МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Июля 2019 года
3 воскресенье после Дня Св.Троицы
Иер.6, 16-21
16. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдём".
17. И поставил Я стражей над вами, сказав: "слушайте звука трубы". Но они сказали: "не будем слушать".
18. Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет.
19. Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли.
20. Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне.
21. Посему так говорит Господь: вот, Я полагаю пред народом сим преткновения, и преткнутся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и погибнут.
Некоторое время назад я смотрел запись праздничного богослужения в Кёльнском соборе. Оно совершалось весьма торжественно, а в завершение грянуло «Großer Gott, wir loben dich», и процессия в облаках ладана под громовые раскаты органа двинулась к выходу. Это было необычайно величественно. Не сомневаюсь, что сие совершалось во славу Божию; равным образом не сомневаюсь, что у собравшихся в этот момент было очень возвышенное настроение, им было хорошо и радостно. Но вот вопрос: было ли всё сие приятно Богу? Этот вопрос может показаться странным, но именно его побуждает задать услышанное сегодня слово пророка Иеремии: «20Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Храмовое богослужение в Израиле тоже было весьма торжественным, хотя и непохожим на христианское. К тому же, оно совершалось перед Святым Святых, т.е. перед местом реального присутствия славы Божией. Думаю, что навряд ли иудеи, собиравшиеся в Храм для поклонения, были равнодушны и не испытывали благоговейного трепета. И, тем не менее: «20Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Звучит на первый взгляд парадоксально: как Богу может быть неприятно поклонение Его избранного народа. Но на самом деле всё вполне логично. Внешние действия людей для Бога вторичны. Главное для Него – внутренние побужде-ния, состояние души. Вернее сказать, обращённость души к Нему. Потому что если этой обращённости нет, то все внешние действия, в том числе и богослу-жения, становятся лицемерием, а потому вместо источника Божественной бла-годати превращаются в источник Его гнева. Во времена Иеремии так и было. Внешние предписания соблюдались, а жизни в Боге не было. Мало того: тех посланцев, посредством которых Господь хотел вразумить народ, обратить, направить в правильную сторону, не слушали, отвергали. «16Так говорит Гос-подь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдём". 17 И поставил Я стражей над вами, сказав: "слушайте звука трубы". Но они сказали: "не будем слушать"». Если люди не хотят слушать Бога, не хотят жить по Его Слову, зачем тогда богослужения? Зачем нужны внешние выражения веры, если нет самой веры, т.е. нет доверия Богу? Прошло много времени, Ветхий Завет сменился Новым, а проблема осталась. Внешняя набожность есть, богослужения есть, а вот с жизнью в Боге, во Христе, проблемы. Церкви строят в изобилии: в районе, где я живу, при наличии двух исторических церквей, построено три новых. По Москве в целом количество таких новостроек исчисляется десятками. Но церковные здания – это внешность. Вера не зависит от их наличия или отсутствия. Так что важно не количество церквей, а состояние душ. А каково оно? Данные опросов показывают, что людей, регулярно бывающих у исповеди и причастия, бывающих на богослужении каждое воскресенье, очень мало. И даже этот показатель опять-таки внешний, потому что можно участвовать в богослужении и при этом быть далёким от жизни с Богом. Сие подтверждается прошумевшим на всю страну конфликтом в Екатеринбурге в середине мая этого года. Выбор места для строительства церкви ущемил интересы жителей, попытки огородить это место вызвали массовое возмущение, после чего интересы епархиального управления вышли защищать качки из центра единоборств, принадлежащего спонсору строительства. А далее вместо пастырского увещевания, общения с людьми насилие и мордобой. Это – свидетельство веры, свидетельство жизни во Христе? Никак. Причём это антисвидетельство не столько для разгонщиков, сколько для тех, кто их призвал. А какова причина? В превалировании внешнего: главное воздвигнуть стены, а каково будет духовное содержание – несущественно.
Но не будем считать щепки в глазах ближних. Посмотрим лучше, нет ли брёвен в своих. Не так давно, видел как в этом зале, где мы собираемся для празднования св.мессы, происходило собрание садового товарищества, причём происходило так, что кто-то из участников вышел к стойке администратора и стал вызывать полицию. Всё это было удивительно похоже на собрания нашей общины в бытность на Старосадском – искать на них Христа было однозначно бесполезно. Хорошо, что мы от этого отошли, однако успокаиваться и почивать на лаврах преждевременно. Например, наблюдая за собой, я понимаю, что часто делаю совсем не то, что должен был бы делать ученик Христа. В т.ч. периодически испытываю весьма агрессивные чувства к ближним – особенно на дорогах. Причём мало того, что испытываю эти чувства, но ещё их и выражаю в весьма крепких словесах. Достойно ли сие христианского призвания? Никак. Полагаю, что каждый из нас, внимательно посмотрев на себя, может найти немало примеров поведения, вполне нормального для неверующего, но недостойного для христианина. Единство со Христом взыскуется в каждый день бытия и должно проявляться не только в великом, но и в малом, причём в первую очередь в малом. Не надо повторять ошибки иудеев. Если видим, что где-то или в чём-то отступаем от пути веры и единства со Христом, следует поступить по Слову Божию, речённому через Иеремию: «остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим». Говорю ещё раз: церковный обряд, не являющийся выражением внутреннего единства с Богом, выражением стремления к Богу, никому не нужен и пользы от него никакой. В Церкви нет магии. Бога нельзя принудить к чему бы то ни было посредством совершения обряда. Отношения с Ним основываются исключительно на личной вере, т.е. на доверии Ему и на вручении себя в Его руки. Поэтому прежде всего – внутреннее единство и лишь потом внешнее. Через пророка Иеремию народу Израиля были даны страшные предупреждения: «18 Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. 19 Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли. … вот, Я полагаю пред народом сим преткновения, и преткнутся о них отцы и дети вместе, сосед и друг его, и погибнут». Всё сие исполнилось во дни разрушения Иерусалима, депортации и Вавилонского плена. Может ли случиться с нами нечто подобное? Может, если отвергать Божью волю и жить по собственной. Мы не в состоянии принимать решения на государственном уровне, но на своём можем вполне. Сии решения должны вести к укреплению единства со Христом, дабы нам стать Его истинными учениками, Его письмом этому миру, Его светочами. Если через нас будет исходить свет Господа, то вокруг нас соберутся ищущие Бога – подобно тому, как это было с братом Роже из Тезе. Быть, а не казаться - вот принцип христианского бытия. Если мы считаем себя учениками Христа, Его достоянием, то должны следовать за Гос-подом во всех обстоятельствах, всегда делая выбор в Его пользу. От чего будет хорошо как нам, так и тем, кто с нами общается, ибо практическая повседневная жизнь во Христе была и будет самым лучшим и сильным благо-вестием. «16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
16 Июня 2024 - 3 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
25 Июня 2023 - День Аугсбургского исповедания (Пастор Е. Романенко)
03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор Д. Лотов)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)