МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Ноября 2008 года

Третье воскресенье от конца Церковного года


1 Фес.5, 1-6 (7-11)

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы – бодрствуем ли или спим – жили вместе с Ним. Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Близится к концу Церковный год. Ещё два воскресенья, и, отпраздновав день поминовения усопших, мы войдём во время Адвента. Церковный год близится к концу, и мы совершенно точно знаем время его окончания. Это даёт нам возможность надлежащим образом приготовиться прежде всего к знаменующему его завершение Дню поминовения, а также к освящению нашего собора, каковое должно совершиться в первое воскресенье Адвента. Мы знаем, когда всё сие произойдёт, и можем приготовиться, исходя из конкретной даты предстоящих событий. Но есть моменты, о датах совершения которых мы не знаем и не сможем узнать до тех пор, пока таковые не станут реальностью. Это день собственной кончины и день Второго Пришествия, который св.Павел, в соответствии с Библейской традицией, именует «День Господень». Сии два момента очень схожи между собой. Схожи не только неожиданностью, непредсказуемостью, но и тем, что означают встречу со Христом. А встреча со Христом означает окончательный итог земного бытия и последующий суд. Что такое Суд Божий – соревнование между обвинителем и защитником, рассмотрение всех «за» и «против»? Никоим образом. Суд Божий – эта оценка состояния души, степени её проникнутости светом Царствия Божия, её совместимости с этим Царством. А такая проникнутость и совместимость – это отнюдь не то, что можно обрести за одну минуту. Именно поэтому неожиданность Второго Пришествия (равно как и неожиданность кончины) побуждает нас к совершенно особому образу жизни, в котором к каждому дню надо относиться как к последнему, ничего не оставляя «на потом». Ведь этого «потом» может просто не быть. Жить так весьма и весьма непросто. Хотя бы потому, что сам по себе человек ленив и, когда для этого есть хоть малейшая возможность, с удовольствием бездельничает. Но кто сказал, что быть христианином – это просто? В некоторых христианских исповеданиях любят поговорить о том, что нам ничего не нужно делать для спасения, потому что мы уже спасены, потому что нам всё уже прощено. Соответственно и жизнь в таком контексте выглядит радостно, как пикник на природе в хорошую погоду. Но это заблуждение, потому что пока мы ещё НЕ спасены. Пока что, через крещение и участие в народе Божием, мы имеем шанс на спасение. Но иметь шанс вовсе не означает иметь гарантию. Именно поэтому христианство – не пикник и не увеселительная прогулка, но постоянная борьба с самим собой, с собственной порочностью и греховностью. Когда человек неправ, он ищет виновника своей неправоты и с этой целью тщательно перебирает своих ближних, стремясь сделать кого-то из них козлом отпущения по принципу «я неправ, я согрешил, но не я в этом виноват, а тот, кто меня подставил, кто меня спровоцировал». Христианин ищет источник греха прежде всего в самом себе. Это тяжело. Это мучительно. Этого не хочется делать. Именно поэтому Писание определяет путь спасения, как узкий путь, которым идут немногие. А мы идём?

«…вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба … и не избегнут». Человек стремится к комфортному житию. Именно на увеличение этой комфортности нацелены усилия цивилизации, и чем более развито общество, тем большим уровнем комфортности пользуются его граждане. У этой комфортности есть одно нехорошее свойство – она засасывает, как болото. Чем больше ты имеешь, тем меньше тебе хочется с этим расставаться. Поэтому люди оберегают себя, сознательно отсекая всё то, что может потревожить их. Они сознательно затыкают все щели, сквозь которые в тёплую атмосферу их бытия может проникнуть холодный ветер неприятностей. Соответственно, они предпочитают слушать не то, что происходит на самом деле, а то, что им хочется слышать. Говорящий приятное принимается с радостью, говорящий неприятное изгоняется, причём даже в том случае, если будет абсолютно прав. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить пророка Иеремию, который, возвещая гнев Господень, терпел от своих соплеменников поношения и всевозможные злоключения, хотя его предсказания исполнялись. Удивительным образом наши современники очень похожи на современников Иеремии, жившего в VIII столетии до Рождества Христова. Люди Средневековья, когда им говорили об их согрешениях, стремились тем или иным способом искупить содеянное. Именно поэтому они исполняли суровые эпитимии, иногда длившиеся много лет. Именно поэтому на дорогах Средневековой Европы можно было встретить многолюдные процессии флагеллантов - людей, занимавшихся покаянным самобичеванием. Суровое покаяние не было чем-то необычным – оно было массовым явлением, потому что верующие боялись гнева Божия и старались тем или иным способом отвратить таковой. Хорошо они это делали или плохо, правильно или неправильно – это уже другой вопрос. Главное, что для них гнев Божий был весьма значимым фактором бытия. Сегодня всё по-другому. Божество нынешнего дня – комфортность. Поэтому люди не хотят, чтобы им говорили о греховности, они не хотят думать о гневе Божием. В наше время успешно борются с греховностью не посредством покаяния и веры, а посредством уничтожения самого понятия о грехе. Как лучше всего защитить тот или иной биологический вид от вымирания? Истребить его, потому что с его исчезновением некому будет и вымирать. Сегодня людей примиряют с грехом, говоря им, что ничего страшного они не делают; что всё, что естественно, то не стыдно; что Господь так всех нас любит, что мы уже заранее прощены и спасены, поэтому можно спокойно жить как живётся, ничего не боясь и пребывая в бодром оптимизме. Когда я бываю на пасторских конференциях, то весьма часто сталкиваюсь с такой позицией. Поэтому нет ничего удивительного в том, что церкви пустеют или в том, что Таинство Причащения совершается очень редко. А зачем, собственно, ходить в церковь и причащаться, если всё и так хорошо? Господь нас любит, все наши глупости заранее прощены, поэтому нет необходимости ни в покаянии, ни в очищающей и вдохновляющей благодати Божией, нисходящей к нам через молитву, Таинство, общение святых. Всё хорошо и мы можем жить спокойно, воистину не заботясь о завтрашнем дне. Сладкий самообман, сладкий сон, в котором так хорошо пребывать. Но сколь внезапным и страшным будет пробуждение… Сколь страшным будет увидеть не сентиментально-благостного Иисуса, о Котором сейчас так любят говорить, но Христа в славе небесной – того Христа, Которого увидел Апостол Иоанн во время явленного ему откровения! Какой ужас предстоит пережить спящему, когда он будет разбужен и со всей отчётливостью осознает: во-первых, как он заблуждался, а во-вторых, что исправить уже ничего нельзя, потому что время делания прошло. Так может быть, не стоит спать? Собственно, именно к этому и призывает верных св.Павел: «Итак, не будем спать, но будем бодрствовать и трезвиться.».

Мы любим идеализировать древнюю Церковь, мы с почтением взираем на братьев апостольского времени и почитаем их как некий идеал. Но, между тем, нам – ныне живущим - приходится намного труднее. Апостольское время было пронизано напряжённым ожиданием Второго Пришествия. Люди были искренне убеждены в том, что таковое вот-вот произойдёт, а потому трезвились и бодрствовали. Я даже не уверен, что их следовало к этому специально призывать. Что же до нас, то мы живём после двадцати столетий ожидания, когда первоначальная напряжённость давно исчезла. Мы живём во время, когда массовыми стали даже не лжеучения, но откровенное безверие. Мы живём во время, когда самые условия бытия фундаментально изменились. Именно поэтому нам приходится намного труднее. Но тем величественнее стоящая перед нами задача – сохранить себя, сохранит своё доверие Христу и упование на Него; сохранить всё сие, дабы не погибнуть, но обрести жизнь. И, соответственно, тем больше мы нуждаемся в укрепляющей и поддерживающей благодати Божией которую призваны не только получать, но и передавать ближним. Именно поэтому Апостол пишет: «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете».

Дорогу осилит идущий. Но идти вместе проще, чем в одиночку. Поэтому будем высоко ценить дарованную нам возможность пребывать в общине, в которой мы можем взаимно поддерживать друг друга, вместе молиться и приобщаться Святых Тайн. Только в совместном делании мы сможем противостоять духу времени. Только в совместном делании мы можем не дать себя усыпить, но пребыть в бодрствовании и в готовности в любой день своей жизни предстать перед Господом. Предстать не со страхом, но с великой радостью, дабы участвовать в исполнении великих обетований Нового Завета. «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа…». Аминь.