МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Октября 2018 года

20 воскресенье после Дня Св. Троицы


(Мф 25:14-30).
Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошёл и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё». Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие Иисус, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Дорогие братья и сестры,
При чтении Священного Писания иногда чувствуешь не только умиротворение или надежду. Признаюсь Вам, в моей жизни был такой период когда я вообще не мог читать Писание. Я открывал его и почти на каждой странице видел Божий Суд: праведное и справедливое осуждение. Потому, что Писание с первых глав книги Бытия и до конца книги Откровения свидетельствует нам о том, кто мы — падшие люди, согрешившие и лишенные Славы Божьей (Рим 3:10). Поэтому, хотя это и Величайшая Книга из когда-либо изданных, читать ее не всегда так уж приятно.

Многие христиане, изучая Писание, скрепя сердце читают отрывки о том, что нам, христианам, следует вести определенный образ жизни, например: не пьянствовать, не обманывать, не блудить, не гневаться и не ругаться на наших ближних. А вот отрывки, которые говорят о том, что христианам следует не просто воздерживаться от тех или иных действий, но которые призывают к активным действиям - христианам нравятся еще меньше. И уж тем более христианам не нравятся те пассажи, которые говорят не только о необходимости активных действий, но и об ответственности и даже о наказании, например, за бездействие.

Вот и сегодня перед нами как раз такой «неприятный» текст: притча о рабах и талантах. Скажу Вам честно, я бы сам очень не хотел, чтобы эта притча была в Евангелии. Однако (благодарение Богу!) объективная реальность, тем более, реальность Божьего Слова, не зависит от моих личных мнений или предпочтений. И эта притча там есть. А значит, нужно попробовать понять ее смысл. Понять, что именно Господь хочет нам сказать. Ну что же, попробуем разобраться.

Когда я был маленьким, у меня часто вызывали недоумение строки в классическом стихотворении Пушкина, которое, я уверен, и Вы все в школе учили. В его «У лукоморья» - прологе к «Руслану и Людмиле» - есть такие слова (помните?): “Там царь Кощей над златом чахнет”. Так вот, я все недоумевал: если у Кощея есть золото (и, скорее всего, золота немало!) - то почему он именно “чахнет”, т. е. страдает?

Ведь мог бы Кощей - рассуждал я ребенком - пойти, купить себе на это золото чего-нибудь хорошего - мороженого, например - и перестать страдать. А уж если предположить такой маловероятный сказочный сценарий, в котором Кощей покаялся - он мог бы вообще взять это золото и закатить пир на весь мир, угостить весь честной народ. Он мог бы не только себя, но и других людей сделать счастливыми!

Однако, властелин подземного мира из славянского фольклора предпочитает именно чахнуть, т.е. страдать, иссыхать. Почему? Да потому, что золото, которое лежит мертвым грузом не приносит счастья даже тому, кто мог бы потратить его на себя - не говоря уже о том, чтобы потратить его для счастья других. Потому, что это золото, так сказать, не работающее. Это золото ради золота, накопление богатств ради самих богатств.

Воистину, царю Кощею было бы чему поучиться у тех самых благоразумных рабов из Евангельской притчи, которую мы сегодня услышали. Оба они не хранили выделенные им деньги, как сейчас говорят, “под матрасом”, (не «чахли» над своим золотом, точнее серебром) а пошли и пустили их в дело. А выделено, кстати, им было немало. Талант - древняя мера веса. И, например, т.н. аттический талант серебра равнялся 26 кг. В пересчете на современный курс два таких таланта, это, если не ошибаюсь, почти 5 млн. рублей — весьма солидная сумма!

И оба благоразумных раба, как свидетельствует нам Евангелие, задействовали свое серебро так, чтобы оно работало. И получили с этого неплохую прибыль. Один из них на те пять талантов, которые у него были, приобрел еще пять. Т.е. он достиг доходности в 100% - результат, которым может похвастаться не всякий современный инвестор!

Итак, чему учит нас эта притча Иисуса? Разумному инвестированию? Ну что же, разумное инвестирование - это, конечно, дело хорошее. Но, быть может, Господь использует эту аналогию не за тем, чтобы преподать Своим ученикам урок финансовой грамотности? Быть может, Он использует образы, близкие и понятные его современникам, чтобы передать более глубокий смысл?

К этой притче логически примыкает (предшествует ей) притча о мудрых и неразумных девах, которую Вы все, я уверен, читали. Если помните, неразумных дев не допускают на брачный пир. Почему? Потому, что в решающий момент, когда от них потребовалась готовность встретить Жениха - они не были готовы. И эта притча учит нас не столько заранее запасаться маслом (ну, или другими источниками освещения) в темное время суток, сколько быть всегда готовыми к встрече с Господом.

Так и в притче о талантах образно показано, что Господь вверяет своим служителям определенное имущество, собственность, или даже точнее - определенный ресурс. Это аллегорически изображено как таланты серебра - немаленькие, как мы видели, денежные суммы!

«Отправляясь в чужую страну, призвал (Он) рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился».

Рабам дается ресурс, то, с чем можно работать. Кстати, наше слово «талант» (в значении дарование, одареность), как и выражение «зарывать в землю свои таланты» пошли именно из этой притчи. Причем, обратите внимание, подчеркивается, что дано “каждому по его силе” - т.е. Господин не налагает на своих служителей больше ответственности, чем такая, с которой они смогут справиться.

И даются эти дары с вполне конкретной целью. Господин - а эта фигура в притче, как Вы уже, наверное, догадались, символизирует Христа - дает своим служителям эти ресурсы. И Он хочет, чтобы эти ресурсы приносили плоды. А не лежали мертвым грузом, как золото у всем известного Кощея.

«Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два».

Обратите внимание: это не “дары ради даров” или “ресурсы ради ресурсов”. Такие ресурсы или дары, которые дает нам Бог - будь то имущество, природные таланты (дарования), умения и навыки или даже чрезвычайные дары Святого Духа (такие, например, как дар пророчества или дар исцеления) - не самоцель. Они всегда даются с определенной целью и должны давать результаты, приносить плоды.

И, думаю, полноценная христианская жизнь означает реализацию этих даров. И поэтому христианская жизнь есть всегда в той или иной мере служение. Это служение может принимать самые разные формы, в первую очередь в Церкви. Например, человек, имеющий хороший голос может петь в хоре, хорошо умеющий организовывать людей — работать в приходском совете; женщина, которая хорошо находит общий язык с детьми, может проводить занятия воскресной школы или работать с молодежью. Служение может иметь разные формы не только внутри Церковной общины, но и за ее пределами. Например, служение помощи нуждающимся, утешения, наставления, даже миссии и благовествования. Талант, т.е. дар, ресурс, дан “каждому по силе его”.

И вот, в урочный час, Господин возвращается и требует от своих рабов отчета: как они употребили те ресурсы, которые Он им доверил? Какие результаты принесло их служение?

«И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Ну что же, Господь показывает нам положительный пример. Если наш дар, т.е. наш ресурс действительно работает — вот, какие результаты нам следует приносить. И за это обещана достойная награда. Однако, в нашей притче есть и отрицательный пример:
«Подошёл и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё».

Обратите внимание, неверный раб словно говорит: “Я знал, Господин, что если у меня ничего не получится - я могу от тебя получить нагоняй”. Поэтому неверный раб выбирает наиболее уютный и безопасный способ бытия (в пределах своей, как сейчас говорят, зоны комфорта). Если что-то делать - всегда есть шанс ошибиться, оплошать, не преуспеть. Но если не делать ничего - то и ошибиться нельзя! И вот с этой мыслью он возвращает доверенный ему ресурс своему Господину: “Вот тебе твое”.

Мы видим, что неверный раб замкнулся в себе. Он скрыл свое сокровище, свой ресурс, предпочел не рисковать. И, обратите внимание, наказан он не за то, что не достиг каких-то выдающихся результатов, а за то, что не сделал ничего. Участь его незавидна:
«Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Вот она, угроза осуждения, которая так не нравится нам, христианам. Осуждения за пассивность. Осуждения для тех, кто не использует данные (ему или ей) Богом ресурсы и дары. В Евангельском тексте эта угроза осуждения есть. И от нее никуда не деться. Вот он, нависающий над нами молот Закона для этого конкретно отрывка.

Но в чем же тогда заключается наша надежда Евангелия? И вообще, есть ли она здесь?

Если нет, то, видимо, следует сосредоточить все свои усилия на том, чтобы не действовать в этом мире как неверный раб и не быть за это осужденным. Однако, мне кажется, что надежда все-таки есть. И, что наиболее необычно, увидеть ее можно как раз в словах осуждения:
«…итак, возьмите у него (т.е. у неверного раба) талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

«Всякому имеющему дастся и приумножится». Именно так. Кто имеет, тому будет дано и еще. Священное Писание говорит нам, что если мы не прячем наши дары и наши ресурсы, но действуем в этом мире так, чтобы они работали и приносили плоды для Господа — нас ждет и рост, прогресс на пути нашего служения.

Тому, кто приступает к служению и кто верно использует вверенные ему (или ей) ресурсы - тому будут даны и еще ресурсы - чтобы продолжать Господне дело служения и приносить еще плоды во славу Господа!

Итак, какой можно сделать вывод? Стоит ли нам сосредотачиваться на том, чтобы не вести себя как неверный раб? Можно так поступить. Но, мне кажется, лучше сосредоточиться на том, чтобы подражать именно благоразумному рабу. Чтобы те дары, которые Господь дал нам — а он дал каждому из нас по силе его — приносили плоды в этом мире.

Возможно, будет трудно. Возможно, будет риск. Но, поверьте, всегда приятно видеть плоды своего труда и, самое главное, рост и развитие на пути своего служения. Такое служение, приносящее плоды, способно принести радость не только нашему Господину, но и нам – Его служителям. Тем более, что наши отношения с Господином это отношения не столько долженствования, сколько любви. Ведь Он явил нам Свою Любовь, взойдя на крест за нас и приняв на себя наши грехи.

“Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего”. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 14.10.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

22 Октября 2023 - 20 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Октября 2021 - 20 воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2020 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Октября 2017 - День Всех Святых (20 воскресение после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
09 Октября 2016 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Октября 2015 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Ноября 2014 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Реформации. (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2013 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Ноября 2011 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2009 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)