон просит Бога: «ныне дай мне премудрость и знание». Как следует из этой просьбы, премудрость отнюдь не идентична знанию. В наше время часто путают мудрость и образованность, но это совершенно разные сущности. Можно иметь высокую учёную степень, быть отличным профессионалом и, тем не менее, не быть мудрым. Помню случай, когда один мой коллега по органным делам, прекрасный мастер, приехав на ремонт в один из католических приходов Белоруссии, отпустил в присутствии настоятеля очень неудачную шутку на церковную тему, так что потом пришлось немало потрудиться, чтобы загладить эту бестактность. Что же такое мудрость? Это умение расставлять приоритеты, понимать, что по-настоящему важно, а что второстепенно и действовать соответственно. Для верующего человека приоритетом номер один является Бог. Соответственно, для нас мудрость означает умение делать выбор в пользу Бога, совершать действия, соответствующие Божией воле. А для этого нужно не просто знание Св.Писания, но и постоянная связь с Богом, потому что вне действия Его Св.Духа сделать правильный выбор практически нереально. У Соломона эта связь была, поэтому его правление было столь счастливо. А вот есть ли она у нас?
Не надо думать, что для обретения этой связи надо непременно быть суровым аскетом, ходить в цепях и поститься с утра до вечера. Как следует из Писания, Соломон аскетом отнюдь не был. Так что же нужно? Поменьше упования на себя, на своё разумение, на свои силы. Они не столь велики как кажутся – отсюда и ошибки, порою весьма серьёзные, за которые потом приходится расплачиваться очень долго. И право же, бывает весьма удивительно смотреть на некоторые лучащиеся самодовольством лица - на людей, которые действуют откровенно во вред, но, вместо того чтобы одуматься и смириться, продолжают творить нелепости, от которых не происходит ничего кроме ухудшения. Думаю, Соломон и до восхождения на престол глупцом не был. Тем не менее, он просит Бога о водительстве, понимая, насколько малы его собственные возможности. Вот так бы каждому. Уповать не на себя, а на Бога, просить Его о мудрости, о благословении. Про английского военачальника Оливера Кромвеля рассказывали, что, попав в затруднительное положение, он ставил всю армию на колени и заставлял молиться до тех пор, пока кому-нибудь не будет дано откровение.
Я не случайно сказал сейчас о молитве. Таковая является неотъемлемой частью жизни христианина, потому что именно таким образом мы говорим с Богом. Вопрос лишь в том, как молиться. Молитва, т.е. общение с Богом, не должна быть механическим чтением печатных или затверженных наизусть текстов. Молитва должна быть разговором о насущном, о самом важном. Она должна быть неформальным общением с Небесным Отцом, вверением себя в Его руки, просьбой указать наилучший путь и ниспослать силы, потребные для того, чтобы идти по нему. Т.е. наша молитва должна быть в первую очередь прошением о мудрости, о которой просил царь Соломон, сын Давида: «И сказал Соломон Богу: … Так как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной, 10. то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим?». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
21 Июля 2024 - 9 Воскресенье после дня св. Троицы (Пастор Е. Романенко)
14 Августа 2022 - 9 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Августа 2021 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Августа 2020 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Июля 2018 - 9 вс после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)