МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Июля 2022 года
6 воскресенье после Дня Св.Троицы
Мф.5, 38-42
38. Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Слова Спасителя, услышанные нами сегодня в Евангелии от Матфея, звучат вроде бы очень просто и доступно. Но не стоит обманываться. Сия простота – кажущаяся. Более того: если пытаться понимать сказанное Господом вне исторического контекста, если пытаться следовать сказанному Им буквально, то получится полный кошмар, нечто вроде толстовского непротивления злу насилием. Христиане окажутся подобием овечьего стада в самом плохом смысле, т.е. сообществом, не способным даже к элементарной самозащите. Тем более неспособными они будут к противостоянию общественному злу, к каким-либо направленным против этого зла решительным действиям. Они будут подобны людям из старого анекдота, которые, когда им объявили, что они должны быть повешены, спросили, приходить ли им со своими верёвками. Поистине, если бы ученики Христа были таковы, то их бы полностью истребили ещё в древние времена. Посему, во избежание ложных толкований, нужно всерьёз разбираться в том, что именно имеет в виду Господь. А, чтобы разобраться в этом, придётся немного углубиться в эпоху Ветхого Завета.
С сегодняшней точки зрения таковая была временем грубым и жестоким. О ценности человеческой жизни как-то не задумывались, о правах человека вообще не слыхали. Насилие и несправедливость были обычной практикой, а правители ради реализации своих амбиций вполне могли искрошить несколько тысяч подданных – как своих, так и чужих. Правда, сие можно наблюдать и сейчас, но это отдельная тема. О такой сущности, как этика, тоже не сильно заботились. Поэтому нанести кому-либо оскорбление ничего не стоило. Однако, любое действие рождает противодействие. Соответственно, на обиду могли отреагировать, причём самым неадекватным образом – так что ответное действие по своим масштабам намного превосходило породившее его прегрешение. Условно говоря, мне наступили на ногу, а я в ответ вспорол наступившему живот. Думаете, на том и конец? Ничего подобного. В дело втягиваются родственники убитого, начинается кровная месть, и число жертв с обеих сторон начинает быстро расти. Очевидно, что если общество будет жить по таким понятиям, то ничего хорошего из этого не выйдет. Наступит хаос. Поэтому уже в самые древние времена устанавливались законы, имевшие целью указанного хаоса не допустить. Пример такого закона мы находим и в Ветхом Завете. Это те самые законы, которые Господь выразил цитатой «око за око, зуб за зуб». Сей действительно содержащийся в Писании закон, многие склонны рассматривать как показатель людской дикости и жестокости, но на самом деле он был выражением милосердия. Прежде всего, им запрещалось самоуправство. Решать дело должен был не пострадавший или его родственники, а суд. Кроме того, в соответствии с этим законом, потерпевший ущерб не мог требовать от обидчика большего, чем потерял. Выбили тебе зуб? Не можешь потребовать больше чем зуб обидчика. Вот смысл этого закона. Кстати, даже в такой форме он применялся нечасто, в качестве приговора как правило фигурировал денежный штраф, относительно размера которого также имелись соответствующие установления. Т.е. упоминаемый Господом закон был призван сдерживать агрессивные намерения человека. Но Христос идёт по пути ограничения указанных намерений намного дальше. Он говорит не о том или ином воздаянии, а о необходимости преодоления самого желания возмездия. «Вы слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». Тут кстати, возникает вопрос: почему Господь вначале говорит именно о правой щеке? Потому, что в данном случае речь идёт вовсе не об обычной оплеухе или зуботычине. Среднестатистический человек наносит удар правой рукой. Попробуйте ударить правой рукой по правой же щеке – это возможно только если ударить тыльной стороной ладони. Силы в таком ударе будет немного. Но дело именно в том, что мощь тут и не требовалось – подобный удар, как бы слаб он ни был, считался сильнейшим оскорблением. Таким образом, речь идёт о том, что ученики Христа не должны реагировать на личные обиды и оскорбления так, как это делают обычные люди. В классической литературе XIX века описано немало ситуаций, развивавшихся по сходному сценарию. Два человека неудачно пообщались (особенно если были подвыпивши), наговорили друг другу гадостей, посчитали, что их честь задета, устроили дуэль, кто-то кому-то вышиб мозги. Кстати, именно таким образом погиб поэт Лермонтов. Да, бывают ситуации, когда сдержаться очень сложно, когда оскорблённая гордость взывает к отмщению, но ведь, если разобраться всерьёз, то дело начинает выглядеть вовсе не так, чтобы нужно было непременно заканчивать его смертоубийством. Впрочем, дуэли были не единственным способом отмщения. И если они уш8ли в прошлое, то остальные способы вполне живы и сегодня. Вот, например, белорусский узурпатор посчитал оскорблением, что кто-то осмелился противостоять ему на выборах и говорить про него правду. Соответственно, он жестоко отомстил этим людям. Не успевшие уехать оказались в тюрьме. А одного из них не далее месяца назад вообще объявили террористом, т.е. теоретически, могут и казнить. Этот как раз пример абсолютной несоразмерности мщения. Тем более, что вообще очень странно чувствовать себя оскорблённым из-за того, что о тебе сказали правду. На более низком уровне в большом ходу клевета, подсиживание, увольнения, написание доносов. Ну а ещё ниже простой мордобой. Всё это есть, в том числе, увы, и среди христиан. Но дело в том, что сие несовместимо с христианством. Ответ злом на зло противоречит Слову Божию. Но, как уже говорилось в начале, не получается ли в таком случае, что христиане и христианство – это нечто совершенно беззубое, неспособное постоять за себя?
Не получается. Христианин в силу своего призвания не может и не должен мириться со злом. Слово Божие повелевает нам называть вещи своими именами. Оно не говорит нам, что мы должны отворачиваться от зла. Оно говорит нам, что мы должны обличать зло и грех и противостоять таковым. Но при этом в отношениях с ближними мы не должны идти на поводу у так называемых «естественных побуждений», когда упомянутые ближние в отношении нас ведут себя неподобающе. Ведь и мы отнюдь не безгрешны. Мы тоже наносим и обиды и оскорбления. И если будем друг другу мстить за таковые, будет воздавать, то жизнь неминуемо обратится в пытку. Если чувствуешь себя обиженным, не торопись, поразмысли о том, что на самом деле произошло и подумай о том, как эту ситуацию можно разрешить. Ведь вполне может оказаться, что причиной неадекватного поведения ближнего был ты сам, и на тебе лежит грех куда больший, чем на нём. Именно поэтому в Писании говорится, что мы должны предоставить отмщение Богу, Который обладает полнотой истины, и куда лучше нас знает, чего заслуживает тот или иной человек. Кстати, тут можно вспомнить, что Апостолу Павлу чрезвычайно мешали лжеучители, отвращавшие от Христа ещё некрепких в вере людей. Павел обличал их, дабы верные поняли ложность и гибельность их учений и отвратились от них. Но никогда не мстил в обычном понимании этого слова. А во Втором Послании к Тимофею написал так: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!».
Мы призваны являть себя, как детей Божиих, как учеников Христа. А ученики Христа должны жить в Его Духе, имея в основе своего бытия готовность служить ближним и прощать им их согрешения против нас. Ибо так говорит Господь: «…если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
11 Июля 2021 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Июля 2019 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Июля 2018 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
23 Июля 2017 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
03 Июля 2016 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Июля 2015 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Июля 2013 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
31 Июля 2011 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Июля 2010 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Июля 2010 - В 6-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
19 Июля 2009 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)