МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Декабря 2016 года
4 воскресенье Адвента
Флп.4, 4-7
Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Сегодня мы вновь обращаемся к теме Второго Пришествия, о котором говорили во время предшествующих воскресений Адвента. В числе прочего мы говорили о том, что из-за неопределённости сроков и 2000 лет ожидания указанное Пришествие многими христианами уже не воспринимается всерьёз, став для них абстракцией, о которой говорят, но не придают особого значения. Но вот вопрос: кто эти многие? Для каких, собственно, христиан, понятие о Втором Пришествии стало абстракцией? Для христиан, вера которых слаба; христиан, для которых и Бог в значительной мере абстрактен, т.е. пребывает где-то далеко, так что, даже если они и бывают на богослужении, то всё равно дела повседневности для них значат куда больше, нежели вечность. Таких много, очень много, но количество не означает качества. Если большинство поддерживает какую-то идею, это ещё не значит, что идея правильная, поэтому нет ничего более глупого, нежели принцип демократического централизма. Но дело сейчас не в мнении большинства, а в том, каким образом появление на свет такого мнения вообще становится возможным. Ответ очень прост – всё зависит от того, как именно воспринимать Второе Пришествие: как отдалённое событие, не имеющее никакого отношения к настоящему или как нечто вполне современное? Стоп. Возможно ли воспринимать отдалённое событие как часть современности? Вполне. Особенно, если учесть, что Второе Пришествие не будет чем-то принципиально новым. Кому-то такая мысль может показаться дикой и даже еретической, но, тем не менее, это так. Второе Пришествие, когда бы оно ни произошло, будет не принципиально новым событием, а только лишь окончательным исполнением того, что существует уже сейчас. А что существует ныне? Господне присутствие, о котором сказал Павел в услышанном сегодня чтении из Послания к Филиппийцам: «Господь близко». Так вот, истинный Божий верный будет пребывать в Господнем присутствии не в некоем неопределённом будущем – он пребывает в нём уже здесь и сейчас. Павел пишет нам: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь». Источником радости, о которой говорит апостол, является ни что иное, как Божье присутствие, ощущение Его близости. Что же тут радостного? Это очень трудно объяснить словами, но ощущение близости Бога действительно приносит с собою радость – не экстатическое бурное ликование, а совершенно особенное чувство, которое Павел называет «мир Божий». Соприкосновение с Богом есть соприкосновение с любящим Отцом; соприкосновение с высшей истиной, которой можно проверить всё и понять, что правильно, а что нет; понять, что есть добро и что есть зло. Мы имеем возможность соприкосновения с Отцом, на Которого всегда можно полностью положиться, на Которого можно опереться, придти к Нему со своими проблемами и быть услышанными. Причём не просто быть услышанными, но и получить ответ. А «мир Божий» не только сообщает нам радость, но и изменяет восприятие окружающего, в том числе восприятие проблем, так что они предстают не такими неразрешимыми и катастрофичными, как возможно представлялись в начале. Соответственно, и решать их становится куда проще. И решаешь ты их не в отчаянии, а спокойном деловом настроении. Поэтому и говорит нам апостол: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».
Итак, наш Отец с нами. И если Его присутствие, Его близость уже сейчас, в столь несовершенном, неполном виде, может быть источником великой радости, то почему при Втором пришествии должно что-то измениться? Изменится только одно – мы станем намного ближе к Богу, наша близость к Нему обретёт ту полноту, которой ей не хватает сейчас. Соответственно, и причин для радости будет куда больше.
Второе Пришествие часто изображается как нечто страшное, и для многих оно действительно будет страшным. Для многих – но только не для истинных верных. Для них ничего страшного как раз не будет. Не случайно Сам Иисус, перечисляя признаки приближения Второго Пришествия, сказал, что когда ученики увидят всё это сбывающимся (а события должны быть очень грозные), то им надлежит поднять головы, потому что приближается их избавление. Таким образом, для настоящих верных Пришествие Господа есть событие радостное. Для всех же остальных оно действительно будет днём катастрофы, бедствия и ужаса.
Итак, Второе Пришествие не есть событие из неопределённо далёкого будущего. Всё, связанное с ним, с вечностью, со спасением будет решаться не в будущем – всё сие решается уже сейчас и здесь. Даже Страшный Суд – можно сказать, что он уже идёт, потому что на него мы предстанем такими, какими отошли от земли – время делания закончено, никаких изменений внести уже нельзя. Т.е. сейчас - в каждый день бытия - самой жизнью своей мы решаем своё оправдание или осуждение. Не в будущем, а именно сегодня мы решаем своё участие в вечности. Всё зависит от того, каково наше отношение к Богу, каковы наши отношения с Ним. Есть у нас вера, т.е. доверие? Идём мы по жизни с Ним или без Него? Хотим Его участия в своей жизни или нет? Является Он для нас источником мира и радости или нам безразлично, существует Он или нет?
Мы имеем полную свободу выбора. Однако, выбирая свой путь (а выбирать его приходится каждый день), следует помнить, что выбирается путь не только на сегодняшний день, но и путь в вечности. Потому что если сегодня ты пожелаешь быть без Бога, то завтра Бог пожелает быть без тебя. Но зачем быть без Бога? Чем так уж хороша жизнь без Него? Тем, что можно давать свободу своим порокам и дурным наклонностям? Но право же, это сомнительное преимущество, тем более, что любой порок в конце концов пресыщает и уже не доставляет никакой радости. Кроме того: если ты обходишься без Бога, то, соответственно, не можешь на Него опереться – приходится искать опоры в людях, а люди ненадёжны. Причём даже не потому, что обладают преднамеренным злым умыслом, а просто потому, что хрупки и непрочны. Вот как совсем недавно – органистка нашей общины накануне мессы упала, сломала руку и, соответственно, не могла исполнять своё служение. В этом мире всё тленно и преходяще, поэтому в нём трудно найти опору. Бог же вечен и неизменен – Его обетования не меняются и не зависят от земных условий. Поэтому, как поётся в лютеровском хорале Ein feste Burg ist unser Gott, дьявол может забрать у нас всё, но это ничего не изменит, потому что Божье Царство остаётся с нами. И никто из людей не в состоянии дать нам тот мир, о котором пишет Ап.Павел. Поэтому есть прямой смысл держаться за Бога, пребывать в общении с Ним, радоваться Его близости и «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
18 Декабря 2022 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
19 Декабря 2021 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
20 Декабря 2020 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
22 Декабря 2019 - 4-е Воскресенье Адвента (Пастор Е. Романенко)
23 Декабря 2018 - 4 воскресенье Адвент (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2017 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
20 Декабря 2015 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
21 Декабря 2014 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
22 Декабря 2013 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
23 Декабря 2012 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)
18 Декабря 2011 - 4 воскресенье Адвента (Пастор Д. Лотов)