МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Июля 2008 года

9 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Петра 4, 7-11

Впрочем, близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог, дабы во всём прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.

Наш Господь и Спаситель был Истинным Человеком и Истинным Богом, единосущным Отцу. В силу этого Он обладал всемогуществом - в том числе знанием того, чему должно совершиться в этом мире. Тот, кто сомневается в этом, может посмотреть на пророчество относительно разрушения Иерусалима, исполнившееся в точности спустя 40 лет после Вознесения Господня. И вот, обладая всезнанием, Христос ориентирует учеников на близкое Пришествие, Суд и явление Царства Божия в силе. Именно поэтому все действия Апостолов, их проповеди, их послания пронизаны ожиданием скорого возвращения Христа. «Впрочем, близок всему конец» пишет св.Пётр. Ожидание этого близкого конца определяло деяния и проповедь Апостолов. Впрочем не только Апостолов, но и всех верующих, поэтому будет справедливым сказать, что первое столетие – это время напряжённого ожидания Второго Пришествия. Между тем Христос не мог не знать, что вернётся не через год и не через пять лет. Народу Божию предстояло длительное ожидание, длящееся до сего дня. И, хотя многие признаки Второго Пришествия уже сбылись или сбываются, никто не знает, сколько ещё предстоит ждать. Почему же тогда Он настраивал учеников на скорое возвращение? Разумеется, не нам судить о помышлениях Господних, но помышления человеческие нам известны вполне достаточно, поэтому некоторые выводы всё же можно сделать.

Человек сам по себе является достаточно ленивым созданием и если у него есть возможность ничего не делать, он охотно ею пользуется. Когда Альберт Швейцер строил свою больницу в африканских джунглях, то обратил внимание на то, что рабочие из местного населения, получив плату, немедленно уходят и возвращаются только спустя длительное время. Потом выяснилось, что пока у такого рабочего есть хоть какие-то средства, он палец о палец не ударит. Эти люди возвращались на работу только лишь потому, что у них кончались деньги. Но пока они были, никто ничего не делал. Европейцы трудятся регулярно, потому что наша система предоставляет намного меньше возможностей для безделья. Однако к этому состоянию тянутся, что подтверждается в том числе многодневными праздниками, ради которых наше правительство каждый год устраивает чехарду с календарём. Поэтому вполне уместно и логично задать такой вопрос: как проповедовали бы Апостолы и как бы воспринималась их весть, если бы и они и люди, которым они проповедовали, знали, что до Второго Пришествия должно пройти как минимум 2000 лет? Мне представляется, что при таком знании всё было бы несколько иначе. Вспомним путешествия Павла, который постоянно торопился идти дальше так, как будто его всё время подгоняли. Да и другие много путешествовали, стремясь приобрести как можно больше душ для Царствия Небесного. Спрашивается, стали бы они так спешить, если бы знали, сколько времени у них в распоряжениии? Интенсивность действий была не только апостольским достоянием. Точно также торопились и люди, которым они проповедовали, и которые принимали Благую Весть. Прежде всего, апостольская проповедь изначально ориентировала их на то, что у них нет особо долгого времени для размышлений на тему принять или не принять Христа. Дейстсовать нужно было сразу, потому что Второе Пришествия ожидалось со дня на день. Между тем, принятие Христа заключается вовсе не в словах. Оно требует существенной корректировки бытия, переориентирования такового на совершенно иные ценности и цели. Присоединение к числу верующих во Христа означало иную по сравнению с окружающими жизнь, которая в силу этой инакости сама по себе становилась проповедью. Как повествуют нам авторы тех времён, многие люди обращались ко Христу именно потому, что видели существенную разницу в бытии христиан и язычников. Христианское бытие определялось верой, ожиданием и апостольскими наставлениями, в том числе и теми, которые мы услышали сегодня: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу … будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу каждый тем даром, какой получил…». Все эти изменения должны были происходить не по принципу «сегодня мы ещё погуляем, а завтра примемся за дело», но очень быстро. Делали ли бы люди всё сие, если бы знали, что Второе Пришествие будет ещё очень и очень нескоро?

Ответ на этот вопрос находим в истории Церкви, из которой можно сделать следующий вывод: уменьшение напряжённости ожидания Второго Пришествия было прямо пропорционально возрастанию формализма и падению духовности. И наоборот – всякий раз, когда люди имели уверенность в том, что Пришествие близится, жизнь менялась. Достаточно вспомнить, что происходило в Церкви в преддверии 1000-ного года и в 1844 году. Массовые покаяния, фундаментальная перестройка всей жизни вплоть до того, что люди продавали всё имущество, дабы ничто не отягощало момент встречи с Господом. В наше время в Церкви не так много уверенных в возможности близкого возвращения Христа. Поэтому мы то и дело видим, что люди именуют себя верующими, а их жизнь ничем не отличается от жизни необращённых. Но даже если такие люди имеются в избытке, даже если они составляют большинство, то это не значит, что их жизнь хороша и правильна.

Второе Пришествие будет, ибо Христос дал об этом однозначное обетование. И хотя никто не знает, когда именно оно совершится, это не имеет, да и не должно иметь никакого значения, потому что встреча со Христом всё равно состоится – если не в силу Второго Пришествия, то в силу естественной кончины. Поэтому определяющим вопросом для нас должно быть не «Когда именно я встречусь со Христом?», а «С чем я предстану перед Ним?». Именно поэтому для нас так важно то, что написал св.Пётр, показывающей, каким образом должна проявляться вера человека.

«Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу… Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил…». Благоразумие означает умение расставлять приоритеты и отделять главное от второстепенного, а это возможно лишь тогда, когда Бог стоит в жизни на первом месте, а всё происходящее рассматривается в свете грядущей вечности. Бодрствование в молитвах означает постоянство общения с Богом, непрерывную связь с Ним. Именно тогда, когда Бог в жизни стоит на первом месте, когда ты пребываешь в постоянном общении с Ним, именно тогда становится возможным любить подобно тому, как любит Господь. Именно тогда любовь становится тем, чем и должна быть – не легкомысленным увлечением и флиртом, но глубоким чувством, которое не ослабевает, которое способно существовать даже тогда, когда остаётся безответным, которое может относиться не только к тем, кто тебя любит, но и к тем, кто ненавидит. Именно такая любовь даёт возможность служить ближним полученными от Бога дарами. Но это служение осуществляется не потому, что человек исполняет трудовую повинность, не потому, что он должен каждый день исполнять некий минимум добрых дел. Всё сие должно происходить вследствие проникнутости души светом Божиим, светом грядущего Царства, когда, по словам св.Павла, уже не ты живёшь, но живёт в тебе Христос. Сия проникнутость и есть самое главное, ибо это то единственное, что будем иметь ценность в момент нашего предстояния Христу. Всё остальное: звания, должности, состоятельность, и прочие мирские достижения, не будет иметь значения, ибо человек входит в Царствие Божие верой и только верой.

Мы не знаем, когда и при каких обстоятельствах нам придётся предстать перед Богом. Для кого-то этот момент может настать через много лет, для кого-то на этой неделе. Мы не знаем времени Второго Пришествия, мы не знаем, сколько времени ещё дано нам на этой земле. Поэтому мы не можем расслабляться. Наоборот, подобно Апостолам и пастве их времени, мы должны спешить. Спешить возрастать во Христе, неустанно трудится, делая всё, дабы как можно больше уподобиться Спасителю, проникнуться Им, чтобы уже в этой жизни быть участниками Его Царства, которое до своего пришествия в силе и славе находится не где-нибудь, а внутри нас самих. Верим ли мы в Пришествие Христа, встречу с Ним и Царствие Божие? Если веруем, то не можем жить так, как будто не имеем о нём ни малейшего представления. Так верим ли мы? Если да, то тогда, как пишет нам св.ап.Пётр, будем служить по силе «…дабы во всём прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

21 Июля 2024 - 9 Воскресенье после дня св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
14 Августа 2022 - 9 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Августа 2021 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Августа 2020 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Августа 2019 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Июля 2018 - 9 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор  Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор  Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)