МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Февраля 2019 года
5-е воскресенье после Богоявления
Дорогие братья и сестры,
В городе Уичито Фоллз (штат Техас) уже много лет стоит очень необычное здание, ставшее местной достопримечательностью - здание Ньюби-Макмаона. У этого здания очень интересная история. Настолько интересная, что этот небольшой дом, всего около 12 м. в высоту, даже попал в туристические путеводители как «самый маленький небоскреб в мире».
Изначально городские власти, которые в 1912 г. выделяли средства на строительство здания, планировали, что это будет полноценный небоскреб, деловой центр высотой не меньше 150 метров. Однако, высота здания, которое получилось в итоге – всего лишь около 12 метров. Почему? Да потому, что заказчики, когда утверждали чертежи будущего здания, не заметили, что хитрый инженер по фамилии Макмаон, который его проектировал, указал в качестве основной единицы измерения чертежа не футы (около 30 см.), а в дюймы (ок. 2,5 см.). А деньги этому жулику были выплачены исходя из высоты здания в футах.
И надо отдать ему должное – хитрый Макмаон честно выполнил все свои обязательства по договору, построил-таки это несчастное здание. Просто в итоге высота этого здания получилась почти в десять раз меньше, чем планировалось.
Какова мораль этой истории? Архитектурный проект может быть выполнен безупречно. Но если допущена ошибка или неточность в самом главном (например, в единицах измерений) – заказчику это дорого обойдется!
То же и в других областях человеческой деятельности. Например, в логике неверные исходные посылки скорее всего дадут неверный результат, даже если силлогизмы выстроены безупречно. Корабль может идти на всех парах, иметь прекрасного храброго капитана и опытную команду. Но если курс проложен неправильно – такой корабль не достигнет пункта назначения.
Все эти примеры показывают нам, что если еще на стадии планирования, на стадии разработки, а лучше сказать – в самом начале дела, еще когда мы его обдумываем - допущена ошибка в самом главном – в результате не получится ничего хорошего.
Вот именно об этом Господь хочет напомнить непокорным иудеям устами пророка Исайи, который говорит им: «Горе непокорным сынам, (…) которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием» (Ис 30:1-3).
Сказано это вот по какому поводу: на дворе VIII до н.э., в Египте воцаряется новый фараон - Шабака. И вот, Езекия, тогдашний царь иудеев, решает просить помощи у египтян - вступить с ними в союз, чтобы восстать против Ассирии, которая на тот момент уже завоевала Северное Царство. И с этой целью Езекия и его советники отправляют в Египет послов с богатыми дарами.
Вероятно, Езекия и его свита все хорошо обдумали. Взвесили все за и против, учли расстановку политических и военных сил. Однако, кое-чего они все же не учли. И чего же они не учли, чего же не учли?… Ах да! Мнения по этому вопросу Самого Господа, Самого Бога.
То, что я сейчас сказал, может показаться неудачной шуткой, но только вдумайтесь в абсурдность этой ситуации! Иудеи – народ Божий. Народ, который Сам Бог избрал в наследие Себе (Пс 32:12). Так вот, не чудо ли, что этот народ в лице своих политических лидеров все обдумывает, принимает во внимание множество разных факторов… А вот на Божью Волю не обращает внимания? Как будто Воля Самого Творца неба и земли - это так, несущественная мелочь…
Разве это не тот самый случай, когда допущена ошибка в самом главном? А пренебрежение волей Самого Всемогущего Бога это, можно сказать, всем ошибкам ошибка! И как мы с вами уже видели из приведенных примеров, если допущена такая ошибка – в результате можно не ждать ничего хорошего.
Потому и итог исход этой военной кампании, предупреждает Исаия, будет плачевным: «…не вопросив уст Моих, (они) идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием. (…) Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их – сидеть спокойно» (Ис 30:2-3, 7).
Итак, еще в самом начале этого военной кампании иудейский народ в лице Езекии и его свиты допустил страшную ошибку. По слову Исайи, они не вопросили Уст Господа, не прислушались к Воле Самого Бога, возвещенной через Его пророка. А что будет, если Волей Бога пренебрегать – думаю, нет нужды комментировать. Как хорошо сказано в Пс 126 (ст. 1): «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его».
Однако, вот еще на что следует обратить внимание в этом отрывке: в самом начале Исаия говорит, что иудеи, действуя таким образом, т.е. игнорируя Волю Божью, «прилагают грех ко греху». Как понимать эти слова?
Вот такую мысль я встречал у многих христианских богословов и апологетов: сущность греха – не столько в том, что человек нарушает те или иные Божьи установления, сколько прежде всего в том, что человек пытается быть независимым от Бога. Например, по определению блаженного Августина, человеческое существо после грехопадения можно описать так: «incurvatus in se» - «замкнувшийся на себе». Такой человек ориентируется исключительно на свои силы, свои соображения. Вот именно против такой «само-замкнутости» и предостерегает иудеев Исаия. И это суровое предупреждение не только для них, но и для нас – современных христиан.
Такая само-замкнутость, зацикленность на самом себе, очень опасна. И одну из причин, по которой она так опасна, пророк раскрывает далее, когда говорит о непокорном народе: «… это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева» (Ис 30:9-11).
Вот так пророк характеризует непокорный народ, замкнувшийся в себе: они предпочитают слушать не неудобную правду, но приятные измышления. Господним пророкам, если те предсказывают что-то им неприятное, они говорят: «перестаньте провидеть». Или: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное».
Это все равно как если бы капитан корабля который на полном ходу идет неправильным курсом выслушивал не конструктивного критика, предупреждающего его, что курс проложен неправильно, а какого-нибудь подхалима, который делает капитану постоянные комплименты: как мастерски капитан управляет судном, как быстро и точно оценивает ситуацию в море, наконец, как блестят пуговицы его кителя и т.д.
Так вот, пророк предупреждает свой народ, что именно такой подход и обернется для народа катастрофой. И что самое страшное, такая катастрофа может произойти внезапно, совершенно неожиданно: «Посему так говорит Святой Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то: то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение» (Ис 30:12-13).
Пренебрежение Божьей Волей, пренебрежение Божьим Словом, наконец, нежелание слушать тех, кто тебя обличает, замкнутость на себе и своих представлениях – все это, предупреждает пророк, в конечном итоге приведет народ к катастрофе.
Ну что же, это предупреждение действительно суровое. И, как я уже сказал, это предупреждение не только для иудеев VIII в. до н.э., но и для нас – современных христиан. Пренебрежение Божьей Волей и Божьим Словом никогда не приведет никого из Его верных ни к чему хорошему.
Ну что же, мы поняли, как поступать не следует. Однако, что же нам следует делать? Как следует поступать?
Исходя из того, что говорит Исаия, ответ вполне очевиден: познавать Божью Волю. Тщательно исследовать Божье Слово, вникать в то, что в нем сказано. И на основании того что сказано в нем - обдумывать все свои дела и исправлять свой жизненный путь.
Чтобы не повторять ошибки непокорных иудеев, которые, по выражению Исайи, «заключают союзы, но не по Духу [Господню]» следует перед каждым действительно важным делом в своей жизни задать себе вопрос: «а что об этом думает Господь?».
Хотя я понимаю, что найти ответ на этот вопрос не всегда так уж просто. Кто-то станет искать ответ в Священном Писании, и это правильный путь. Кто-то может начать искать ответ в церковных преданиях, что, на мой взгляд, сомнительно. Кто-то – вообще в собственном внутреннем мистическом опыте, что, на мой взгляд, опасно. Однако, уже сам факт того, что христианин задает себе такой вопрос – показывает, что он серьезно относится к своей духовной жизни.
И, если вернуться к тому, что говорит иудеям Исайя, есть очень веские причины, для того, чтобы так поступать. Потому что в последнем стихе того отрывка, который мы с Вами сегодня услышали, Господь через пророка не столько дает какие-то конкретные пошаговые инструкции, сколько раскрывает Свое намерение в отношении заблудшего народа: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!» (Ис 30:18).
В одной из деловых книг я встречал такую интересную максиму: нужно отказываться от неверных стратегий. Отказ от неверной стратегии - не признак слабости, но признак силы. Проще говоря, если ты понял, что дорога, которой ты идешь – неправильная, нужно уйти с этой дороги и уйти как можно скорее. И это признак именно силы, а не слабости.
Вот именно об этом и идет речь в последнем стихе нашего отрывка: Сам Бог через пророка говорит иудеям, что они идут неправильным путем. Бог – говорит Исаия – обличает, т.е. указывает своим непокорным сынам на то, что путь, которым они идут, ведет их к катастрофе. Но это обличение имеет конкретную цель: чтобы непокорные дети свернули с этого пути как можно скорее. «Господь – говорит пророк – медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы сжалиться над вами». То есть, мы видим, что задача Бога – не погубить, но исправить и спасти.
Если бы Бог попустил рядом с собой сосуществовать греху – он не был бы Богом Святости и Богом Справедливости. Но если бы Бог поставил перед собой задачу погубить грешника, а не исправить его – он не был бы Богом Любви. Мы знаем, что Бог хочет нас спасти. Ведь Сам Единородный Сын Божий взошел на крест и принял на себя грехи каждого из нас. И мы верим, что по благодати, т.е. по Божьей милости, мы спасены через веру. И что это – Божий дар.
Однако, неверно полагать, что Бог, спасая нас, попускает нам оставаться в том же греховном состоянии, в котором мы жили до покаяния и обретения веры (и в котором мы, к сожалению, во многом, живем и по сей день). Неверно полагать, что Бог не будет, так сказать, «работать» с нами, обличая и наставляя нас на нашем пути спасения.
Как очень хорошо сказано об этом в Пс 138 (23-24): «Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои; и зри (т.е. смотри), не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».
Слова Исайи показывают нам, что вот такая ревизия – оценка на основании Божьего Слова и Божьей Воли наших дел, наших путей, наших жизненных стратегий – есть важнейшая вещь в нашей христианской жизни. Любовь Бога заключается и в том, что Он не хочет, чтобы мы шли ошибочным путем. Возвращаясь к примеру, который я привел в начале проповеди: если уж наш корабль действительно идет неправильным курсом, Господь хочет, чтобы мы осознали это как можно скорее. И как можно скорее направили наш корабль правильным курсом. Или, если мы вдруг строим наш дом используя неправильную систему измерений — лучше понять это до того, как будет заложен первый кирпич фундамента.
Бог обличает потому, что любит нас. Бог обличает, потому, что желает помочь нам исправиться: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
06 Февраля 2022 - 5 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
05 Февраля 2017 - 5 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
25 Января 2015 - Слава Божия - Преображение Господа Иисуса. Проповедь на день Последнего Воскресенья после Богоявления – EPIPHANIA (Пастор Г. Азиков)
09 Февраля 2014 - Последнее воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
20 Января 2013 - Преображенье Господне (Пастор Г. Азиков)
29 Января 2012 - Последнее Воскресенье после Богоявления (Пастор Г. Азиков)