МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Февраля 2017 года
5 воскресенье после Богоявления
Кол.3, 12-17
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
Как мы уже говорили в первое воскресение по Богоявлении, в Первом Пришествии Христа совершилось прямое вмешательство Бога в историю, равного которому ещё не было. Разумеется, ранее были такие события, как Потоп или Исход из Египта, которые также изменили ход истории. Но, в отличие от них, перемены, произошедшие в результате Первого Пришествия, не столько физические, сколько духовные, ибо они оказали воздействие не на тела, а на души. Однако, Богоявление совершилось 2000 лет назад. А затем Христос вознёсся, Его земное служение закончилось. Спрашивается: завершилось ли тем самым явление Бога и Его действие? Никоим образом. Оно продолжается. Каким образом? Через нас.
Вспомним одно из величайших чудес Иисуса - единственное, описанное всеми евангелистами – умножение хлебов для насыщения 5000 человек. Чудо совершил Иисус, но умноженный хлеб раздавал народу не Он Сам, а Его ученики. Это раздаяние хлеба учениками являет собой прообраз совершающегося через Церковь Божьего действия. Христос действует, давая нам, как Своим ученикам, необходимое для того, чтобы творить Его волю, но творить её должны ученики. Таким образом, милость Господа является миру через учеников, в т.ч. и через нас, здесь присутствующих. Каким образом это происходит? Об этом говорит нам св.ап.Павел: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства». Сие означает, что мы призваны вести жизнь, в которой отчётливо видно изменяющее её к лучшему Божье действие. Мы призваны жить так, чтобы и другие люди, видя сие действие, захотели жить так же, т.е. сиять отражённым светом Христа. Следует иметь в виду, что нам, как ученикам Господа, нужно именно сиять, а не тускло светить, потому что, в условиях видимого мира, свет Господень не столь ярок, как свет искусственных огней человеческого непотребства. Посмотрите новости в газетах или в интернете: политические интриги, а также статьи о том, какой актёр с кем развёлся, какая актриса от кого родила, какой музыкант кому вчинил иск, кто с кем подрался и тому подобный мусор, который большинство считает откровением, важной информацией. Если бы не считали, то не было бы соответствующих публикаций. Их наличие, их количество показывает, что спрос огромен. А что говорится об истинном свете – о свете Христа, о подвигах христианского служения, об истинной любви и милосердии? Ничего. Что неудивительно, потому что о мирном и благостном житии писать неинтересно. Вот скандалы и сплетни – совсем другое дело. Поэтому христиане попадают под прицел прессы в основном в связи с недостойными деяниями: то монах на «мерседесе» кого-нибудь собьёт, то священника изобличат в педофилии. На крайний случай о христианах напишут в случае взрыва в церкви, устроенного террористами. Но о служении не будет ничего. Что, впрочем, неудивительно, потому что истинное христианское служение совершается в тишине, в личном общении с ближними, да к тому же не ищет похвал и рекламы. Почему не ищет? Потому что истинный христианин служит Господу и не нуждается в людском одобрении. Люди мира тоже служат, но отнюдь не Господу, поэтому не просто ищут, но настойчиво добиваются земных отличий. Христианин же о таковых не помышляет, ибо наша награда – на небесах. Поэтому христианское служение может быть очень неприметным, не бросающимся в глаза. Но именно в нём, в этом неприметном служении является в мир свет Бога, именно через Него реализуется присутствие Христа, продолжается Богоявление. Почему христианин не гонится за отличиями? Потому что понимает, что никаких особенных заслуг у него нет. Ведь свет, исходящий от христиан не их собственный, а Господень. Однако, для того, чтобы он мог идти через нас, требуется стать прозрачными для него. А для этого требуется изменение сознания, при котором Христос действительно станет высшей истиной и мерилом всего, при котором именно Он займёт в жизни первое место. Именно в этом случае мы будем христианами постоянно, а не только во время мессы, и сможем творить волю Божию, как этого хочет Господь.
Мы призваны возвещать Спасителя, но таковое возвещение не будет стоить ничего, если слово не будет подкреплено соответствующей жизнью, в которой есть, как говорит Павел, «милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение», а также прощение, любовь и Божий мир. Так вот, есть ли в нас всё это? Соответствует ли наша реальность тому, что должно быть?
Христианин призван быть христианином не в самоизоляции от мира в пустыне или за стенами монастыря, а как раз в самой гуще повседневности, потому что не люди должны идти к нам, а мы к ним. Мы участвуем в повседневности, занимаемся её делами, но не так, как неверующие, потому что наши деяния имеют под собою другое основание – служение Господу. Но нельзя служить Христу, не имея Христа. А тут уже всё в наших руках, потому что Господь никогда не откажет в помощи и поддержке ищущим Его, но не ищущих к поискам принуждать не будет.
Каждый человек рано или поздно задаётся вопросом, для чего он живёт. У каждого ответ на этот вопрос будет свой. У истинного христианина ответ только один – он живёт для Господа, ибо Христос является главным содержанием его жизни. Поэтому все его деяния совершаются для Христа и во имя Христа. Но жизнь для Христа не во внешней набожности и не в ханжестве и не в многословных рассуждениях на догматические темы. Павел говорит: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий». Христианин – это проводник небесного света, к которому окружающие тянутся потому, что с ним хорошо. Когда преображённый Христос явился ученикам в сиянии небесной славы, Пётр сказал: «Хорошо нам быть здесь». Вот так же хорошо должно быть людям в нашем присутствии, потому что в нас должен быть тот же свет, что осиял Петра на горе Фавор. Так и будем жить, являя ближним свет Божий; будем творить волю Господа, и, как говорит Павел, «…всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
06 Февраля 2022 - 5 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
10 Февраля 2019 - 5-е воскресенье после Богоявления (Пастор Е. Романенко)
25 Января 2015 - Слава Божия - Преображение Господа Иисуса. Проповедь на день Последнего Воскресенья после Богоявления – EPIPHANIA (Пастор Г. Азиков)
09 Февраля 2014 - Последнее воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
20 Января 2013 - Преображенье Господне (Пастор Г. Азиков)
29 Января 2012 - Последнее Воскресенье после Богоявления (Пастор Г. Азиков)