МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
31 Июля 2011 года

6 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.28, 16-20

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.

Разговор с учениками, о котором мы только что прочитали в Евангелии от Матфея, происходит перед Вознесением, т.е. перед окончательным завершением земного пути Христа. Наступает новое время - отныне Его служение целиком и полностью вверяется ученикам. Пространство, в котором действовал Спаситель на протяжении предшествовавших трёх лет, очень ограничено – Святая земля никогда не отличалась большими размерами. Ученикам же предстоит пойти намного дальше. И они пошли. Если учесть, что по преимуществу они ходили пешком, размеры территорий, охваченных апостольским благовестием, поражают. Особенно если учесть, что они были ограничены не только в скорости передвижения, но и во времени. Человеческая жизнь не столь длинна, апостолы, за исключением Иоанна, были отнюдь не юношами. Их служение было не очень долгим. Но когда отошёл в вечность последний из апостолов, это служение не прекратилось - благовестие продолжалось. Слово Христово распространялось всё дальше, умножалось число верующих, умножалось число общин, являя делом, что Церковь – не пребывающий в застывшей неподвижности музейный экспонат, но живой народ.

В возвещённых сегодня словах Христа вы слышали повеление о начале служения учеников. Но ни в одной Книге Писания вы не найдёте никаких указаний о том, что в какой-то момент это служение должно было остановиться, что ученики должны были перестать благовествовать. Это вполне естественно. Как уже было сказано, служение Спасителя продолжается в Его народе, и оно будет продолжаться до того времени, пока Божий народ существует на этой земле. Из чего следует, что повеление идти и учить актуально и сегодня. Причём сегодня это повеление даже более актуально, чем в апостольские времена. Апостолы жили среди язычников, среди лжеучений, но они не жили среди ставшего массовым безверия, среди людей, полностью утративших страх Божий. Лжеучений много и сегодня, но не они являются главной проблемой. Главная проблема сегодняшнего христианства – его окружённость массовым безверием, которое распространилось не среди язычников, а в странах, по традиции считающихся христианскими. Но много ли там христианства? Сегодня в Европе торжествует безбожие, торжествует мирская мораль, которая, по известному выражению, хотя и загнивает, но, тем не менее, хорошо пахнет. Однако, сие благоухание приводит к тому, что христианская Европа, в том числе и Россия, начинает вымирать, а её коренное население замещается выходцами из исламского мира, которые, хотя и пребывают в лжеучении, но, тем не менее, имеют к нему великую ревность. Создавшееся положение даёт возможность убедиться в том, что народ, лишившийся веры, вместе с нею теряет и жизнеспособность. Таков фон, на котором мы должны действовать, исполняя повеление Спасителя. Вопрос лишь в том, как действовать? Что сделать для того, чтобы труд наш был не напрасен, но принёс плоды?

В 1996 г., когда моё финансовое положение было очень и очень незавидным, мне предложили подработать в качестве переводчика при американской группе, действовавшей в рамках миссионерского проекта Джоша МакДауэлла. Чем же занималась эта группа? Они посещали детские дома, где давали какую-то помощь и заодно говорили нечто маловразумительное о Христе. После полуторачасового говорения они уезжали с чувством исполненного долга и больше в это место никогда не возвращались. Ещё они занимались тем, что сл словами «подарок, бесплатно» совали первым встречным, в том числе и торговцам-мусульманам на рынке Евангелие от Иоанна. При этом они испытывали колоссальный душевный подъём, явно считая себя достойными продолжателями дела апостолов. Но велик ли был улов? Примерно в то же время в Россию ринулись известные проповедники типа Билли Грэма, устраивавшие грандиозные шоу на стадионах. Однако и здесь результативность была столь низкой, что в конце концов устроители этих акций признали их нецелесообразными. Ещё и сейчас можно встретить людей, которые подходят и задают вопросы о том, знаем ли мы Христа, знаем ли мы, что скоро конец света и т.п. Некоторые деноминации требуют от своих членов подобной деятельности, полагая её аналогом апостольской проповеди. Но всё, о чём сейчас было сказано, не более чем противоречащая Писанию карикатура на апостольское служение. Христос не сказал: «выступите на собрании». Христос не сказал: «придите на час, прочтите лекцию и уйдите». Он сказал: «научите». А учение – процесс очень и очень небыстрый, требующий не одной, а многих встреч. Как же нам действовать для того, чтобы соответствовать словам Господа?

Прежде всего, нам самим надлежит иметь хорошее познание, ибо чему ты можешь научить, если сам ничего не знаешь? Поэтому во исполнение поручения Христа, нам самим нужно усердно назидаться Св.Писанием, размышляя над ним не только по воскресеньям, но и в иные дни. Далее. Как уже было сказано, учение – это всегда длительный процесс. Поэтому учить следует тех, кто пребывает с тобою в регулярном общении. При этом важно помнить, что никто не может быть научен против воли, из-под палки. Об этом свидетельствует печальный опыт российских гимназий, в которых Закон Божий преподавался столь «успешно», что плодами этого преподавания стало поколение воинствующих атеистов. Судя по той настойчивости, с которой РПЦ стремится сегодня в учебные заведения, она явно хочет повторить этот печальный опыт. Христианское научение заключается не в том, чтобы вдолбить в чью-то голову некий набор истин, а в том, чтобы побудить людей задуматься о фундаментальный вопросах бытия: о жизни и смерти, о предназначении человека, о смысле его бытия, о его роли в мироздании, о предстоянии перед Богом, о грехе и искуплении. Говорю ещё раз: мы должны не вдалбливать, не навязывать свою точку зрения, а помогать двигаться в правильном направлении, чтобы человек совершал открытия самостоятельно. Ибо самостоятельно открытая истина намного более прочна, нежели преподнесённая кем-либо со стороны. Поверьте, такой вариант способен принести куда больше плодов, чем какой-либо иной. Разумеется, можно поступить так, как в своё время поступили на Руси, т.е., ничего не объясняя, устроить насильственное крещение, как это было в Великом Новгороде на рубеже X – XI веков. Но и результат у этого крещения был соответствующий, ибо если человек не убедится в том, что исповедовал лжеучение, то и останется в нём – если не явно, то тайно.

Сегодня очень многие наши соотечественники имеют совершенно неправильное представление о Церкви. Для них это прежде всего организация, иерархия, обрядность, здания и т.п. Однако всё только что перечисленное не более чем вторичная надстройка, существование которой допустимо, но отнюдь не обязательно. Церковь – это прежде всего народ Божий. Церковь – это люди, изменившие сознание, обратившиеся к вечности и живущие в перспективе вечности и ради неё. Церковь – это люди, знающие об истинной глубине мироздания, о преходящести нынешней реальности и приуготовляющие себя к участию в новом творении, в Царстве Божием. Церковь - это ковчег спасения, на который собрались люди, осознавшие свою обречённость на гибель, взыскующие спасения и потому пришедшие в то единственное место, где это спасение возможно. Церковь – это люди, поверившие Христу и доверившиеся Ему – нашему проводнику на пути к вечности, Который помогает идти и подниматься в случае падения. Именно об этом мы и должны говорить, разрушая сложившиеся стереотипы, которые приносят больше вреда чем пользы, ибо не столько привлекают, сколько отталкивают, а также приводят к глубоким разочарованиям. Следствием же разочарования становится неприятие, а следствием неприятия утрата спасения и погружение в смерть.

На момент сошествия Св.Духа Церковь составляла около 120 человек – так сообщает об этом Книга Деяний. В течение всего 30 последующих лет она стала насчитывать десятки тысяч. Почему? Потому что апостолы учили и наставляли, говоря об основах, без которых не только спасение, но и нормальная земная жизнь становится невозможной. Они учили с великим терпением, находясь в обустраиваемых общинах не день и не два, и даже не месяц. Они благовествовали с великим терпением, помогая заблудшим открыть истину – Христа распятого и воскресшего – открыть Его, поверить Ему и довериться Ему. Они не обещали житейского процветания и комфорта, они не обещали, да и не могли обещать лёгкой жизни, потому что следование за Христом - это прежде всего несение креста. Спаситель пришёл к нам не для того, чтобы избавить нас от неприятностей, Он пришёл для того, чтобы наполнить смыслом нашу жизнь, чтобы обратить нас к истинной цели – к вечности, к Царству Божию. Именно об этой цели, об этом смысле возвещали апостолы. О том же самом должны говорить и мы, дабы спасти тех, кого возможно спасти. Это не простое служение, оно сопряжено с трудностями и разочарованиями, но нам не следует бояться их, потому что мы не одни. Ибо Христос и сегодня говорит Своим ученикам: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

24 Июля 2022 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2021 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2019 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июля 2018 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июля 2017 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Июля 2016 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Июля 2015 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2013 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
11 Июля 2010 - В 6-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
19 Июля 2009 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)