МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Августа 2012 года
9 воскресенье после Дня Св.Троицы
Флп.3, 7-11
Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых.
Вскоре после вступления на престол Египта, фараон Рамзес II провёл свою первую военную кампанию. Надо сказать, что провёл он её совершенно бездарно, и только случай спас его армию от истребления, а его самого от гибели. Однако неудачное сражение было представлено, как великая победа, и Рамзес хвалится ею во множестве надписей на стенах храмов. Его похвальба не ограничивается первой военной кампанией. Этот правитель вообще любил хвалить себя, не стесняясь для воздвижения памятников себе разрушать памятники своих предшественников и даже своего отца. Беззастенчивая самореклама плюс чрезвычайно долгий срок жизни привели к тому, что в массовом сознании Рамзес II является самым известным и выдающимся правителем Египта, хотя масштаб его деяний куда скромнее, чем свершения его предшественников. Но он не стеснялся хвалить себя, хотя особенных оснований для этого не было. Сейчас мы прочитали слова, которые для человека с критическим мышлением также могут показаться пустой похвальбой: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобресть Христа». Соответствуют ли эти слова истине, или Павел занимается саморекламой, стремясь упрочить своё положение, свой статус апостола, который многие оспаривали?
Надо сказать, что положение Павла в иудействе действительно было очень и очень неплохим. Начнём с того, что он был фарисеем и сыном фарисея, т.е. принадлежал к сообществу, которое со стороны соплеменников пользовалось великим уважением и, по сути, возглавляло духовную жизнь Иудеи. Величайшие из учителей закона были фарисеями, и Павел был учеником одного из них. Ну а в качестве весьма существенного дополнения наследственное римское гражданство, в условиях тогдашнего мира дававшее совершенно особые привилегии. Бывают люди, которые, являясь полными посредственностями, не совершившими ничего достойного, занимают высокое положение благодаря своему происхождению. Павел не принадлежал к числу таковых. Полученное и приобретённое он употребил для ревностного служения. Очевидно, что в будущем он мог достичь многого. Не случайно именно ему была поручена спецоперация против христиан, причём не только в Иерусалиме, но даже в Дамаске. Надо полагать, это было только началом большой будущей карьеры. Но дальше начала она не пошла - встреча с Воскресшим Христом на дороге в Дамаск изменила всю жизнь Павла. Но произошедшее с ним не означало, что нужно немедленно начинать бурную проповедническую деятельность. Достаточно было просто остановиться, прекратить действовать против христиан. Но всё пошло иначе. Павел отверг все перспективы фарисейской жизни, всё уже достигнутое к тому времени положение в обществе ради жизни ученика Христа, Его Апостола, т.е. вестника. И что же это была за жизнь? Практически непрерывные странствования, лишения, тюремные заключения, избиения (в т.ч. едва не приведшее к смерти забрасывание камнями) и, в конце всего, казнь. Нет, слова Павла не похвальба. Он ничего не преувеличивает. Вопрос лишь в том, ради чего было нужно приносить такие жертвы.
«…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых». Ревностность Павла в его апостольском служении объясняется тем, что он был глубоко верующим человеком, искренне желавшим обрести милость у Бога. И жил он в полном соответствии со своим желанием. Но вдруг, в результате встречи с Воскресшим ему открылось, что Божественная истина находится совсем не там, где он искал её до сих пор. И когда он понял, где именно её можно обрести, то навсегда оставил прежний путь и пошёл новой дорогой, несмотря на то, что она была далека от всякой комфортности. Истина для него была важнее всего остального – именно поэтому он совершает столь крутой поворот, навсегда разделивший его земную жизнь на «до» и «после». Разумеется, прочитав слова «чтобы достигнуть воскресения мёртвых» можно подумать, что Павел руководствовался весьма прагматическими мотивами и бросил меньшее ради большего, но это не так. Подобный шаг был бы логичен для материалиста, обратившегося ради возможности получить то, что ранее представлялось недостижимым. Но Павел не был материалистом – он был фарисеем, а фарисеи имели непреложную веру в воскресение, поэтому его мотивация совершенно иная. Он хотел быть с Богом и пошёл тем путём, который позволял достигнуть этой цели. Такова причина столь резкого поворота.
Пример Павла очень важен для нас. Он является очень ярким свидетельством того, насколько серьёзные изменения в духовном, а соответственно, и в повседневном бытии возможны тогда, когда возникает желание быть с Богом. Это желание должно лежать в основе всего, оно первично. Царство Божие, оправдание, спасение, вечная жизнь – только последствия. Верующий обретает Царство Божие и всё остальное не потому, что хочет обрести всё это, а потому, что хочет быть с Богом. Проблема сегодняшнего общества, и, как ни странно это звучит, многих христиан, заключается в том, что им совершенно наплевать на близость к Богу и угодность Ему. Мир предпочитает обходиться вообще без Бога, а значительное число людей, именующих себя христианами, Бог интересует лишь постольку, поскольку может что-то улучшить в их личной повседневности. Т.е. их отношение к Богу чисто потребительское, исходящее из принципа «Бог для меня». Такой путь является духовным тупиком, хотя, как ни странно, какое-то общение возможно и на нём, ибо Бог хочет, чтобы все люди спаслись и потому даёт ответы на прошения этих людей, чтобы они всё же смогли уразуметь истину – уразумели и обратились к совершенной иной позиции - не «Бог для меня», но «я для Бога». Именно эту позицию выражает Павел, когда пишет: «и найтись в Нём», т.е. найти себя в Боге. Да, именно так. Потому что по-настоящему найти самого себя, найти своё истинное место в мироздании можно только у Бога, в единстве с Ним. А там, где находится единство, там можно найти и всё остальное, в том числе и вечную жизнь.
Идя по земле, мы смотрим под ноги или по сторонам, очень редко обращая взгляд к небесам. Но что есть вся земная перспектива в сравнении с беспредельностью небес? Ведь она всегда ограничена. Столь же ограниченными являются все наши земные устремления. Но у Бога и в Боге все земные ограничения перестают существовать и, познавая Его, мы соприкасаемся с Истиной, пребывающей в бесконечности, в вечности. Вся мудрость мира, все его сокровища и ценности в сравнении с тем, что открывается в Боге, не стоят ничего. Именно поэтому Павел поменял своё привилегированное положение высокоучёного фарисея на не имевшее никаких земных привилегий положение ученика Христа, о котором сказал: мы ничего не имеем, но всем обладаем. Последуем ли мы за ним или будем обеими руками держаться за то, что апостол почёл сором? Ответ на этот вопрос каждый из нас даст не словами, а своей жизнью.
Павел пишет: «Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего». Эти слова многозначны. Мы размышляли о них, сделав акцент на тщете земных ценностей в свете превосходства познания Христа. Но можно сделать его и на имени Господа. Сегодня любят говорить о том, что Бог един и все верят именно в Него, только по-разному. Соответственно, все религии содержат в себе истину. Ложь. Истинному Богу было угодно явить Себя миру во ипостаси Иисуса Христа, Который является единым и единственным посредником между человеческой малостью и Божественным величием. И Павел указывает нам путь, дабы мы не действовали методом проб и ошибок, не бродили в лабиринтах человеческих заблуждений, но сразу искали истину именно там, где только её и можно найти; у Того Единственного, Кто только и может её открыть – у нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, Которому всякая слава и честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
21 Июля 2024 - 9 Воскресенье после дня св. Троицы (Пастор Е. Романенко)
14 Августа 2022 - 9 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Августа 2021 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Августа 2020 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Августа 2019 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Июля 2018 - 9 вс после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)