МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Июля 2019 года
6 воскресенье после Дня Св.Троицы
1 Цар.15, 22-26
22. И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;
23. ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление тоже, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем].
24. И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твоё; но я боялся народа и послушал голоса их;
25. теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу [Богу твоему].
26. И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царём над Израилем.
Для того, чтобы понять смысл услышанного сегодня чтения из Первой Книги Царств, обратимся немного назад, к началу поведанной в ней истории. Господь повелел царю Саулу пойти на Амалекитян и истребить их. Причём повеление об истреблении касалось не только воинов, но вообще всех представителей указанного народа. И даже скотина подлежала ликвидации. С сегодняшней точки зрения весьма шокирующее повеление, но в те времена мышление было совершенно иным, и не нам его судить, ибо понять его мы не в состоянии. Мы можем только, как говорится, принять информацию к сведению. Получив такое повеление, Саул пошёл войной на Амалекитян, разгромил их и истребил. Однако в процессе истребления самая лучшая скотина была оставлена: по словам Саула, для жертвоприношения Господу. Однако, полагаю, всё было намного проще: практичные израильтяне решили, что уничтожать хорошую скотину глупо – намного лучше просто взять её себе. Но, предположим, что всё было так, как сказал Саул, т.е. что никаких утилитарных целей его солдаты перед собою не ставили, и что неистреблённая скотина действительно предназначалась для жертвоприношения, т.е. для в высшей степени благой цели. Но, сколь бы благой ни казалась цель, ради её осуществления было нарушено Божественное повеление, воля Бога. А раз так, то причина нарушения не имеет никакого значения: неважно, почему именно ты не выполнил повеление Всевышнего – важно только то, что не выполнил. В этом неповиновении есть ещё один аспект. Саул был поставлен на царство не волей народа, а волей Бога, и был он царём не над обычным народом, а над избранным народом Божиим. А это значит, что он не был самостоятельной личностью, самостоятельным политическим деятелем, который делает то, что считает нужным – он был лишь исполнителем Божественных повелений. И то, что он начинает вести себя, как самостоятельная фигура, становится причиной для его отвержения Богом. «26. И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царём над Израилем». Разговор между Саулом и пророком Самуилом, показывает, что царь действительно не понимал сути отношений с Богом: «…неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; 23. ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление тоже, что идолопоклонство». В нашем мире имеет широкое хождение поговорка «цель оправдывает средства», и в отношениях между людьми она активно применяется. Но с Богом такая модель отношений не работает. Об этом свидетельствует Св.Писание. У Саула была благая цель, но «…непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление тоже, что идолопоклонство…». Саул совершил грех и мерзость перед Господом, за что и был наказан. Как мы знаем из Писания, Слово Божие исполнилось – Саул был убит и вместо него воцарился Давид.
Актуальна ли эта история сегодня? В высшей степени актуальна. Обратите внимание, что для Саула исполнение предписанного обряда оказалось важнее всего остального. Такое же умонастроение сегодня постоянно можно видеть среди христиан. Главное – соблюсти традицию, исполнять все обряды по заветам предков, и тогда всё будет просто отлично. А мысль о том, что без пребывания в единстве с Богом, без пребывания в повиновении Ему обряды и традиции не имеют никакого значения и никакой силы, об этом как-то не задумываются. Но даже в Ветхом Завете показывается, что это глубочайшее заблуждение. А уж про Новый нечего и говорить. За что Иисус обличает фарисеев? Прежде всего, за то, что во главу угла они поставили внешнее исполнение придуманных ими же самими обычаев, в то время как на первом плане должно находиться духовное, внутреннее единство, в то время как внешние проявления глубоко вторичны.
Для нас, принадлежащих к лютеранскому исповеданию, обряд не имеет такого значения, как, например, для православных. Обряд, традиция – это «адиафора», т.е. человеческая сущность, не являющаяся необходимой для спасения. Но опасность жизни вне Бога, опасность жизни в противлении Богу, в неисполнении Его воли, сохраняется. И мы можем видеть, как не православные и не католики, а именно так наз. «Церкви Реформации» идут против Бога, подменяя Его волю человеческой целесообразностью. Тема, отношение к которой сегодня разделяет истинных и ложных христиан в общемировом масштабе – это однополые союзы и всё с этим связанное. Если смотреть на проблему с чисто человеческой точки зрения, то в самом деле, почему бы и нет? Ну, вот такие у людей пристрастия – пусть живут, как им хочется. Но в Церкви нет места человеческой точке зрения. Если Бог называет мужеложество мерзостью и грехом, то у Его верных не может быть иного мнения. Однако, не надо думать, что если мы не вдаёмся в эту мерзость и не одобряем её, то всё хорошо. Потому что любое противостояние Божией воле, любое её нарушение есть грех. А кто из нас безгрешен? Между тем, Писание говорит нам, что любой грех – к смерти. Тем не менее, в нас есть надежда. Что её даёт? Кто её даёт? Её даёт Иисус, дарующий Своим верным прощение и оправдание. Но это не происходит просто так, само по себе. Если хочешь остаться живым, нельзя существовать бездумно, влачась в кильватере человеческих пристрастий и мод. Надо постоянно сверять свой путь с путём Бога, с волей Бога; постоянно смотреть, творю я волю Божию или чью-либо другую. А для этого надо почаще обращаться к Слову Божию – особенно к 10 Заповедям.
Саул был поставлен царём по прямому указанию Бога. Тем не менее, конец его был незавиден: «35. Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем». Раскаялся и отверг. А теперь давайте вспомним о том, что каждый христианин, в т.ч. и каждый из нас является избранным Божиим. Мы не обычные люди. Мы – Божьи святые, Божьи избранные; мы – Его свидетели и посланники. И жить нужно в соответствии с этим статусом, ища прежде всего Царства Божия и правды Господней. Если так, то Господь не будет сожалеть о нашем избранничестве и не отвергнет нас от лица Своего. И право же, очень глупо, увлекшись какой-либо мирской прихотью, упустить вечность. Не стоит уподобляться Исаву, для которого отцовское благословение стало менее важным, чем миска чечевичной похлёбки… Мирские прихоти интересны лишь постольку, поскольку остаются неудовлетворёнными. Как только какая-либо из них исполняется, интерес к ней пропадает. Поэтому они не стоят того, чтобы ради них терять Царство Божие. Несколько лет назад я перенёс операцию, после которой на меня наложили запрет – в течение года не есть жареного, а во все последующие времена не есть жирного. Я соблюдал этот запрет, но однажды нарушил его. Удовольствия было на пять минут, а потом пришли такие мучения, что не знал, останусь жив или нет. А ведь их могло не быть.
Мы призваны Христом в число Божьих святых. Это значит, что мы призваны быть с Богом, творить Его волю вне зависимости от того, что будут предлагать, или на чём будут настаивать мир, дьявол и наша собственная порочность. Саул пытался оправдаться ссылкой на боязнь общественного мнения: «согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твоё; но я боялся народа и послушал голоса их», но это ему не помогло. Мы призваны творить волю Божию, невзирая ни кого и ни на что. Мы призваны творить волю Божию, какой бы странной она ни казалось, потому что Бог лучше нас знает, что надо делать для того, чтобы принести обильный плод в жизнь вечную. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
24 Июля 2022 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Июля 2021 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Июля 2018 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
23 Июля 2017 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
03 Июля 2016 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Июля 2015 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Июля 2013 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
31 Июля 2011 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Июля 2010 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Июля 2010 - В 6-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
19 Июля 2009 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)