МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Октября 2013 года
20 воскресенье после Дня Св.Троицы
Быт.8, 18-22
И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
Когда на смену длительному ненастью приходит хорошая погода; когда после нескольких дней обложного дождя тучи рассеиваются, и мир озаряется солнцем, мы испытываем великое облегчение, душевный подъём, радость. В значительно большей мере эти чувства переживаются тогда, когда заканчивается время бедствий – твоих собственных или всей страны. Вспомним то поистине всенародное ликование, которым сопровождалась весть о победе в Великой Отечественной войне. Не сомневаюсь, что, выход из ковчега стал для Ноя и его ближних днём великой радости. Великое бедствие потопа осталось позади, и Сам Бог дал гарантию того, что подобное никогда больше не произойдёт. Начиналось новое время, дававшее возможность спокойно жить и трудиться. Казалось бы, ну что ещё нужно? Живи и радуйся. Но нет. Прошло сравнительно небольшое время, и людские беззакония вновь умножились. Поистине, человек обладает великим талантом создавать вокруг себя всяческую мерзость, каковой талант и являл на протяжении всей истории. Вот хотя бы Вторая Мировая война. Она принесла народам Европы неисчислимые бедствия: гибель десятков миллионов людей, разрушенные хозяйства, уничтоженные города, погибшие сокровища культуры. Что могло быть лучшим предостережением против повторения, чем всё сие? Но нет. Не успела она окончиться, как тут же завертелся новый тур интриг высокой политики, поставивший мир на грань всеобщей катастрофы. На этой грани человечество балансирует до сих пор. Винить во всём этом некого, кроме самих себя. Ведь мир состоит из людей, обладающих свободой воли, которой они пользуются так, как считают нужным. Почему же они не считают нужным жить спокойно? Почему они всё время изобретают на свою голову всевозможные проблемы, неприятности и бедствия? Об этой причине говорит нам услышанное сегодня Слово Божие: «Помышление сердца человеческого – зло от юности его». Это и есть сущность того, что называется первородным грехом: склонность к дурному, к противостоянию Богу, от рождения живущая в каждом из нас. И деваться от неё некуда.
Ветхий Завет сменился Новым. На смену власти Закона пришло Евангелие, возведшее нас на новую ступень отношений как с Богом, так и друг со другом. Многое изменилось. Мы стали намного лучше понимать Бога, и в Его Слове открылись такие глубины, о которых наши предшественники не могли и помыслить. Изменилось многое, но не наша сущность. Люди как были грешниками, так ими и остались. И если посмотреть, при каких обстоятельствах и каким образом мы грешим, то будет очевидно, что большая часть означенных грехов есть не что иное, как результат наших вожделений. Следуя за ними, мы всё глубже увязаем в неприятностях, от которых потом сами же и страдаем. Что же становится причиной пребывания в плену этих вожделений? Отсоединённость от Бога. Я не говорю о тех, кто вообще в Него не верует - с ними и так всё ясно. Проблема в том, что даже для верующих Бог то и дело оказывается где-то на задворках сознания, в то время, как на первый план выдвигается собственное «я» со всеми его прихотями. А если «я» стоит на первом плане, то вполне естественно, что его прихоти должны удовлетворяться вне зависимости от того, согласуются они с Божьими предначертаниями или нет. Между тем, нормальная жизнь возможна лишь постольку, поскольку она согласуется с Божьей волей. Ведь именно Бог является Творцом нашего мира, и именно Его законами этот мир управляется. Поэтому, когда человек выдвигает на первый план самого себя, происходит искажение основополагающих принципов бытия и нормальная жизнь становится невозможной. Эти искажения, если вовремя не одуматься, вполне в состоянии привести к прекращению бытия как такового. Простейший пример. Мы наконец-то стали осознавать ценность жизни; мы наконец-то всерьёз заговорили о правах человека. Но, не рассматривая эту тему в контексте Божьей воли, умудрились довести её до полного абсурда, примером чему служит современная Европа, в некоторых странах которой понятие прав человека стало синонимом понятия «права на грех». Любые извращения могут открыто пропагандироваться, в Голландии можно совершенно легально покупать и употреблять наркотики, а семья перестала рассматриваться как союз мужчины и женщины. Однополое сожительство становится узаконенным явлением и такой, с позволения сказать, «паре» могут дать детей на усыновление. И, дабы извращенцы не чувствовали себя ущемлёнными, кое-где уже отменили такие ключевые понятия, как «отец» и «мать», заменив их на 1-го и 2-го родителя. Извращения распространяются всё шире, принося соответствующий результат в виде ежегодного сокращения коренного населения, потому что, как уже было сказано, жизнь не может быть нормальной, если она нарушает установленный Богом порядок. И да сохранит Господь нашу страну от подражания Европе! А теперь такой вопрос: можно ли противостоять как человеческой глупости вообще, так и собственной в частности, и если можно, то как?
Можно. Для этого требуется никогда и ни при каких обстоятельствах не ставить себя на первое место, потому что именно от этого и проистекают наши беды. Первое место во всех обстоятельствах должно отводиться Богу, и именно Его воля должны быть абсолютным критерием, определяющим наши действия. Мои собственные желания имеют право на существование лишь постольку, поскольку согласуются с волей Бога. Принятие этого тезиса как руководства к действию ведёт к тяжкой борьбе с самим собой и своими привычками, но дело того стоит. От первородного греха мы, разумеется, не избавимся, т.е. будем делать недолжное и дальше. Но, во-первых, количество этого недолжного существенно уменьшится, а во-вторых, мы сможем осознавать недолжное именно как недолжное и относиться к нему соответственно, т.е. со стыдом и отвращением. Тот же, кто не принял первенства Бога, не уйдёт далеко, и даже благо будет обращать во зло.
Всё вышесказанное должно побудить нас к действиям по двум направлениям. Первое направление – мы сами. Каждый из нас призван утвердить в своей душе первенство Бога, дабы идти не путём смерти, а путём жизни и дарованные Богом блага использовать именно во благо, а не во зло. Второе направление – наши ближние, благовествование им, чтобы они осознали правильный масштаб мироздания, своё место в нём, и как сказано в Писании, смирились под крепкую руку Божию. Богу угодно, чтобы мы поступали именно так. Ему угодно, чтобы мы были Его письмом миру, чтобы мы улучшали мир, вели его к исполнению Божьего замысла. Но Ему не угодно, чтобы мы занимали пассивную позицию, чтобы мы были зрителями, рассуждающими об испорченности и деградации, но не делающими ничего для того, чтобы сию испорченность и деградацию остановить, чтобы воспрепятствовать им.
Как мы слышали сегодня в Книге Бытия, Господь сказал: «…не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.». На первый взгляд это обетование говорит о бесконечной продолжительности времени, благодаря чему создаётся иллюзия, что так будет всегда. А если так будет всегда, то можно ни о чём не беспокоиться и делать то, что тебе хочется. Но это не так, потому что «все дни земли» ограничены. А когда они закончатся, будет суд, на котором не останется ничего сокрытого. И тот, кто отверг Божью волю, вкусит плоды своих деяний. Бог даровал нам время, которое особо ценно именно вследствие своей ограниченности. И пока оно у нас есть, им надо активно пользоваться для того, чтобы направить как свою жизнь, так и жизнь ближних не по своему собственному пути, ведущему к проклятию и смерти, но по пути Бога, по пути жизни и благодати – по пути, ведущему верных к вратам вечности. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
22 Октября 2023 - 20 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Октября 2021 - 20 воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Октября 2020 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Октября 2018 - 20 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор Е. Романенко)
29 Октября 2017 - День Всех Святых (20 воскресение после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
09 Октября 2016 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Октября 2015 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Ноября 2014 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Реформации. (Пастор Д. Лотов)
06 Ноября 2011 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Октября 2009 - 20 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)