МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Ноября 2019 года

Drittletzter Sonntag


Амос 5, 18-20
18. Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет,
19. то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его.
20. Разве день Господень не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нем сияния.

В середине VIII столетия до Рождества Христова Северное Израильское царство было богатым, стабильным и благополучным государством. Земледелие находилось на высоком уровне, ремёсла процветали, торговля приносила хороший доход. Разумеется, не всё было идеально. Тем не менее, граждане стабильного процветающего государства чувствуют себя иначе, чем жители страны, терзаемой экономическими неурядицами и угрозами врагов, потому что имеют уверенность в будущем. На чём зиждилась сия уверенность? На убеждённости в том, что народ находится под Вышним покровительством. Благосостояние государства обеспечивается благословением Бога, Который не допустит, чтобы с Его народом случилось что-нибудь недолжное. И вот однажды, на фоне всей этой идиллии совершенно неожиданно и неизвестно откуда появляется Амос – пророк, возвещающий нечто не только неприятное, но и страшное. Собственно говоря, он не произносит ни одного благого слова, а только лишь обличает, предостерегает, призывает к покаянию. Но, что самое ужасное, он говорит о гневе Божием – о гневе того самого Бога, в милости Которого все были так уверены! Он говорит о том, что чаша этого гнева уже полна, и, если люди не одумаются, то произойдёт катастрофа. «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он – тьма, а не свет…». Слова пророка разрушают ощущение благополучия и стабильности, они лишают уверенности в будущем. Не удивительно, что люди, услышавшие эти проповеди, пребывают в шоке. Но самое главное происходит дальше. Амоса слышали многие, в том числе и священники, служители Господа. Казалось бы, именно они должны в первую очередь убояться и исполнить то, к чему призывает пророк – ведь его устами говорит тот самый Бог, Которому они служат. Но разве кто-нибудь из них покаялся? Ничуть. Наоборот, именно священники приняли меры к тому, чтобы заставить пророка замолчать. Хорошо, что до убийства не дошло – его попросту прогнали. Впрочем, Пророк этим не возмущается. Его задача – возвестить Слово Господне, он её выполнил. А дальше люди должны сделать свой выбор, т.е. принять это Слово или отвернуть его. Поэтому Амос не задерживается. Возвестив то, что повелел ему Господь, он исчезает столь же внезапно, как и появился, предоставив людям решать свою судьбу самостоятельно. И люди делают свой выбор. Речи пророка предаются забвению, и всё продолжается по-прежнему. Правда, не слишком долго. Не проходит и ста лет, как предречённое исполняется: происходит национальная катастрофа, вследствие которой государство и народ перестают существовать – на освободившейся территории утверждается новая этническая общность - самаряне.

Почти 3000 лет отделяют нас от этих событий. Казалось бы, какое нам до них может быть дело? Однако прав Экклезиаст, когда говорит: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». На чём зиждилась уверенность в будущем жителей Северного Израильского царства? На уверенности в милости Божией. Современные христиане, в особенности принадлежащие к протестантским исповеданиям, также уверены в ней. А откуда, собственно, такая уверенность? Ну как же – мы же все знаем, что милость Божия даётся как дар, без каких-либо заслуг с нашей стороны. Что ж, если она даётся даром, то действительно не о чем беспокоиться – ведь и так всё дадут. И вот, во время Большой Церковной молитвы, а равно как и во время Молитвы Господней, и в пении хоралов мы просим Господа о Пришествии, о том, чтобы пришло Его Царство. Иными словами, мы просим о том, чтобы приблизился День Господень. Со страстным желанием, со слабым желанием или вообще с безразличием, но просим. А теперь давайте представим себе, что завтра, а может быть даже сегодня вечером наша просьба будет ис-полнена, и Господь действительно придёт. С чем в этом случае мы предстанем перед Ним? Например, с грехами, в которых не покаялись даже формально, потому что ничуть не сожалеем о них. Мы предстанем перед Ним со злом, совершив которое, никогда не пытались хоть как-то исправить таковое. Мы размахиваем лозунгами Реформации и кричим: «Только Вера! Спасение по вере!». Да, спасение по вере, но только где она, эта вера? Мы действительно имеем по отношению к Богу абсолютное доверие? Мы действительно настолько захвачены крестом Голгофы, что отреклись себя и вверили Христу всю свою жизнь? Чью волю мы творим в повседневности – Божию или свою собственную? Так с чем предстанем перед Господом и что скажем Ему?

Люди средневековья при всей своей грубости, при всей приверженности суевериям и весьма странным обычаям, прекрасно сознавали своё недостоинство и свою вину перед Господом, трепетали при мысли о Дне Господнем и искренне каялись в своих прегрешениях. Не случайно Лютер написал, что покаяние есть процесс, длящийся на протяжении всей жизни христианина. Сегодня, с высоты достижений цивилизации и технического прогресса мы смотрим на людей того времени с пренебрежением, позволяем себе судить и осуждать их. Мы поднимаем насмех тех, кто в XVI столетии покупал индульгенции, но почему-то не думаем о том, что, как говорилось в прошлое воскресенье, люди покупали эти разрешительные грамоты именно потому, что по-настоящему боялись Божьего гнева. Мы не покупаем индульгенций, потому что, постигая Слово Божие, понимаем их бессмысленность. Но, увы, страха Божия в нас тоже нет. Мы – как и жители Северного Израильского царства – стали слишком уверены в себе и потому спокойно призываем день Господень, не думая о том, чем таковой может стать лично для нас. «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он – тьма, а не свет … он тьма, и нет в нём сияния».

Завершается ещё один Церковный год, а вместе с ним ещё один год нашего бытия. Сколько ещё времени отпущено нам? Обычно, когда мы встречаем новый год, то не сомневаемся, что пройдём его до конца. Может быть, так и случится, но это только одна из возможностей, а отнюдь не непреложность. Что из этого следует? Что не надо ничего откладывать на потом. Потому что даже если в следующем году не произойдёт Второго Пришествия, то в любой день Господь может отозвать от мира любого из нас. Поэтому следует торопиться пересмотреть свою жизнь, причём в первую очередь пересмотреть своё отношение ко Христу и свои отношения с Ним. Ради чего? Ради того, чтобы исключить из этих отношений всякую формальность; ради того, чтобы наша вера была не пустословием, но реальным доверием Христу, побуждающим сверять с Его волей не только каждое деяние, но и каждое намерение. Нам стоит пересмотреть свои отношения со Христом с тем, чтобы общение с Ним и Его Слово стали для нас основой, определяющей бытие не только в великом, но и в малом. Нам стоит пересмотреть своё отношение к Слову Божию, дабы исключить из своего отношения к нему любое легкомыслие и не позволять себе легковесного подхода к серьёзным сущностям, в том числе и ко Дню Господню. Писание говорит об этом дне, как о событии, приводящем в молчание и трепет своей грандиозностью, превосходящей все земные реалии. Господь грядёт к нам. Грядёт ради подведения итогов нынешнего мира, ради суда над ним. Для отвергших истину, для формально веровавших, исповедовавших Господа устами, но не сердцем, День Его Пришествия будет воистину страшен. Таковых будет очень много. Подавляющее большинство. Однако, это не основание для того, чтобы присоединяться к ним. В наших силах и в нашей власти избрать путь пребывания во Христе, путь искренней нелицемерной веры. Этот путь труден и тернист, на нём надо немало потрудиться, но только лишь он способен привести к тому, что День Господень станет не мраком и ужасом, а освобождением, открывающим полный доступ к свету вечности. Поэтому будем молить Господа о том, чтобы Он укрепил нас в наших намерениях, и через действие Святого Духа помог реализовать их, дабы уже в этом мире мы стали сопричастниками Небесного Царства, и, когда в свой час оно придёт в силе и славе, вошли в него, обретя воскресение и жизнь будущего века! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 10.11.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

12 Ноября 2023 - 3-е воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
06 Ноября 2022 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
07 Ноября 2021 - 3-е воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
08 Ноября 2020 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
11 Ноября 2018 - 3-е Воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Е. Романенко)
12 Ноября 2017 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2016 - Третье воскресенье от конца церковного года (Пастор  Д. Лотов)
08 Ноября 2015 - Будем и дальше едины во Христе. Проповедь на З-е воскресенье от конца Церковного года. (Пастор  Г. Азиков)
09 Ноября 2014 - Воскресенье, третье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
10 Ноября 2013 - Drittletzter Sonntag (Пастор  Д. Лотов)
09 Ноября 2008 - Третье воскресенье от конца Церковного года (Пастор  Д. Лотов)