МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Декабря 2021 года

1 воскресенье после Рождества


Мф.2, 13-23
12. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
13. Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15. и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».
16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18. «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».
19. По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23. и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Не далее, как позавчера, в Святую Ночь, мы говорили о той тишине, в которой совершилось пришествие в мир его Спасителя. Увы, сия тишина была недолгой. Ирод, параноидально боявшийся даже намёка о покушении на свою власть, увидел в словах волхвов прямую угрозу и потому послал своих холопов в Вифлеем, чтобы перебить всех младенцев соответствующего возраста. Неважно, сколько их будет. Главное, чтобы среди них оказался тот, кого волхвы нарекли новым царём иудейским. Святое Семейство, предупреждённое Ангелом, было вынуждено бежать в Египет, а в Вифлееме действительно было совершено мерзостное преступление, о котором поведал нам евангелист Матфей. Мы любим придавать празднованию Рождества некий идиллический отенок, но, как видите, сопровождавшие таковое события были далеки от всякой идиллии. Практически с самого начала бытия Спасителя в этом мире Его сопровождала ненависть и попытки уничтожения. Избиение Вифлеемских младенцев, воспринимается нами как некое массовое уничтожение, наподобие того, что творили нацисты на оккупированных территориях. Однако, это не так. Принимая во внимание тогдашнее население Вифлеема, число убитых должно составлять около двадцати. Но сущность злодеяния не зависит от количества жертв. Преступление остаётся преступлением, и от того, что убито 20, а не 200, оно не становится менее страшным. Но вот вопрос: почему евангелист сообщил нам об этом? Или, вернее, надо спросить так: что именно Слово Божие хочет нам сообщить, на что хочет направить наши помышления?

По милости Божией человек обладает свободой воли, благодаря чему может самостоятельно принимать те или иные решения. Однако, он не только принимает решения, но и несёт полноту ответственности за сделанный выбор. И вот, перед нами Мессия, пришедший в этот мир, дабы даровать ему спасение и жизнь. Как люди относятся к Нему? Тут нет середины. Тут либо да, либо нет. Либо принимаешь, либо отвергаешь. Вот, например, Ирод. У него были возможности порасспросить волхвов поподробнее, понять, что происходит и вместе с ними поклониться Господу. Но, будучи рабом своих греховных устремлений, он предпочёл Божественному промыслу свои собственные интересы. А какой тут был главный интерес? Личная власть. Он поистине исступлённо цеплялся за неё, дойдя до, как было сказано в начале, настоящей паранойи, вследствие которой уничтожал всякого, подозреваемого в покушении на его полномочия. В т.ч. было убито немало его родственников – жертвами стали даже родные сыновья. А ведь Ирод не был язычником, у него была возможность вникать в Слово Божие. И, если бы он вникал в таковое побольше, то, наверное, был бы иным. Но в своей греховности он пошёл против первой и наиглавнейшей заповеди, поставив свою власть на место Бога. И если не пощадил даже своих собственных детей, что ему было до чужих. Вот почему мерзостное преступление в Вифлееме стало возможным. Что ж, всё вполне закономерно, ибо там, где служат ложным богам, там торжествует порок и преступление. Ситуация Ирода вовсе не уникальна, она повторяется, в т.ч. и сегодня. Посмотрите на соседнюю Белоруссию. Её правитель точно такой же параноик, который точно так же вцепился в личную власть, ради её сохранения развязал репрессии против своего народа и готов абсолютно на всё вплоть до развязывания войны в Европе. А почему всё это стало возможным? Потому что человек сделал такой же ложный выбор, как и Ирод, поставив на место Бога свои амбиции. Белорусский узурпатор – пример очень яркий и наглядный, но такого рода личности отнюдь не редкость – просто масштабы у них поменьше, а потому результаты не так заметны. Но суть дела от этого не меняется. В мир во ипостаси Единосущного Сына сошёл Бог. Он предстал перед нами не как великий, внушающий страх вождь, в Нём нет никакого показного, внешнего блеска, которым столь любят окружать себя современные нувориши; в Нём нет абсолютно ничего, что побуждало бы к преклонению из страха. У Него есть только Слово. Поэтому, когда мы взираем на Него, то наш выбор не отягощается какими-либо внешними моментами. Есть ты и есть Господь, Сын Человеческий, не имеющий места где преклонить голову. И Он посредством Слова приглашает тебя к последованию. Не принуждает, а только лишь приглашает. А дальше дело твоё. Впрочем, Господь абсолютно честен: Он говорит о последствиях выбора как в ту, так и в другую сторону. Дальше – твой ход.

Нам стоит и посмотреть вокруг себя и заглянуть в историю. Но посмотреть в суть вещей, не обманываясь названиями. Вот, например, расхожий штамп, что в борьбе народа Ирландии за независимость от Англии католики воевали с протестантами. Ничего подобного. Вероисповедание к происходившему чисто политическому действию не имело никакого отношения. Следует осознать, что сущность человека определяют не расхожие названия, и даже не самоназвание. Если кто-то называет себя христианином, это совершенно не значит, что он таковым является. Суть не в названии, а в том, как человек живёт – в соответствии с волей Божией или в противоречии с таковой. Кто стоит в его жизни на первом месте - Господь или кто-то другой? Или что-то другое? Господь говорит: «По делам их узнаете их». Если вы видите, что человек сеет злобу, ложь, насилие и преступления – причём масштаб тут совершенно не важен - то, как бы он себя ни называл, он не во Христе и не со Христом. А там, где живут не во Христе, там по-прежнему будут убивать младенцев ради собственного самоутверждения. Имя «Ирод» в России уже давно стало нарицаительным, что вполне логично, ибо последователей Ирода хватало, хватает и будет хватать.

Господь сошёл в этот мир, чтобы предложить нам выбор между жизнью и смертью, между спасением и проклятием. Предложить – но не принудить. Можно и сегодня отвергать Его, можно гнать, как это сделал Ирод, но, как уже было сказано, у каждого действия, у любого действия есть последствия. Они могут наступить не сразу, но они будут непременно. Можно отклониться от правильного пути всего на один-два градуса – совершенно ничтожная разница. Но, если не вернуться на правильный путь, то к конечной цели ты не придёшь. В некоторых исповеданиях существует воззрение, что человек делает выбор в пользу Христа один раз. Этот момент у них называется «возрождением». Просматривая однажды анкету для поступления в семинарию одного из таких исповеданий, я увидел там пункт «дата Вашего обращения» (т.е. обращения ко Христу). Более того, нужно было указать дату не только своего обращения, но и обращения жены. Но выбор в пользу Христа делается не один раз, ибо вера – живое состояние живой души. И выбор нам приходится делать ежедневно, поэтому прежде, чем что-либо совершить, стоит поразмыслить о том, согласуется ли наше намерение с волей Божией или нет. Ирод отдал приказ об избиении младенцев, но ведь сам он их не убивал. Это сделали совсем другие люди – тоже, между прочим, не язычники. И у них тоже был выбор, какой воле последовать – Ирода или Божией. Они свой выбор сделали и не в пользу Бога. Но там, где идут против Бога, неизбежно вырастают зло, ложь, насилие и преступления. А вот жизни и спасения там нет и не будет. Поразмыслите о сём. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

27 Декабря 2020 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2019 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2018 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
31 Декабря 2017 - Канун Нового года (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2017 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
27 Декабря 2015 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
28 Декабря 2014 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2013 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)