МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Июля 2022 года
День свв.Петра и Павла
Мф.16, 13-19
13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.
17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18. и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
Сегодня мы, хотя и с некоторым запозданием, отмечаем день памяти свв.Апостолов Петра и Павла. По преданию, они были казнены в один и тот же день – 29 июня, поэтому Церковь соединила их имена в едином праздновании. Удивительное соединение, ибо трудно было бы подобрать людей более несхожих. Разное происхождение, разный статус, разный характер. И даже принятие Иисуса как Христа, как Сына Божия, произошло совершенно различным образом. Пётр в течение достаточно длительного времени странствовал вместе с Господом, Который терпеливо учил будущих Апостолов, стараясь пробиться сквозь их упёртость, их непонимание, неспособность перешагнуть через устоявшиеся воззрения. И вся эта ветхозаветная закваска была столь сильна, что иначе, как наитием свыше, невозможно объяснить тот момент, когда Пётр произнёс нечто невероятное: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Исповедать Иисуса Христом, т.е. Мессией – это ещё было возможным. В конце концов, такового ждали уже давно и с нетерпением, а дела, совершённые Господом, были явно непосильны для обычного человека. Но назвать Его Сыном Божиим?... С богословских позиций того времени это было совершенно немыслимо – можно даже сказать, кощунственно. Если помните, когда при допросе у первосвященника Иисус отождествил Себя с Богом, первосвященник обвинил Его в богохульстве, причём все присутствовавшие были с данным обвинением полностью согласны и единодушно сказали: «Повинен смерти». Именно поэтому Господь сказал Петру: «…блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и не кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Итак, Пётр исповедал Иисуса Христом и Сыном Божиим по наитию свыше, но сие наитие было благостным. А вот исповедание Павла родилось при совершенно других обстоятельствах – через познание не благости Господа, но Его карающей силы. Силы, ударившей его на пути в Дамаск так, что будущий Апостол временно потерял зрение и мгновенно понял, насколько глубоким заблуждением было его отторжение Христа. После этого его жизнь пошла по совершенно иному пути. Итак, два человека при совершенно разных обстоятельствах пришли к одному и тому же. Они пришли к истине, сформулированной Петром: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Всё, что произошло в их жизни впоследствии, определялось этой истиной, последованием за ней и служением ей.
Служение Петра и Павла было столь же различным, как и их предшествующие обращению биографии. Пётр находился в Иерусалиме, неся Откровение Христа по преимуществу иудеям. С большим трудом и очень постепенно он отрешался от противоречивших Новому Завету иудейских обычаев. Павел почти с самого начала стал странником, несшим служение главным образом среди язычников, причём самым решительным образом распрощался с прежними привычками и традициями. И не только с ними, но и с теми привилегиями, которые давали ему происхождение, образование и общественный статус. Почему? Потому что, с его точки зрения, всё сие было сором и тщетою, мешающими приобретению Христа. Итак, два Апостола, два очень разных человека. Но при всём своём несходстве они объединялись служением Господу – служением беззаветным, совершавшимся при любых обстоятельствах и закончившимся мученической кончиной обоих. Что побуждало их жить так? Понимание того, что Иисус из Назарета есть Христос и Сын Бога Живого.
Подобно Апостолам Петру и Павлу мы очень различны. Даже в нашем небольшом приходе собрались люди совершенно различных судеб. Что же нас объединяет? Та самая истина, которую сформулировал Пётр: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Это тот фундамент, или, как выразился Господь, скала, на которой стоит и до скончания века будет стоять народ Божий, для которого Христос является Подателем жизни, Спасителем, Искупителем, Путём, Истиной и Жизнью – высшим авторитетом, Слово Которого открывает перед людьми врата вечности.
Каждый из нас пришёл к Богу своим путём. Вернее сказать, каждого из нас Бог призвал по-своему. Кто-то пережил внезапное обращение, в одночасье изменившее жизнь; кто-то открывал для себя истину постепенно; кто-то был привлечен музыкой, кто-то проповедью – как уже было сказано, Бог для каждого открывает свой путь. Но каков бы ни был путь, приведший ко Христу, результат всегда один и тот же – обретение истины, становящейся силой ко спасению для всякого верующего. Присоединяясь к народу Божию, мы не теряем своей индивидуальности, мы остаёмся разными и непохожими друг на друга, но именно благодаря сией непохожести наше служение Христу может быть успешным, потому что мы свидетельствуем о своей вере в разной среде, свидетельствуем людям, имеющим разное происхождение, разный статус - подобно тому, как Пётр проповедовал среди иудеев, а Павел - среди язычников. В результате и те и другие присоединялись к числу спасаемых. Результатом служения различных людей, непохожих друг на друга, но соединённых верой в Иисуса, как во Христа и Сына Бога Живого, становится подлинная вселенскость Церкви, принимающей человеков из разных колен и языков, званий и профессий. И это вполне соответствует замыслу Бога, замыслу Христа, в осуществлении которого в своё время участвовали святые Апостолы Пётр и Павел, а теперь участвуем мы. Со времени служения Апостолов прошло много лет. Но и сегодня мы обращаемся к ним, вспоминаем о них, читаем об их деяниях. Почему? Не потому ли, что в них Господь явил нам примеры, которым каждый из нас может последовать без тени сомнений? Они были очень разными, и именно поэтому каждый из нас может взирать на того, кто больше соответствует его собственной натуре. Они были очень разными, но в одном они были абсолютно едины. Они были едины в доверии Христу и в верности Ему, каковые являли во всех испытаниях. Как и Апостолы, мы различны и служим Богу каждый по-своему. Но точно так же, как и они, мы должны быть объединены верностью Спасителю, которую призваны являть всегда – в радости и в горести, в счастье и несчастье, в великих испытаниях и в мелких неприятностях. Апостолы Пётр и Павел, равно как и все остальные Апостолы, не были Ангелами – они были самыми обычными людьми. У них были и сомнения, и прегрешения. Например Пётр уже после Сошествия Святого Духа проявил недостойную слабость, когда зашёл спор об общении между иудеями и язычниками, а Павел, обладавший достаточно сложным характером, рассорился с Варнавой, от чего дело благовестия безусловно пострадало. Но эти мелкие эпизоды не могут нарушить цельности картины жизней, целиком и полностью отданных Богу. Они не были безгрешными, но они были верными, и именно этой верностью определялось их бытие. И если мы действительно хотим подражать им, то верность Христу должна определять и нашу жизнь. И пока мы будем верными, не прейдут слова Спасителя о Его новом избранном народе, о Его Церкви: «… и врата ада не одолеют её». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
16 Июня 2024 - 3 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
25 Июня 2023 - День Аугсбургского исповедания (Пастор Е. Романенко)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)