МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Июня 2010 года
3 воскресенье после Дня Св.Троицы
Мих.7, 7-9.18-19
…я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его. … Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши.
Кто такие христиане? Это люди, поверившие Христу, вверившие Ему всю свою жизнь и в силу этого принятые Им в Новый Завет благодати как члены нового избранного народа Божия. В то же время христиане – это грешники, осознавшие свою греховность, свою обречённость и чающие у подножия Иисусова креста обрести спасение и жизнь. В своё время мы уже говорили о том, что христиане (как впрочем и все люди) – существа двойственные, ибо с одной стороны они призваны к святости и стремятся к ней, а с другой остаются грешниками, так или иначе идущими против заповедей Господних. И даже если мы возросли в вере настолько, что умеем различать искушения и уклоняться от сознательных грехов, то, тем не менее, периодически всё равно оступаемся и падаем. Наш путь непрост сам по себе - на нём много могущих привести к падению препятствий, появляющихся благодаря нашей собственной внутренней греховности. Но зло исходит не только изнутри – оно приходит и извне, потому что мир, находящийся во вражде с Богом, делает всё от него зависящее, чтобы подтолкнуть нас к падению. Причём мир – вовсе не абстрактное понятие. Он состоит из конкретных людей. Некоторые провоцируют нас не специально, а просто в силу своей греховной сущности. Но есть и такие, которые, пребывая во вполне сознательном противостоянии Богу, занимаются сознательным и преднамеренным провоцированием, добиваясь нашего падения. Один знакомый музыкант рассказывал мне, как во дни своей молодости ездил на гастроли в составе студенческого оркестра. Среди обычной для того времени молодёжи в составе этого оркестра была девушка, принадлежавшая к баптистской общине, причём секрета из своей принадлежности она не делала (к чести баптистов надо сказать, что они не стыдятся своего христианского призвания и не боятся благовествовать). Так вот, развесёлые студенты целенаправленно предавались попыткам её совращения именно потому, что она открыто свидетельствовала о своей вере. Должен сказать, что все попытки оказались неудачными и она достойно выдержала сие испытание. Эта ситуация очень показательна. Ведь диавол с особенной силой ненавидит именно нас – христиан – людей, которые совершенно осознанно сказали ему «нет». Именно поэтому нас атакуют особо тщательно и изощрённо. Увы, мы не Ангелы, и потому не всегда удаётся удержаться. Но какую реакцию вызывает наше падение! Бурное ликование! Наше падение смакуют, не имея при этом ни тени сочувствия, ни желания помочь. Оно является хорошим поводом для глумления как над нами, так и над нашей верой, причём с самого начала существования таковой. Когда Христос страдал на кресте, люди, проходившие мимо, насмехались над Ним и говорили: «Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого». Впрочем, было бы странно ожидать от тех, кто вопил «Распни Его!» иной реакции. Но совершенно невозможно понять, когда нечто подобное встречаешь внутри Церкви. Человек - брат или сестра по вере - согрешили. Это становится поводом для злословия и закидывания различными субстанциями вплоть до камней. Чужая беда становится поводом для неприкрытого или плохо прикрытого злорадства или для квазиправедного фарисейского возмущения. Как это такая паршивая овца осмелилась забрести в наше беспорочное стадо?! Да ещё водила нас за нос, прикидываясь вполне порядочной! Ату её! Поставить к стенке и забить камнями! Об этом могу сказать однозначно: такие чувства не Божественны и вообще никак не совместимы с христианской верой, потому что Христос, призвавший нас к святости, мыслит совершенно иначе. В противном случае в истории этого мира никогда не совершилось бы такое событие как Жертва Голгофы, принесённая не за праведников, но за грешников. Именно поэтому и восклицает пророк: «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. Не радуйся ради меня, неприятельница моя! Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня».
Да, так или иначе, но мы падаем. Падаем, однако не остаёмся лежать, как бы ни хотели этого поспособствовавшие нашему падению и радующиеся ему! Мы не остаёмся лежать, но встаём, потому что верим Христу и хотим быть с Ним, а не без Него. Именно поэтому мы смотрим не на себя, не на окружающих и не на так называемое «общественное мнение». Мы взираем на Христа, распявшегося за нас. Мы взираем на Него, укрепляясь не своими силами, но Его святостью и изо всех сил тянемся к Его свету. Господь видит и знает всё. И принимает нас не по нашей праведности, которой нет, а по нашей устремлённости к Нему. Сия устремлённость, восхи́щенность Христом и есть та сила, которая оправдывает нас, извлекает из греха и выводит из тьмы к свету.
Люди мира совершают много недолжного, но при этом руководствуются пословицей «не пойман – не вор». Если же они и попадаются, то прилагают все мыслимые и немыслимые усилия для того, чтобы избегнуть наказания. Именно поэтому сегодня адвокаты получают совершенно головокружительные гонорары, выпутывая из проблем заведомо виновных. Христианин же не бежит наказания, ибо Слово Божие возвещает нам, что верующему всё содействует ко благу. И если Господь считает необходимым тем или иным образом наказать нас, то это делается ради нашего очищения, ради изменения каких-то сторон натуры. Поэтому мы принимаем волю Божию (в том числе и наказание) с полным доверием, зная, что всё, что Он совершает в нашей жизни, ведёт нас к высшему благу, т.е. к спасению. «Гнев Господень я буду нести, потому что я согрешил перед Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его».
Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят». Мы призваны уподобляться Христу, Который сошёл в этот мир в том числе для того, чтобы принести жертву оправдания за согрешивших, за павших, за пребывающих во тьме и тени смертной. Из этого следует, что если ближний согрешил, в нашем сердце не должно быть места злорадству. Созерцая страдания ближних мы должны испытывать не злорадство, но боль. Если ближний согрешил, нам надлежит придти ему на помощь, помочь подняться. Причём, помогая, ни в коем случае не испытывать горделивого удовлетворения от того, что пал именно он, а не ты, а, следовательно, ты хороший, ты лучше. Как сказано в романе «Золотой телёнок», Паниковскому было приятно сознавать, что есть кто-то ещё более жалкий и ничтожный, чем он сам. Увы, и это очень часто происходит внутри Церкви. Но и это недолжно и недостойно, потому что мы должны не радоваться о себе, но скорбеть о ближнем. И, соответственно, помогать ему быстрее подняться, дабы он вновь мог пребыть в благодати Господа, Который, как говорит пророк Михей, «…опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши…».
Никому из нас не должно превозноситься над согрешившим или тем паче злорадствовать, потому что от падения не застрахован никто. Более того: в Писании ясно сказано, что Господь противится гордым. В свою бытность настоятелем в Самаре, я знал одну женщину, две дочери которой почитали себя лучше других и отзывались с презрением о своих ближних. Настал момент, когда долготерпение Господне истощилось, и Он наказал их, попустив им ввергнуться в весьма постыдное деяние, ставшее явным, после чего они поняли, что их «лучшесть» была мнимой. Ради их же блага им был преподан суровый урок – но стоит ли доводить до необходимости такого обучения?
Христос дал нам возможность быть в Его Церкви, Его новом избранном народе. Он дал нам эту возможность не потому, что мы заслуживаем спасения, и не по нашей праведности. Это Его милость, Его дар нам – грешникам и отступникам. Поэтому у нас нет ни малейших оснований превозноситься над кем-либо. Без Христа, вне Христа мы ничто. Без Него у нас нет никаких иных перспектив, кроме вечной смерти. Возрадуемся же великому дару спасения, возрадуемся вечности, к которой мы идём – пусть спотыкаясь и падая, но всё же идём. Возрадуемся тому, что Христос пребывает с нами, что Он помогает нам идти, что Он помогает нам подняться, когда мы падаем. Его рука по-прежнему протянута к нам. Будем держаться за неё изо всех сил, дабы никто из нас не погиб, но все мы в свой час достигли новых небес и новой земли, которым не будет конца! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
16 Июня 2024 - 3 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
25 Июня 2023 - День Аугсбургского исповедания (Пастор Е. Романенко)
03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор Д. Лотов)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор Г. Азиков)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)