МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Декабря 2020 года
1 воскресенье после Рождества
Откр.14, 1-3
1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
Сегодня мы празднуем первое воскресенье после Рождества и эта святая месса – последняя в истекающем 2020 г. Сей год стал для всех нас временем больших испытаний – не только для каждого персонально, но для нас, как для общины. Ведь из-за всех обстоятельств, связанных с эпидемией, многие из нас лишились возможности принимать полноценное участие в общении святых и в особенности в приобщении Св.Тайн. Тем не менее, по милости Господней, несмотря на все тягостные обстоятельства, мы живы и не отчаиваемся, потому что, вне зависимости от всех внешних обстоятельств, наш Господь и Спаситель пребывает с нами. И свет Его предвечного Царства по-прежнему озаряет наш путь, сообщая нашему бытию цель и смысл. Как поётся в хорале «Ein feste Burg ist unser Gott», «Пусть дьявол всё возьмёт, / пусть жизнь и честь берёт, / отнимет целый свет, - / ему в том пользы нет: / ведь Царство Божье – с нами». Благодарение Богу за всё благое, что Он делает для нас!
Люди пользуются окончанием различных временных периодов, чтобы подвести итоги, подумать о будущем и вообще обратиться к сущностям более важным или даже возвышенным, нежели обычная повседневность. Давайте и мы на исходе календарного года обратимся к возвышенным сущностям – например, к спасению. Это слово в церковном обиходе произносится весьма часто. Мы говорим о том, что оно означает, о надежде на него или даже об уверенности в нём. Но вот вопрос – почему это так важно для нас? Что побуждает нас искать его? Мы ищем его потому, что боимся смерти и хотим иметь более обнадёживающую перспективу? Или в нас говорит желание каких-то неведомых благ? Если так, то ничего постыдного тут нет. Прежде всего потому, что смерть есть зло, она наш враг – так говорит о ней Св.Писание. При этом её силы больше наших, в пределах видимого мира она побеждает. А побеждённым не хочется быть никому – тем более такой мерзостью. Что касается благ, то никто из нас жизнью не избалован: каждый тянет свою лямку. Государство же, в котором мы обретаемся, не только не помогает тянуть, но напротив, всячески утяжеляет этот процесс. Поэтому нет ничего удивительного в том, чтоб хотя бы от Бога хочется получить нечто иное. Как уже был сказано, это вполне понятно, и ничего постыдного тут нет. Но давайте попробуем хоть немного подняться над узким прагматизмом и подумаем, что побуждает людей к поискам Бога и Его Царства – особенно с учётом того, что, как это ни парадоксально, Его ищут даже неверующие.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва понять, что же такое Царство Божие. Не в своей превосходящей нынешнее разумение сути, которую в пределах этого мира постичь невозможно, а в том, чем оно является для человека. Домом. Царство Божие – это наш дом, наша истинная Родина. И именно там обретается наш Отец, творец и податель жизни. Но, если Царство Божие – это дом, то чем же тогда является та реальность, в которой мы сейчас обретаемся? Как явствует из Писания, таковая есть место нашей ссылки. Это место, в которое человек был изгнан. Не ушёл добровольно, как блудный сын из притчи Иисуса, а был изгнан. Кстати, о блудном сыне. Знаете, несмотря на все злоключения, его положение не было таким уж плохим. Прежде всего, он не ссорился с отцом – просто захотел по-жить в своё удовольствие. И пожил. А когда на смену удовольствиям пришли невзгоды, он вернулся. Захотел вернуться и вернулся. Адам же и Ева не имели желания уходить. Их изгнали, и, в отличие от блудного сына, вернуться они не могли. Сие изгнание было для них настолько страшно, что у их более чем отдалённых потомков память о нём жива до сих пор. До сих пор жива память об утраченном доме, где было хорошо, и где был Отец. За колоссальной давностью лет эта память смутная – скорее она ощущается, как тоска по утраченному совершенству. Но именно она побуждает искать Бога, искать утраченный дом, искать путь для возвращения в него, или, по крайней мере найти здесь, на этой земле, что-то похожее. Или нечто сходное создать. Но создать Царство Божие на земле невозможно, и даже найти что-то похожее на него нельзя. Просто в силу того, что мы живём в падшем мире. В частности, именно поэтому многие ищущие разочаровываются в Церкви – ведь они ищут в ней небесного совершенства, но не находят. И не понимают, что совершенства в Церкви нет и не может быть, потому что в падшем мире, в месте ссылки, изгнания, совершенства не может быть нигде. Здесь мы были и всегда будем изгнанниками, странниками и пришельцами. И только вернувшись домой, мы обретём всё то, по чему тосковали здесь.
«1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». Писание говорит нам о том, что мы вернёмся. 144.000 – фигуральное выражение типа «сорок сороков», великое множество. Т.е., Слово Божиие говорит о великом множестве людей, обретших свою истинную Родину, свой истинный дом. Они очень различны, но есть то, что их объединяет – печать Бога. Они отмечены этой печатью, как Его достояние. Так кто же они? Если посмотреть, что сказал Господь на эту тему, то будет видно, что это те, кто действительно искал Бога и хотел быть с Ним. Не случайно Иисус говорил, что верные должны прежде всего искать Царства Божия и Божией правды. Христос явил нам великую милость: посредством Голгофы Он открыл перед нами путь домой и сказал, что нужно делать, чтобы пройти его до конца, чтобы возвращение состоялось. Итак, что же такое спасение? Это благополучно завершившийся путь домой, это реализовавшаяся возможность туда вернуться.
Мир враждебен Христу, а потому пытается убедить нас в том, что никакого Царства Божия не существует, что наш дом здесь и принадлежим мы не Богу, а стране, в которой обретаемся; народу, с которым связаны этнической общностью и т.д. Мир был бы счастлив заставить нас забыть о нашей небесной отчизне, чтобы полностью подчинить нас себе. Поэтому и ломает верных так как может, побуждая отказаться от доверия Божьему Слову. А ломать он умеет хорошо. В своё время мне удалось ознакомиться с делом пастора Штрека, последнего довоенного настоятеля нашего прихода. Когда я читал протоколы допросов, то был поражён его показаниями. Создавалось впечатление, что человек стремится сам себя оговорить. А потом мне объяснили, что НКВД настолько преуспело в пытках и методах психологического давления, что человек просто не выдерживал. Мир умеет насильничать. Но ведь он преходящ, вот в чём дело. Он преходящ, а потому все наши страдания временны. Они временны, а вот дом Отца – вечен. Поэтому, что бы ни происходило вокруг, мы должны помнить об этом доме, и об Отце, Который ждёт нас, Своих верных. Ждёт, чтобы пребыть с нами вовеки.
В Послании к Евреям говорится: «Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими». Эти слова да будут напутствием для каждого из нас в грядущем году. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
26 Декабря 2021 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)
29 Декабря 2019 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)
30 Декабря 2018 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)
31 Декабря 2017 - Канун Нового года (Пастор Д. Лотов)
01 Января 2017 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)
27 Декабря 2015 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)
28 Декабря 2014 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)
29 Декабря 2013 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)
30 Декабря 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)
01 Января 2012 - 1 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)