МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Октября 2016 года
20 воскресенье после Дня Св.Троицы
Евр.2, 1-4
…мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещённое слово было твёрдо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него], при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?
Услышанное сегодня слово из Послания к Евреям возвещает нам нерушимость Божественных обетований – прежде всего обетований Ветхого Завета. О чём возвещали сии обетования? Прежде всего, о милости и благословении, предназначенных Господом для Его народа. Однако, народ мог получить не только милость и благословение. Точно так же он мог полу-чить проклятие и наказание. От чего зависело получаемое? От верности Богу: если народ сохранял таковую, то на него нисходило благословение; а если отпадал от Господа, то попадал под действие проклятий. Читая Ветхий Завет и вспоминая историю народа Божия, мы можем видеть исполнение как тех, так и других обетований. Причём весьма интересно видеть, как Бог приноравливается к уровню мышления людей, пользуясь понятиями, которые они могли вместить. Бесполезно объяснять ученику начальных классов высшую математику – с ним занимаются арифметикой, потому как более этого он не вместит. По той же самой причине обетования Ветхого Завета не касаются каких-то запредельных сущностей – они говорят о самом очевидном: в первую очередь о пребывании народа на данной ему земле: о благополучном житии в случае верности Богу, и о всевозможных бедствиях вплоть до изгнания с указанной земли в случае отпадения. И так как обетования Божии непреложны, то всё сказанное исполнялось в точности, на что и ссылается автор Послания к Евреям, когда пишет: «…через Ангелов возвещённое слово было твёрдо, и всякое преступление и непослушание по-лучало праведное воздаяние». Нас не должно удивлять, что слово было возвещено через Ангелов, потому что в апостольское время бытовало мнение, что Бог в силу Своей святости не общается с людьми непосредственно, делая сие только через посредство Ангелов. Священнописатель, обращаясь к иудеям, пользовался привычными для них представлениями, хотя и ошибочными, т.к. Писание, а именно услышанное сегодня чтение из Книги Исход, свидетельствует нам, что Закон Моисею был дан Богом лично, без участия каких-либо посредников.
Новый Завет знаменует более высокую ступень в отношениях Бога с людьми. На этой ступени последствия отношений между человеком и Создателем уже не привязаны к видимому миру. Главной целью верующих является не безопасное житие на земле, а вхождение в Божье Царство, не имеющее никакого отношения к нынешней реальности. Слово «Евангелие» означает «благая весть», и она точно благая, потому что Господь в первую очередь даёт нам обетование милости, открывая возможность для прощения грехов, оправдания, спасения и вхождения в Его Царство. Но, как и в Ветхом Завете, в Новом так же есть другие обетования, говорящие о проклятии, каковое неминуемо постигнет отпавших от Бога. Однако, сие опять-таки произойдёт не здесь, а в вечности. Ещё один важный момент. В отличие от Ветхозаветного времени, во время нынешнее верность Богу не влечёт за собою видимых позитивных последствий. Как раз наоборот - верность вполне может стать источником больших неприятностей. Не случайно Иисус сказал ученикам, что посылает их как овец в стадо волков и что если гнали Его, то будут гнать и их. В то время как жизнь вне Христа, жизнь во грехе, жизнь по правилам мира как раз может принести богатство и изобилие. Более того. Если христианин отступится от Бога и впадёт во грех, то это не значит, что на него тут же обрушатся всевозможные бедствия. Скорее как раз наоборот, хотя всё может быть, потому что Бог заботится о Своих верных и старается тем или иным способом отвратить от недолжного. Одна-ко, свобода воли при этом не нарушается: если человеку упорно хочется жить во грехе, он может это сделать. Есть множество примеров того, как христиане, в т.ч. духовенство, творит непотребства, и ничего плохого с ними от этого не делается – живут и радуются. Но почему тогда автор Послания к Евреям говорит: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть»?
Он говорит так потому, что своими неразумными действиями сегодня мы можем сильно испортить своё завтра. Итоги подводятся не на земле, они подводятся в вечности, поэтому сейчас последствия содеянного неявны, сокрыты, но станут до чрезвычайности явными в день Пришествия и Суда. В каком-то смысле людям Ветхого Завета было проще. Все их проблемы во взаимоотношениях с Богом ограничивались видимостью, не распространяясь на вечность, в то время как в Новом Завете речь идёт именно о вечности, ибо, как мы уже говорили, отпадение, от которого предостерегает автор, лишает не земных благ, а спасения. Что в этой ситуации особенно важно для нас? То, что люди уже получили всё, потребное для спасения. Господь возвестил Евангелие, дав обетования милости и гнева. Истинность возвещённого была засвидетельствована, как об этом сказано в Послании: «… знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле». Если вы рассмотрите исторический контекст, в котором утверждалась Церковь, то увидите, что без всего этого апостольская проповедь не имела бы никакого успеха. Но сила возвещавшейся учениками истины Христовой была в том, что она подтверждалась фактами – всё было явно и очевидно, и прежде всего самый главный факт – воскресение Христа. Мы получили от наших предшественников истину, засвидетельствованную фактами. Поэтому, как говорится в Послании к Евреям, «…мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» и в результате отпадения не лишиться вечности.
Проблема христиан как ранее, так и сегодня, в невнимательности. В каждое время сия невнимательность своя. В т.ч., в наше время она в том, что очень охотно читают и слышат относящееся к любви и спасению, но совершенно игнорируют относящееся к проклятию, к наказанию за совершенный и неисповеданный грех, т.е. грех, почитамый частью нормального образа жизни. Именно поэтому стало возможно всё то, что мы называем либерализмом, весь тот образ мышления, крайним выражением которого стали однополые браки. Но, бурно возмущаясь по поводу этих так наз. «браков», мы опять можем оказаться невнимательными, пропустив или оставив на периферии сознания, что Новым Заветом осуждается очень много всяких грехов, и что Царства Божия не наследуют не только мужеложники, но и, например, пьяницы. Есть много того, что Господь не приемлет, осуждает и предупреждает о несовместимости таких деяний с Его Царством, но только этого предпочитают не слышать. А верность есть верность во всём, а не в чём-то одном. Вот, например: Господь заповедовал нам свидетельствовать, благовествовать. Мы можем быть верными во многом, но, если не благовествуем, то тем самым игнорируем, нарушаем волю Бога. А если воля Бога игнорируется, то о какой верности можно говорить? И если сейчас есть проблемы с верностью, то потом могут возникнуть проблемы со спасением. А мы живём себе и не беспокоимся, полагая, что всё просто замечательно. Многим христианам Слово Божие вообще не нужно, они его не читают и не разбираются в нём, полагая, что исполнения предписанных обрядов вполне достаточно. Между тем, как можно исполнить волю Божию, если её не знать? Именно поэтому и говорит автор Послания: «…мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть». Лютер призывал всё сверять с Писанием, а один из лозунгов Реформации звучит как «только Писание». Последуем совету автора Послания к Евреям и будем со вниманием относиться к Слову Божию, чтобы понимать, чего хочет от нас Господь, не только возвестивший Свою волю, но и подвердивший её «знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
22 Октября 2023 - 20 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Октября 2021 - 20 воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Октября 2020 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Октября 2018 - 20 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор Е. Романенко)
29 Октября 2017 - День Всех Святых (20 воскресение после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
18 Октября 2015 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Ноября 2014 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Реформации. (Пастор Д. Лотов)
13 Октября 2013 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Ноября 2011 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Октября 2009 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)