МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Июля 2009 года

6 воскресенье после Дня Св.Троицы


Исх.14, 8-16.21-23.26-27.30-31

Чудо, о котором мы только что прочитали в Книге Исход, в смысле внешнего эффекта является бесспорно одним из самых грандиозных. «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону». Из всех многочисленных чудес, которыми сопровождался Исход евреев из Египта, именно об этом вспоминают чаще всего. Прохождение народа Божия через море производит потрясающее впечатление даже в виде экранизации (достаточно вспомнить классическую постановку – фильм «10 Заповедей»). Насколько же более ошеломляющей была реальность! Впрочем, оставим эффектность кинематографистам. Для верующего важна не внешность, сколь бы эффектной таковая ни была, но суть происходящего. Что же здесь происходит? А происходит весьма неприятная и можно даже сказать катастрофическая ситуация. «И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми … и погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря…». Огромное количество людей оказалось в ловушке. Деваться им некуда: впереди море, позади египетское карательное войско. Принимая во внимание нравы того времени, нетрудно предсказать ход дальнейших событий. Далее должно было последовать массовое избиение, в котором выжили бы немногие. Этих немногих ожидало возвращение в рабство, причём теперь его условия были бы намного более тяжкими, нежели ранее. Таким образом, перед народом полная безысходность и одна единственная перспектива – смерть. Либо в водах моря, либо от руки египтян, либо долгое и мучительное умирание в египетском рабстве. Поэтому вполне можно представить себе отчаяние, охватившее людей, когда они осознали положение, в котором оказались. «И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привёл нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: «оставь нас, пусть мы работаем Египтянам»? Ибо лучше нам быть в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне». И, тем не менее, избавление приходит. Оно приходит совершенно немыслимым способом, оно совершенно невероятно, но люди спасаются, хотя, с точки зрения объективной реальности, никаких шансов на спасение не было. Для людей не было, но для Бога нет ничего невозможного. Он может спасти даже тогда, когда шансов нет.

Жизнь большинства из нас выглядит вполне благополучно. В настоящий момент в ней нет ничего такого, что представляло бы угрозу или опасность. Мы занимаемся своими делами, мы проводим время может быть и не совсем так, как хотели бы в идеале, но, по крайней мере, не без приятности. И, тем не менее, мы смертники, находящиеся в такой же западне, как древние евреи на берегу Чёрмного моря. И точно также как им, нам некуда идти, ибо все мы обречены грешить и умирать. Это положение страшно именно своей безысходностью. Что бы ты ни делал, как бы ни жил, финал в любом случае один и тот же. Мысль об этом приводит в отчаяние и ведёт к депрессии, к исчезновению желания вообще что-то делать, а уже тем более как-то развиваться и совершенствоваться. А зачем, если финал жизни самого умного человека совершенно такой же, как и у последнего дурака? И самое скверное то, что сделать ничего нельзя – единственное что возможно, так это чем-нибудь отвлечься и забыться. Именно этим люди успешно занимаются и достигли в этой области значительных успехов. Однако, как бы умело нас ни отвлекали, забыться навсегда невозможно. Так или иначе, но реальность напоминает о себе, и каждое возвращение к ней весьма болезненно, ибо понимаешь, что все человеческие умения и навыки здесь бесполезны. Максимум, что можно сделать, так это немного отстрочить. Но не отменить.

С точки зрения объективной реальности ситуация безвыходная. Но, как и в случае Исхода, есть источник спасения, стоящий над видимой реальностью. Есть Бог, Который во ипостаси Иисуса Христа дал человечеству обетования спасения, обетования избавления от того, что так страшит мир. Но вот, что удивительно: обетования даны, во Христе дано знамение истинности этих обетований, а люди, которые так жаждут избежать гибели, так жаждут обрести спасение, как будто не замечают того, что им дано. Ничтожное меньшинство делает то, что требуется для обретения спасения. Ничтожное меньшинство искренне доверившись Богу, обращается, или, выражаясь словами Писания, «вопит» к Нему. Причём в данном случае «вопль» означает не просто крик, но страстный порыв души, обращающейся к Создателю из глубины отчаяния. Тот, кто делает так, получает то, что невозможно получить никак иначе: свободу от последствий своих грехов (т.е. оправдание) и соответственно, избавление от смерти (т.е. спасение).

Удивительное дело. Как и в случае Исхода, спасение приходит к нам оттуда, откуда с точки зрения объективности, его можно ожидать меньше всего. Оно приходит от Бога. «И увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египятнами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его». Исходя из того, что сказано в Писании, видно, что до прохода через море люди не принимали Бога в расчёт – даже несмотря на совершившиеся на глазах у всех египетские казни. Позже отношение меняется, и именно к Богу евреи вопят в случае тяжкого положения. Благодаря всему совершившемуся в Священной Истории (в том числе и во время Исхода) мы тоже знаем, к кому надо обращаться в случае нужды. И ещё мы знаем, что наше обращение есть наипервейшее условие для того, чтобы что-то изменилось; для того, чтобы помощь пришла. Избавление придёт, но придёт в том случае, если его хотеть, если его страстно желать, если о нём просить от всей души или, как говорит Писание, вопить о нём.

Бог избавляет нас не только от смерти. Его участие в нашей жизни простирается намного дальше. Он протягивает нам руку помощи не только в момент перехода в иную грань бытия, но и в повседневности. Мы можем получить от Него многое уже сегодня – можем, если будем взывать к Нему с верою и без сомнений.

Наша беда в том, что мы слишком высоко оцениваем себя самих и свои силы. Именно поэтому возникающие перед нами проблемы мы пытаемся решать полностью самостоятельно, оставляя Бога «на потом» или вообще даже не вспоминая о Нём. Может быть, именно поэтому положение становится критическим намного чаще, чем следовало бы. Отличительная черта подлинно верующего как раз в том, что он доверяет Богу во всём и обращается к Нему не после всего, а сразу. Причём речь не о поощрении пассивного безделья, когда ты просишь Бога решать всё за тебя и вместо тебя. Верующий решает проблемы сам, но приступает к их решению не иначе, как доверившись Богу и испросив Его благословения, Его водительства, дабы пойти наилучшей из возможных дорог, дабы достичь цели как можно быстрее и с наименьшими потерями. Чудесное избавление из отчаянного положения, наподобие избавления евреев при Чёрмном море, вполне может случиться. Разумеется, такое чудо производит чрезвычайно сильное впечатление, но всё же лучше не попадать в положение, при котором оно потребуется. Итак, будем надеяться не на себя, а на Бога и, что самое главное, не будем противиться Ему, дабы, в соответствии со словами Молитвы Господней, в этом мире творилась не наша, но Его воля. И если будет так, то Господь сразится за нас, как некогда Он сразился за Свой народ у Чёрмного моря. «Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. … И избавил Господь в день тот Израильтян от руки Египтян, и увидели сыны Израилевы Египтян мёртвыми на берегу моря. И увидели израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египятнами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его». Аминь.