МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
31 Декабря 2017 года

Канун Нового года


Ин.5, (16)-17
И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю

Раз в несколько лет последний день года совпадает с воскресеньем. Нынешний год как раз такой. И это хорошо, т.к. мы имеем возможность, вооружившись Словом Божиим, проводить год уходящий и встретить грядущий так, как должно ученикам Господа. Мне только один раз довелось встречать новый год за границей, так что нет возможности делать какие-то обобщения о том, о чём говорят в этот день люди других народов, но в отношении наших соотечественников сделать это как раз можно. Так вот, общая черта в данном случае - выражение надежды на то, что новый год даст больше счастья, нежели дал уходящий. Что ж, ничего плохого в этом нет. Остаётся только понять, что именно понимается под счастьем. Судя по всему, это некие приходящие извне радости, хорошие моменты – неважно, материального или морального свойства. В связи с этим мне вспомнился один из героев романа «Золотой телёнок». Он мечтал найти на улице толстый бумажник и даже знал место, в котором этот бумажник должен лежать. Однако, приходя туда день за днём, бумажника не находил и чувствовал себя обманутым. Точно также и с надеждами на новое счастье ново-го года. Надеешься на многое, а когда сии надежды не оправдываются, чувствуешь себя обманутым. Это можно заметить по словам, которыми провожают уходящий год. Впрочем, важно не это. Важен принцип – люди хотят быть пассивными получателями неких благ. Что ж, иногда и правда они что-то получают, но чаще нет. В связи с этим встаёт вопрос: а можно ли сделать что-либо для того, чтобы провожать год не с унынием несбывшейся мечты, а с грустью от того, что уходит, завершается нечто очень хорошее? Можно ли сделать нечто для того, чтобы радость, счастье, стали обычной практикой, а не зависели от прихотей судьбы? Ответ находим в сегодняшнем Евангелии: «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

За что иудеи в данном случае гнали Иисуса? За очередное исцеление в субботу. Причём публичное. Это было исцеление расслабленного в купальне у Овечьих ворот. Размышляя над евангельским текстом, я подумал о том, что за время Своего земного служения Господь совершил множество исцелений. И вот вопрос: а с каким настроением Он их совершал? Ведь одно и то же действие можно совершить совершенно по-разному. Например, с досадой, что вот, никак в покое не оставят, а всё лезут и лезут. Конечно, это только предположение, но мне кажется, что Иисус совершал исцеления с радостью. Ведь Бог есть любовь, а любовь не может на радоваться, когда ближнему становится лучше. Вспомним воскрешение Лазаря. Когда Иисусу сообщили о кончине Его друга, Он искренне скорбел. А когда есть искренняя скорбь о горе ближнего, то не может не быть радости о его счастье. Поэтому осмелюсь утверждать, что Иисус, избавляя людей от страданий, причиняемых болезнью, радовался. И, кстати, никогда не медлил. Закон говорит, что лечить в субботу можно только в тех случаях, когда существует угроза для жизни. Ни в одном из описанных в Евангелии случаев болезни, от которых избавлял Иисус, смертельной опасности не представляли, т.е. немедленного вмешательства не требовали. И, тем не менее, помощь не откладывалась на другой день, а оказывалась немедленно. «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Что делает Отец? Что делает Иисус? Дела любви, которые для Спасителя были не некими разовыми изолированными актами, но образом бытия в этом мире. А теперь вопрос: кто мешает нам поступать подобно Иисусу? Чудес мы, конечно, не сотворим (по крайней мере, пока), но сделать для ближнего нечто благое, принести ему радость, можем вполне. И, что самое главное, это принесение радости ближнего будет радостью и для нас самих. Причём неизвестно, для кого эта радость будет большей – для ближнего или для нас.

Современная нам окружающая среда делает немало для подавления чувства общности. Во главу угла поставлен индивидуализм, добывание материальных благ, построение личного благополучия в одной отдельно взятой квартире. Действовать в таком духе вполне возможно, но этот путь не ведёт к радости. Прежде всего потому, что материальные блага быстро приедаются, а, кроме то-го, процесс их добывания зачастую бывает сопряжен с таким количеством всяческого негатива, что половина радости от обретения желаемого теряется. Господь же посредством Своего Слова заповедует нам: «не сообразуйтесь с веком сим». Это означает, что не надо идти на поводу у концепций окружающей среды. Это означает, что надо жить не в духе времени, а в Духе Иисуса, не закрывавшего глаза на беды ближних ради собственного спокойствия, но облегчавшего их страдания, когда это было возможно. Есть такое изречение: как улучшить себе настроение по-христиански? Найти ближнего, которому хуже чем тебе, и помочь ему. Ведь, как ни странно, дающий всегда обретает больше радости, чем получающий, чем берущий. Поэтому скажем так: взирать на Господа достойно, но верующему должно смотреть не только на Господа, но и вокруг себя, дабы видеть нуждающихся ближних и, действуя в духе Христа, по мере сил помогать им, радуясь о том, что у них что-то изменилось к лучшему. Возможности подобного рода открываются весьма часто. Иисус вовсю пользовался ими, не боясь конфликтовать с законниками. Таков был образ Его бытия в этом мире, о чём Он сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Есть все возможности для того, чтобы поступать так же. Только для этого надо воспринимать ближних не как чужеродный элемент, мешающий личному благополучию, а именно как ближних. Соответственно, их нужды не оставляют равнодушным, потому что воспринимаются, как свои собственные. Если жить так, то в жизнь войдёт то самое счастье, которое многие активно призывают, но так и не обретают. Мы имеем возможность быть его творцами, а сие означает, что его будет столько, сколько мы сами захотим. Разумеется, могут быть и обманутые надежды и несбывшиеся желания, но в любом случае их не будет столько, чтобы провожать уходящий год с облегчением, как нежеланного или сильно надоевшего гостя. Скорее мы будем провожать его с сожалением, потому что в нём было много радости. Что же касается года грядущего, то мы будем ожидать его с не-терпением, потому что в нём этой радости меньше не станет, ибо, являясь твор-цами радости, мы будем заботиться о том, чтобы таковая не уменьшилась. Мы будем творить её, как творил Иисус, сказавший: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

26 Декабря 2021 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
27 Декабря 2020 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2019 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2018 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2017 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
27 Декабря 2015 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
28 Декабря 2014 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
29 Декабря 2013 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
30 Декабря 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)
01 Января 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор  Д. Лотов)