МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Ноября 2021 года

3-е воскресенье от конца Церковного года


2 Фес. 2:1-12
1. Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2. не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
3. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
4. противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
5. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?
6. И ныне вы знаете, что́ не допускает открыться ему в свое время.
7. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
8. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего —
9. того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
10. и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
11. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,
12. да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

Дорогие братья и сестры,
Разрешите, я поделюсь с Вами одной историей из своей жизни, которая имеет непосредственное отношение к нашей сегодняшней теме. Я не могу сказать, что я рос в очень религиозной семье, однако, когда мне было 11 или 12 лет, я наткнулся в нашей семейной библиотеке на очень необычную книгу. Названия ее и автора я, разумеется, не помню, но содержание этой книги произвело на меня действительно страшное впечатление. Автор этой книги решил собрать воедино все пророчества т.н. “православных старцев” XIX-XX вв. о пришествии антихриста.

Насколько эти т.н. “пророчества” соответствуют православному вероучению я судить не берусь - все же я читал это очень давно, не помню всех деталей. Но я отчетливо помню, что автор рисовал совершенно страшные картины этого будущего пришествия антихриста - что это будет царство беззакония, что правление антихриста будет невероятно кровавым, а также что, согласно некоторым из этих “пророчеств”, антихрист придет к власти именно в нашей стране. И что самое страшное для меня, это пришествия антихриста должно было состояться на рубеже XX и XXI веков (а на дворе был, я так полагаю, 1996 или 1997 год).

Как я уже сказал, впечатление эта книга на меня произвела совершенно жуткое. Это был будто подписанный мне смертный приговор. После прочтения ее я реально стал бояться будущего и особенно я боялся наступления 2000 года. Я не могу сказать, что в то время я уже верил во Христа как своего Бога, Господа и Спасителя. Но я точно поверил в антихриста и его пришествие. И я этого пришествия действительно боялся.

Вообще, с такого рода апокалиптические настроения возникают нередко и не только в нашей стране. Сами по себе такие настроения - то есть ожидание скорого конца света и страшных событий, с ним связанных - тема очень интересная для исследования. Необычнее всего то, что такого рода настроения возникают не только в тяжелые времена (каковыми были для нашей страны 1990-е годы), но даже и во вполне благополучные времена.

Я уже рассказывал Вам про пастора Миллера и его сподвижников миллеритов, которые предсказывали начало конца времен в 1846 г. Можно вспомнить и более современные примеры - напр. т.н. “пензенских затворников”, которые в 2007-2008 гг. ушли под землю в ожидании конца света.

И, кстати, не следует думать, что такого рода апокалиптические ожидания и страшные пророчества характерны только для православной церкви. В США, например, есть особый род протестантских фундаменталистов, которые тоже верят не просто в скорое пришествие антихриста, а в то, что события, описанные в Книге Откровения если не уже происходят, то начнутся в самое ближайшее время. И каждый раз когда что-то значительное происходит на Ближнем Востоке, они сразу лезут в книгу Откровения или книгу Даниила и ищут стихи, с которыми можно было бы эти события связать.

Действительно, и книга Откровения, и услышанный нами сегодня отрывок из 1-го Фессалоникийцам говорят нам, что времена перед пришествием Христа будут не просто тяжелым, но даже страшным временем для Христовых верных. Как говорится, нам есть из за чего понервничать, есть чего опасаться: “Ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. (...) Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. (...) ...Пришествие [сына погибели] - говорит Апостол - по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения” (2 Фес 2:3-7, 9-10).

Этот текст описывает те самые события, которых я будучи ребенком так боялся: описывает пришествие антихриста. Сразу, однако, оговорюсь, что в этом тексте не все так кристально ясно, как нам хотелось бы. И для пророчеств, данных нам в Священном Писании это вполне характерно: когда говорится о конце времен очень многое в тексте говорится лишь намеками. Вот лишь несколько примеров такого рода намеков: Первое. Апостол говорит, что сын погибели сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога. Внимание, вопрос: какой храм здесь имеется ввиду? Иерусалимский храм? Во времена когда Павел писал свое послание, Иерусалимский храм еще вполне функционировал как культовый центр, но сейчас он уже почти две тысячи лет как разрушен. Означает ли это, что в конце времен нам следует ждать восстановления Иерусалимского храма? Многие православные державники-монархисты, а равно и протестантские фундаменталисты толкуют это место именно так - говорят, что это будет восстановление Иерусалимского храма. Но ведь под “храмом Божьим” здесь может иметься в виду и какое-то другое культовое здание или даже христианская церковь как собрание верующих (в конце концов, христиане в НЗ названы “храмом Божьим”, см: 1 Кор 3:16-17).

Или вот, например, тот самый “человек греха” - кто он? В разные времена предлагалось множество кандидатов на эту роль. Во времена Реформации, например, римо-католики считали, что здесь речь идет о Лютере. Лютер, а вслед за ним и многие лютеране, считали (а некоторые и до сих пор считают), что здесь речь идет если не о римском папе, то о папстве как институте. И честно говоря, когда я слышу некоторые заявления нынешнего папы Франциска - мне кажется, что и такое толкование имеет право на существование. Или, вот, например, во времена старообрядческого раскола у нас на Руси старообрядцы горячо спорили о том, кто же именно является антихристом: патриарх Никон или царь Алексей Михайлович. В общем, как видите, текст мало что говорит именно о самой персоне этого сына погибели, так что кого выбрать на эту роль - тут вариантов может быть множество.

Ну или вот, еще одна загадка: Апостол говорит, что тайна беззакония совершится только тогда, когда от нашего мира будет взят некий “удерживающий”. Вот кто этот удерживающий? В разные времена тоже предлагались разные варианты истолкования. Иоанн Златоуст, например, полагал, что здесь речь идет о Римской империи (т.е. Византийской, фактически). Лютер считал, что речь идет о Священной Римской империи - том самом государстве, в котором он жил. Кто-то считал, что эти слова относятся к Апостолу Павлу, кто-то - что к Архангелу Михаилу. Был и совсем экзотический вариант - что здесь речь идет об императоре Николае II. Но опять же, все, что у нас есть в тексте - одна маленькая строчка, так что мы можем строить какие угодно предположения. Мы все равно не заставим текст Священного Писания говорить больше того, что он нам говорит.

А вот что можно сказать точно на основании того отрывка, который в центре нашего внимания сегодня? А вот что:
Во-первых, последние времена будут временами великого отступления от Бога. И даже не просто отступления, а открытого отвержения всего, что имеет отношение к Богу, всего святого. И вот этот режим - максимального отвержения Бога, максимального богоотступничества - установит в нашем мире вполне конкретный человек. Да, это будет именно человек. Ни демон, ни злой дух, ни даже искусственный интеллект. Человек будет проводником зла в нашем мире.
Во-вторых, время господства этого человека греха будет для Христовых верных временем тяжких испытаний. Погибающих - то есть людей, не принявших Христа - сын погибели введет в обман, причем использовать при этом будет различные чудесные знамения. Как раз погибающие примут господство антихриста с радостью. 13-я глава книги Откровение - та самая, где сказано о знаменитом “числе зверя” - говорит нам о том, что антихристу дано будет воевать с Божьими святыми и победить их (Откр 13:7). А уже позже Иоанн Богослов свидетельствует, что не принявшие господство антихриста и отказавшиеся оказать ему поклонение (а поклонение подобает только Богу!) будут убиты. Те же, кто не принял на себя знака антихриста не смогут “ни покупать, ни продавать” (Откр 13:7) - т.е. фактически будут выдавлены из общественной жизни. Именно такие, а иногда и более жуткие картины господства человека греха рисует нам Книга Откровения.
Словом, это будет действительное и воплощенное царство тьмы, царство зла. Страшно? Действительно страшно. Но, дорогие братья и сестры, если мы позволим этому страху парализовать нас, мы совершим ту же ошибку, которую я совершил будучи ребенком и прочитав книгу об антихристе.

Один мой приятель в пылу межконфессионального спора с православными однажды сказал: “Если бы Вы, православные, говорили и писали о Христе столько же, сколько вы говорите и пишите об Антихристе - у Вас было бы совершенно другое православие”. И я считаю, это относится ко всем христианам, не только к православным. Нас парализуют жуткие картины в Книге Откровение, так что мы склонны сосредотачиваться именно на пришествии антихриста. Мы склонны бояться и все гадать, когда же оно будет. А сосредоточиться надо на другом - на Втором Пришествии Христа.

Потому что этого беззаконника - говорит Павел во 2 Фес - “Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего” (2 Фес 2:8). В конце времен Христовым верным будет неимоверно трудно, будет страшно. Будут все шансы расстаться со своим имуществом, здоровьем или даже жизнью. Но в конце времен Победителем будет именно Христос, а не антихрист. И Христовы Верные - те самые его святые - будут победителями вместе с ним. А поэтому Христовым верным следует запастись терпением и мужеством. Как сказал Господь в той же книге Откровение: “Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни” (Откр 2:10).

И между прочим, дорогие братья и сестры, хочу напомнить еще одну любопытную деталь: в Книге Откровение (Откр 13:5) дан точный срок власти антихриста на земле - 42 месяца. То есть три с половиной года. О чем это нам говорит? А говорит это о том, что каким бы страшным не было пришествие антихриста, оно - не более, чем эпизод во вселенской истории Спасения. Власть зла будет страшной, но она будет временной. И что самое главное, это страшное время власти сына погибели - не более, чем этап на пути к Божьему Царству. Этап на пути к победе Христа над антихристом и его приспешниками. На пути к Новому Небу и Новой Земле, на пути к Небесному Иерусалиму, о которых говорит Иоанн Богослов (Откр 21-22).

Дорогие братья и сестры, “последнее время” (1Ин 2:18) будет для Христовых верных временем великих испытаний. Нам как минимум не следует об этом забывать. Да, если не считать пандемии Covid-19, сейчас мы с Вами живем сравнительно спокойной жизнью. Но если мы выйдем из круга нашей обыденной жизни и посмотрим на чуть более широкую картину - мы увидим, что тьма уже сгущается. Я не утверждаю, что мы живем именно во времена пришествия антихриста, но есть очень тревожные знаки, на которые стоит обратить внимание. Безверие, беззаконие, прямое сопротивление Богу и тому порядку, которые Он установил для Своего Творения - в некоторых странах является уже нормой. В других странах за исповедание Христа вполне можно лишиться имущества, здоровья и даже жизни. Пример иранок Мариам Роштампур и Мерзие Амирзаде, о которых я не так давно рассказывал, напоминает нам как раз об этом. Наконец, современные технологии позволяют наблюдать за человеком и отслеживать каждый шаг его жизни. Я отнюдь не утверждаю, что современные технологии являются злом сами по себе, но если вдруг некий правитель захочет “выдавить” из общественной жизни ту или иную группу людей - такие технологии могут стать для него неплохим подспорьем.

Одним словом, пусть нас не обманывает наша нынешняя и сравнительно спокойная жизнь. На самом деле быть христианином означает каждодневно быть участником великой битвы добра и зла. А быть участником битвы это как минимум не комфортно. Но в этой битве есть Тот, кто нас ведет и укрепляет: наш Господь Иисус Христос, принявший на себя грехи мира - а значит и грехи каждого из нас - на Голгофском Кресте. И всякий, кто уверует в Него - не погибнет, но будет иметь Вечную Жизнь (Ин 3:16). В предстоящих нам испытаниях, будь это какие-то жизненные испытания, или испытания Конца Времен (о которых говорит Павел во 2 Фес и Иоанн в Книге Откровение) - именно Христос будет нашей опорой и именно Христос в конце концов приведет нас к победе. И поскольку именно Христос - наша опора и наша твердыня, нужно держаться за эту твердыню всеми силами. А значит, ни в коем случае нельзя пренебрегать молитвой, чтением Божьего Слова, Святым Таинством - то есть тем, что позволяет нам быть в Общении со Христом. Так давайте сосредоточимся именно на Христе и Его Втором Пришествии, потому что страшные испытаний Конца Времен, какими бы страшными они ни были - все же временны. А Христос - Вечен.

Ну что же, какие мы можем сделать выводы? И 2-е послание Фессалоникийцам и книга Откровение говорят нам о том, что для Христовых верных Последнее Время будет временем испытаний. В том числе и потому, что это время пришествия антихриста будет временем максимального богоотступничества, максимальной власти зла. Нам не следует забывать об этом, следует держать этот факт в уме.

Однако, если мы сосредотачиваемся скорее на испытаниях и скорее на пришествии того самого человека греха и сына погибели - страх и отчаяние вполне могут парализовать нашу волю. Мы совершим ту же ошибку, которую я совершил в юности - все наши мысли будет занимать именно антихрист. А мысли христианина должен занимать не антихрист, а Христос, Его Второе Пришествие и Его победа над антихристом. Писание свидетельствует нам об испытаниях последнего времени, но все эти испытания, какими бы страшными они ни были - не более, чем эпизод в Истории Спасения, не более чем этап на пути к Новому Небу и Новой Земле, к новой жизни в Вечности со Христом. “Беззаконника - говорит Апостол - Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего”. Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

12 Ноября 2023 - 3-е воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
06 Ноября 2022 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
08 Ноября 2020 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2019 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
11 Ноября 2018 - 3-е Воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
12 Ноября 2017 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2016 - Третье воскресенье от конца церковного года (Пастор  Д. Лотов)
08 Ноября 2015 - Будем и дальше едины во Христе. Проповедь на З-е воскресенье от конца Церковного года. (Пастор  Г. Азиков)
09 Ноября 2014 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2013 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
09 Ноября 2008 - Третье воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)