МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Декабря 2021 года
4 воскресенье Адвента
Ин.5, 31-40
31. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38. и не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
Со времени Первого Пришествия прошло очень много лет. Однако до сих пор ведутся споры о личности Христа. Кем Он был? Да и был ли вообще? Вольнодумцы всех времён и мастей считали и до сих пор считают, что Иисус, как историческая личность, никогда не существовал. Среди же тех, кто соглашается с Его существованием, нет единства мнений. Если таковые просуммировать, а потом попытаться извлечь нечто вроде среднего арифметического, то получится примерно следующее: именовавший Себя Единосущным Отцу Сыном Божиим и Спасителем мира был либо самозванцем и аферистом, либо психически ненормальным, либо… тем, за кого Себя выдавал. Однако, в последнем случае одних только притязаний недостаточно. Они должны быть подтверждены несомненными, явными доказательствами. Но как их представить? «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно.» - и это точно так. Сам о себе ты можешь наговорить много чего, но совершенно необязательно, что сказанное соответствует реальности. Мне доводилось видеть человека, который представлялся в качестве губернатора Хабаровского края, но при этом ходил в сильно поношенных брюках и раздавал визитки, отпечатанные на пишущей машинке. Да и вообще любой аферист предпочитает скрываться под чужим именем и должностью. Однако, свидетельство об Иисусе исходило не только от Него Самого. О Нём свидетельствовал другой человек, пользовавшийся в Иудее колоссальным авторитетом. Как сказал об этом Сам Христос, «Есть другой, свидетельствующий обо Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует обо Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине». Однако, в глазах людей, не доверявших Господу, Иоанн, хотя и был великим человеком, но всё же только лишь человеком. А человек всегда может ошибиться и принять желаемое за действительное. Примечательно, что и сам Иоанн в какой-то момент начал испытывать сомнения в подлинности мессианства Христа, почему и прислал к Нему учеников с вопросом: «Ты ли тот, которого мы ждём или ждать нам другого?». Итак, человеческое свидетельство, от кого бы оно ни исходило, не может считаться непреложным. Поэтому особое значение приобретает свидетельство, исходившее уже не от человеков и представлявшее собою не слова, но цепь фактов. «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимы, свидетельствуют о том, что Отец послал Меня». Указанными делами были поистине удивительные события: изгнание бесов, умножение хлебов, претворение воды в вино, хождение по водам, исцеление больных и воскрешение умерших – в том числе воскрешение Лазаря, произведшее на очевидцев неизгладимое впечатление и ставшее одной из причин Господнего триумфа во время Входа в Иерусалим. Мог ли самозванец или возомнивший себя сыном Божиим ненормальный человек совершить нечто подобное? Однозначно нет.
Иисус из Назарета не был единственным претендентом на титул Мессии. Таковые находились как до, так и после Него. Но их мессианство длилось ровно до тех пор, пока не надлежало от слов переходить к делу. Например, не столь уж давно, в XVII веке, был весьма красноречивый проповедник – Шабтай Цви, который объявил себя вначале мессией, а потом вообще богом. Говорить он умел, поэтому многие уверовали в него. Но когда обнаружилось его бессилие в делах, т.е. когда выяснилось, что он не может ничего кроме как красиво нанизывать слова, вера в него угасла. Слова Христа, Его обетования подтверждались делами, которые творились на глазах у многочисленных свидетелей и были настолько невероятны, что поистине сложно понять, почему столь многие упорно не хотел признать Его тем, Кем Он, собственно говоря, и являлся. Шерлок Холмс говорил, что, отбросив гипотезы, не объясняющие всю совокупность фактов, мы получим истину, сколь бы невероятной таковая ни казалась. И, если исключить все варианты того, кем Христос не был, мы придём к единственной оставшейся всё объясняющей возможности – Он был единосущным Отцу Истинным Сыном Бога Живого, Мессией, Спасителем мира.
Свою Божественную сущность Господь являл не часто. Разумеется, Он был вынужден подтверждать делами Свои обетования, но всё же хотел, чтобы люди шли за Ним не под влиянием впечатления от чудес и знамений, но вследствие принятия Его Слова. Однако говоримое Им было настолько необычно, нетрадиционно, а то и просто шокирующее, что далеко не все принимали таковое. В какой-то момент даже некоторые ученики были настолько смущены Его речами, что предпочли отойти от Него. Хорошо, слова могут быть сложны для понимания. Но дела-то как раз очевидны! Однако многие не принимали и дел. Причём не то, чтобы просто отрицали их, но старались дать им самые неблаговидные объяснения – от су-масшествия Спасителя до обвинений в том, что Он творит чудеса силою бесовскою. Именно поэтому и сказал им Господь: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Невероятный парадокс. Одно из самых жгучих желаний человека – обретение вечной жизни, обретение бессмертия. Но когда пришёл имевший власть исполнить сие желание, то был отвергнут. И то самое нехотение, о котором Господь сказал 2000 лет назад, сохраняется вплоть до сегодняшнего дня - люди и сегодня не хотят придти ко Христу, ища истину где угодно, но только не там, где таковая содержится. Некоторое время назад евангельские повествования были исследованы американской полицией по системе проверки свидетельских показаний на подлинность. В результате они были признаны подлинными, т.е. описывающими отнюдь не вымышленные, но реальные события. Итак, даже чисто материалистические методы познания свидетельствуют об истинности сказанного в Писании. Но люди не хотят исследовать таковое, несмотря ни на какие доказательства. Почему? Может быть потому, что им не нужна содержащаяся в нём истина? Может быть, они настолько погрязли в материализме, что понятие вечности просто перестало для них существовать? Если так, то всё понятно. Удовольствия этого мира, достигаемые через путь лжи и нечестия вполне реальны. Немного изворотливости, сколько-то сделок с совестью – и всё в твоих руках. В то время как Царство Божие – это что-то донельзя туманное, непредставимое, непонятно когда наступающее, да ещё очень мешающее жить так, как хочется. Вот и получается то самое, о чём Господь сказал: «…вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Обратите внимание – это не предположение, а констатация факта. Это свидетельство об умонастроении, наличествующем до сих пор. Вот только мотивация разная. Иудеи не принимали слов и дел Христа, потому что свято веровали в слово Закона, хотя основательно исказили его. Но, тем не менее, держались за то, что полагали исходящим от Бога. И хотели как спасения, так и вечной жизни. А за что держаться люди сегодня? За пустоту. Потому что там, где нет Бога, там пусто. Но не надо думать, что сие относится только к тем, кто полагает себя неверующим. Потому что называть себя христианином и даже исполнять обряды ещё не значит придти ко Христу. Формальная церковность не спасает. Придти ко Христу – это значит полностью до-вериться Ему, жить в Его духе, нести миру Божию любовь и служить ближним так, как это делал Он. Не ради того, чтобы заработать милость, но просто потому, что жить иначе невозможно.
Когда ведётся большая игра, когда на кон поставлена крупная ставка, игроки предельно сосредоточены, потому что боятся проиграть, а, следовательно, упустить возможности, которые откроет перед ними выигрыш. Большая ставка, серьёзное отношение, боязнь за будущее… Сегодняшние люди слишком беспечны. Они не осознают величины ставок в той партии, которой является бытие каждого из них. Они не осознают, что на кон поставлено их собственное будущее, их собственное бессмертие, их собственная вечность. И если партия будет проиграна, она будет проиграна навсегда, без возможности отыграться. Каждый из нас играет свою партию, результат которой будет ясен при Втором Пришествии, в День Страшного Суда, о котором напоминает нам завершающееся на этой неделе время Адвента. Да не будет никто из нас проигравшим. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Подай, Господи, чтобы сии слова не относились ни к кому из нас. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
18 Декабря 2022 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
20 Декабря 2020 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
22 Декабря 2019 - 4-е Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
23 Декабря 2018 - 4 воскресенье Адвент (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2017 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
18 Декабря 2016 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
20 Декабря 2015 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
21 Декабря 2014 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
22 Декабря 2013 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
23 Декабря 2012 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
18 Декабря 2011 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)